Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

СТЕПАН ПЕТРОВИЧ ЯРЕМИЧ

(1869 - 1939)
- живописец-пейзажист и историк искусства.

*********************************************************************************************
 
 
  
 

Рис. Добужинского. С.П. Яремич, А.Н. Бенуа, Е.Е.Лансере.
**************************************************************************************

СОДЕРЖАНИЕ

Письмо Н.К. Рериха к Васнецову А.М. (18 декабря 1903 г.)
С. Яремич. "О НАПРАВЛЕНИИ "Мира искусства" (Русская молва.(12.01.1913.
) С. Яремич "ЛОБЗАНИЕ ЗЕМЛЕ" (4 января 1914 г.)
С. Яремич. НОВИЗНА В ИСКУССТВЕ (Биржевые ведомости. 1915. 31.03.? 14755.)
С. Яремич. ЖИВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА. (4 мая 1915 г.)
Хроника Новый музей современного русского искусства (13 окт. 1915 г.)
С.П. Яремич. "Через былое в будущее" (К 25-летию творчества Н.К. Рериха, декабрь 1915 г.)
С.П. Яремич. "У ИСТОКОВ ТВОРЧЕСТВА".
Хроника. В Обществе поощрения художеств (31 марта 1917 г.)
Открытое письмо Н.К. Рериха к Яремичу С.П. (16 мая 1917 г. Сердоболь)
Письмо С.П. Яремича к Рериху Н.К. (18 июля [1917 г.])
Телеграмма Н.К. Рериха - Степанову И.М., Яремичу С.П. [11 ноября 1917. Сердоболь]
Письмо Н.К. Рериха к И.М. Степанову, С.П. Яремичу (28 января 1918 г.)
Открытое письмо Н.К. Рериха к И.М. Степанову, С.П. Яремичу (4 апреля 1918 г. Стокгольм)
Открытое письмо Н.К. Рериха к И.М. Степанову, С.П. Яремичу (11 октября 1918 г. [Выборг])
**********************************************************************************************


1903 г.

ПИСЬМО Н.К. Рериха к Васнецову А.М. (18 декабря 1903 г.)

Многоуважаемый Аполлинарий Михайлович.
Спасибо за хорошие слова о моём монастыре; Ваше мнение мне особенно дорого. (Не ставьте его в особенно сильном свету; - у меня мастерская довольно темноватая) - спасибо за все Ваши заботы и хлопоты.

Как быть с Яремичем? я почему-то считал его членом Мира Искусства до сих пор. А Бог знает, член или экспонент он, в сущности. Мир Искусства всегда перечисляет его в центре своих сочленов и он один из самых близких Миру Иск. людей; как разобраться в этом делении? и не придумаю.

Ужасно сожалею, что не могу быть к открытию, но всё-таки не теряю надежды побывать в Москве. Ответа из Академии Наук пока не имею; буду отстаивать всеми силами, - а там что Бог даст.
Поклон союзникам. Все Ваши извещения и приятны мне и необходимы.

Искренно Вам предан
Н.Рерих

Отдел рукописей ГТГ, ф.11/754.
_____________________________
 
  
 

С.П. Яремич. Украинский пейзаж.
____________________________

1913 г.

С. Яремич.
О НАПРАВЛЕНИИ "МИРА ИСКУССТВА"
(фрагмент)

...Наиболее сильное впечатление производит Рерих. Он как-то сразу вырастает, и значение его становится бесспорным. В творчестве его чувствуется зрелость и большое напряжение. Он представлен 35 вещами, и все они в совокупности не кажутся монотонными, каждый кусок в отдельности живёт своей жизнью и достигает замечательной силы, не нарушая общего смысла всего труда.

Постоянно слышатся жалобы на упадок веры, на разложение религиозного чувства, но вот замкнутый в себе художник доказывает противное. Он всё время говорит о нездешних мирах, и его воображение полно ярким горением. Этот взгляд, мрачный и одинокий, ищет просветления и находит его в ненарушимом и вечном - в природе и загадках прошлой жизни.

