Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

РУМАНОВ Аркадий Вениаминович
(1878 - 1960)
Юрист, журналист, меценат. С середины 1919 г. в Лондоне был представителем Политического совещания при генерале Юдениче. Член Лондонского Комитета Освобождения России. Впоследствии жил во Франции.
****************************************************************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ПИСЬМО Н.К. Рериха к Руманову А.В. (26 ноября 1911 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Руманову А.В. (21 мая 1917 г. Сортавала)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Руманову А.В. (27 июня 1917 г. Yhin-lahti )
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Руманову А.В. (3 октября н/с 1917 г. Сердоболь)
А. Руманов. ВЫСТАВКА Н.К. Рериха (в Лондоне) (Последние новости (Париж). 1920. ? 8)

******************************************************************************



26 ноября 1911 г.
Письмо Н.К. Рериха к Руманову А.В.

Дорогой Аркадий Вениаминович.
Спасибо за Ваше предложение постоянного сотрудничества в Русском Слове.
Прошу передать мою признательность Ф.И. Благову за добрую память.

Теперь мне хотелось бы знать точно размеры моих заметок и день, когда статьи должны появиться, а также и все условия. Вы знаете, я имею тяготение к исполнительности, а потому возможную ясность и точность считаю верным залогом лучших деловых отношений. Конечно, размеры статей не должны быть слишком велики. В газете лучше всего небольшие, ясные куски.

Передайте мой искренний привет Ивану Дмитриевичу.
Душевно Вам преданный

Н.Рерих.
26 Ноября 1911.

Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. РС.20.51 2л.
_______________________________________________________________



21 мая 1917 г. Сортавала.
Письмо Н.К. Рериха к Руманову А.В.

Дорогой мой друг, прикоснулся я к земле и опять оживаю. Хочется послать Вам слово доброе, слово дружбы. Здесь хорошо. Вид на Ладогу неслыханно бодрый. По воздуху, по возвышенности - прямо русская Швейцария, впрочем, русская ли?
Черкните Вашим телеграфным стилем Ваши переживания. Мои мысли уже приходят в порядок, уже хочется работать. Привет Евгении Львовне. Если приедете, надо комнаты заказать заранее - всё переполнено Петербуржцами. Хотел приложить к моим рукописям ещё два отрывка, но подожду, приложу к следующему письму. Имейте в виду, что почта очень плоха. 'Р[усское] Слово' доходит с провалами в 3-4 дня.
Черкните словечко. Да поможет Вам мой дружеский флюид.
Ваш искренно
НР.

21.V.1917. Sortavala.

РГАЛИ. Ф. 1694, А.В. Руманов. Оп. 1, д. 546, л. 23,24.
Автограф письма.
_____________________________________________


27 июня 1917 г. Yhin-lahti .
Письмо Н.К. Рериха к Руманову А.В.

Дорогой Аркадий Вениаминович, в гостинице Seurahuone в Sottaval'е освободились комнаты. Так что, известив заблаговременно, можно приехать, как Вы и предполагали. Жду Вашу весточку.
Посылаю для прибавления в книжку 5 отрывков. Карандашом помечено в какой отдел, а точное место я определю в корректуре.
Прилагаю маленькую информацию для Гельсингф. газет, если точно по политич. моменту признаваться в дружбе можно. Уже сработано десятка два этюдов и эскизов. Опять творчество заварилось, и, оказывается, жить опять можно. Всё-таки единственно в работе, в искусстве я становлюсь крепко и чувствую смысл. Пишите, и пусть будет у Вас всё ладно и не худо.
Привет наш Евгении Львовне.
Ваш искренно
НР.
27 Июня 1917 г.
Yhin-lahti

Приложенные отрывки - свидетельства моих настроений.

РГАЛИ. Ф. 1694, А.В. Руманов, оп. 1, д. 546, л. 25,26.
_________________________________________________


3 октября н/с 1917 г. Сердоболь
Письмо Н. К. Рериха к А. В. Руманову

Дорогой Аркадий Вениаминович,
хочется побеседовать с Вами. У Вас, верно, много решений - хороших и жизненных. Вы говорите о строительном настроении. Но, что строить, не вижу, не знаю. Могу писать картины, но что с ними делать, как с ними поступать - не ведаю. Предлагают продать собрание картин - моих друзей. Нужно ли на это решиться - и что дадут взамен картин? Тоже не знаешь, как быть.

Поступать, как поступает половина Россиян, т. е. проедать маленькие сбережения, выворачивать наизнанку старые запасы и платья без всяких надежд и перспектив, в чаянии на скорый конец вообще всего? Ведь это не строительство и уж очень мрачно это. И вот я, живший всегда будущим, попадаю в сегодняшний день, в порцию муки и крупы, без всяких мечтаний.
Вижу, что дело Школы разваливается без средств и при глупости учащихся. Значит, скоро и квартиру будем искать. И вдруг все данные, все сведения и знания оказываются неприменимы.