Вот художник, действительно отвоевавший свою область. А как вначале он казался иллюстративен и даже подражателен. Но настоящий смысл достижения заключается в том, что художник должен сперва пользоваться чужим опытом и даже чужими формами.

Основной смысл его мечты - подземный мир, там он [черпает] жизненную силу, и, выходя на воздух, на приволье, он никогда не забывает
о глубинах, о корнях, об источниках познания. И, может быть, в силу этого
он с особой остротой чувствует красоту природы - то холодок утра или
пурпур заката и скорее весна, чем осень. Глубокое познание подземной
жизни даёт художнику силу убедительности даже в порядке идей, потерявших для нас свою свежесть.

В значительной и своеобразной форме вложено чувство Воскресения в огненном ангеле, вооружённом 'мечом мужества', готовящемся проникнуть к источнику жизни, охраняемому спящими [воинами]. Грозный смысл последнего суда выражен, как ни у кого из современных мастеров. Над залитой пожаром землёй высится 'Ангел конца, грозный-прегрозный : Ангел последний'. Вдали ещё видны сквозь клубы дыма, отдалённые холмы, как бы сулящие надежду, но это мечта художника. Как ни жаль расстаться с землёй - конец всё равно неизбежен.

Ещё одно свойство поражает в творчестве Рериха - у него крепко связан и согласован стиль его произведений. Форма предметов каждый раз безошибочно найдена. В основу его взгляда заложен пряный и насыщенный красочностью приём древней новгородской живописи - источник, к которому до сих пор никто из наших художников не обращался.

Как контраст Рериху, удивительно неожиданное впечатление производит Петров-Водкин и Сарьян....

Русская молва. 1913. 12/25 января. ? 32.
______________________________________
 
  
 

С.П. Яремич. Крюков канал в белую ночь. 1914.
____________________________________________


4 января 1914 г.

ЛОБЗАНИЕ ЗЕМЛЕ
(Рерих, собрание сочинений, книга первая)

'Я люблю этот край, здесь так легко живётся; здесь мои корни, эти глубокие и тонкие корни, которые прикрепляют человека к земле, где родились и умерли его предки, корни, привязывающие его и к тому, что относится к мысли, и к тому, что касается еды, - одинаково как к обычаям, так и к пище, к местному говору, к интонации крестьянской речи, к запаху почвы, деревни и самого воздуха'. - Этими словами Мопассана о своей родине как нельзя более точно выражается основное настроение книги Рериха. Но только у Рериха чувство связи с землёй более углублённо и ярче выражено понимание родства с ней, подкреплённое уверенностью, что только в её глубинах мы у себя дома. И притом, не заметно ни малейшего оттенка страха или томления. Почти с каждой страницы веет совершенно своеобразным чувством, проникнутым трепетным благоговением перед теми красотами, что так необдуманно попираются ногами, и недоумение, что то, в чём заключается единственно верная точка опоры, может внушать безотчётный страх, как нечто такое, с чем связано уничтожение личности.

Мы так срослись с чувством эгоистического самоуглубления и с мыслью, что с уничтожением личности теряется всякий смысл существования, что как-то непривычно среди всеобщего стенанья услыхать простой и здоровый голос, зовущий к радости труда, убеждающий отбросить, как ненужный балласт, всякое раздвоение и доказывающий бесполезность психологических пыток во имя воображаемых страхов перед растворением личности. Что-то стихийное слышится в этом зове - в нём древний смысл, оживлённый современной интонацией.

Самое главное - разгадать смысл 'души земли' - вот куда должно быть направлено усилие способностей. Как ни велико значение души народной, земная сущность её поглощает без остатка. Земля ревниво таит свои сокровища и открывает их немногим. Не в драгоценных камнях, не в жемчугах, не в золоте и в серебре заключаются эти сокровища, а в тех фрагментах, которые дают ключ к уяснению смысла живых явлений, приближая их из глубины веков, делая их родными и близкими для нашего понимания.