Ещё весною мы были в положении 'отклоняющих предложения', а теперь где всё это? Может быть, зря и в Министерство Торговли не пошёл. Конечно, теперь, именно больной, я чувствую, как никогда, близость моего искусства, его ценность для меня. И вспоминаю, что Билибин только что говорил мне, что с удовольствием взялся за обложку, т. е. за то, что решил недавно более не делать.

Столько серьёзного, жизненного нахлынуло. Ведь скоро об искусстве только говорить будут, а применять не будут. Может быть, всё это плохое настроение больного, но, меняя рубли на марки и получая за 250 р. мешок муки, - делается страшно. Ведь эти масштабы ни с чем не соизмеримы. Ведь приходы те же, а расходы в 6-7 раз больше. Расчёт понятный и пугающий. Всё, что было так хорошо, станет так безнадёжно худо. И мы ещё будем, безработными, сидеть на своих творениях. Чувствую, надо поправиться и искать работу.

Надо начать снова, но где и что начать? Устроить за границей выставку; это теперь, при современной репутации всего русского? Что начать и где? Может быть, и Вы этим вопросом заняты и Ваши строения сложны. Всё это трудно. В тиши хорошо, когда есть покой, но, представляя себя себе оторванным и оконченным, тоже трудно. Что лучше?

Пока лечусь и пробую работать, но слабость большая, устаю. Голова работает ясно, образы выявляются, и нужные только для меня вещи наполняют ящик. Мой дорогой друг, мне захотелось побеседовать. Беседа невесела. Думаю, и у Вас нет веселья. Привет Евгении Львовне.
Сердечно Ваш
HP.
3 окт. н/с. 1917. Сердоболь.

РГАЛИ. Ф. 1694, А. В. Руманов, on. 1, д. 546, л. 27-28об.
Автограф письма.
____________________________________________________________


28 апреля 1920 г.

А. Руманов
ВЫСТАВКА Н. К. РЕРИХА
От нашего корреспондента в Лондоне

28-го апреля в галерее Гупил открыта обширная (198 номеров) выставка произведений Рериха, составившая крупное художественное событие Лондона.

Лик Рериха сложен. К сокровищу его многообразного творчества подходы были трудны. Но зато, овладев путями мастера, открыли в них чудесные ценности. Во Франции Рериха сравнивают с Гогеном. На юге находят что-то общее с Монтигельмом. В Финляндии Рериха считают сродственным Галлену. В Норвегии ищут сходство с Мунком. В Дании мастера называют 'Метерлинком в живописи'. В Стокгольме находят восточное сродство - японское и индокитайское. В Праге Рериха называют византийцем. Испания Рериха сравнивает с песнями Рабиндраната Тагора. В России Рериха сравнивают с Врубелем,

Нестеровым, Суриковым. Так велика индивидуальность Рериха. Если взять многочисленные монографии о мастере, то вас поражает разнообразие подходов к творчеству Рериха. Мистик, теософ, путник, самоуглублённый искатель, многознающий и хранящий. В России всё чаще приходится слышать: рериховская туча, рериховский дым, гора, как у Рериха, вороны Рериха. Возникает как бы особый мир Рериха. Очарованная особая страна Рериха. При разнообразии красок, при неожиданности способов исполнения, при различности материалов для выражения, у Рериха мы уже теряем устремление к технике и забываем о сюжете.

Перед нами вырастает особый духовный мир, властный своей убедительностью, притягательный своей простотой, прекрасный своей искренностью. В вечных исканиях Рерих кристаллизует своё искусство, находит новое обобщение линий, новое преломление красок. Свою выставку мастер назвал: 'Очарования России'. Этот художник, всегда любящий Россию, и здесь остался верным себе. И сейчас особенно дорого его творчество, творчество своеобычное, так непохожее на окружающее нас многое современное; в нём мы прикасаемся к особому миру. Там свои законы, там своя связь, но правда там та же - убедительность, красота и прозревающая значительность.

Около картин Рериха хочется тишины - будут ли это пейзажи со скалами и далёкими озёрами - будут ли это картины древней жизни, или образы, полные пророческих указаний. Хочется доверчиво подойти к тому общему языку, который лишь один может помочь разрозненному человечеству. Неотъемлемо входя в группу лучших русских художников - Серова, Врубеля, Сомова - Рерих заслуженно пользуется всемирною известностью. И на выставке в галерее Гупил, среди разновременных произведений мастера, обозначается ясно, что он идёт вперёд с новыми силами и краски его и ранее сильные и певучие становятся ещё сильнее и кристальней, а неисчерпаемость образов по-прежнему бесконечна. Драгоценно, что Россия может показать Европе искусство.

Последние новости (Париж). 1920. (На русском языке).
Публикуется по изданию: Н.К. Рерих (1919-1920) Материалы к биографии.СПб. Коста. 2011.
________________________________________________________