Тот, кто горит страстным желанием проникнуть в смысл далёких событий, не без трепетного чувства перебирает 'звонко звенящие кремни', по обломкам посуды создаёт её форму, её диковинный узор, по немногим деталям воскрешает прообраз человека в сиянии благостного утра, на лоне девственной природы. Но не в музейных витринах, лишь среди природы можно почувствовать живой язык предметов древности. Как влюблён в них Рерих! В его глазах они источник неисчерпаемого наслаждения: 'Если хотите прикоснуться к душе камня - найдите его сами на стоянке, на берегу озера, подымите его своею рукою. Камень сам ответит на ваши вопросы, расскажет о длинной жизни своей'. Только стоит его взять, как приспособил его древний владелец, и благодаря пониманию формы сделается ясной и цель, а вместе с этим откроется целый круг действий человека.

Пусть не подумают, что источником вдохновения Рериха служит сухой археологизм, мечтающий лишь о том, чтобы обогатить номенклатуру новым названием, найти никому не известный раньше вид для пополнения коллекции. Для Рериха предметы, хранящиеся в земных недрах, священны как показатель реальной связи жизни нынешней с кипением прошедшего. И не во имя сожаления об утраченном счастье, а скорее как мечта о подвиге, бесстрашном и великом подвиге, без чего реальная жизнь пуста и бесцветна.
Выходя на свет Божий из глубин земли, из пещер, вырытых в незапамятные времена, всё становится милее и ярче. Редко кому удавалось выразить с большей силой чувство красоты родной природы, при всей её видимой скудости и однообразии, как это находим у Рериха: 'Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нём знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные ветры бодры и веселы. Северные озёра задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зелёные холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны' ('Подземная Русь'). В более праздничном наряде никому не рисовался наш 'Север-чародей'.

Помимо своего самостоятельного значения, книга Рериха представляет большой ценности документ для уяснения характера творчества художника. В его глазах вся природа одухотворена и полна не всегда зримых, но явственно ощущаемых явлений фантастического порядка. Оттого в представлении Рериха всё принимает вид одухотворённый, пугающий. Деревья поражают своеобразностью своих форм, точно семенами для них послужили кремнёвые стрелы, до того силуэт их уверенно рассекает небеса. Облака превращаются в грандиозных чудовищ, готовых каждую минуту наброситься друг на друга. Холмы, покрытые густой травой и усеянные весенними цветами, кажутся огромных размеров пушистыми животными, лишь до поры до времени недвижимо стоящими, но наступит час, их мощные спины зашевелятся и всё земное примет иной характер и изменится до неузнаваемости.

Существовали ли вызываемые художником видения тысячи лет тому назад или возникли они только вчера, всё равно, смысл их велик, так как они срослись с мощными корнями земли и живут с ними одной нераздельной жизнью. Потому что 'искусство не только там было, где оно ясно всем: пора верить, что гораздо большее искусство сейчас скрыто от нас временем. И многое - будто скучное - озарится тогда радостью проникновения, и зритель сделается творцом'.

Таков взгляд Рериха на смысл вселенского творчества. Он достигнут
долгим самоуглублением и нежным доверием земной стихии - средоточие всего великого и прекрасного. Вот голос древности, расшифрованный Рерихом: 'Ты, который позднее явишь здесь своё лицо! Если твой ум разумеет, ты спросишь, кто мы? - Кто мы? Спроси зарю, спроси лес, спроси волну, спроси бурю, спроси любовь! Спроси землю, землю страдания и землю любимую! Кто мы? - Мы земля'. Оттого и мысль о смерти не страшна и не пугает: 'Когда чувствовал древний приближение смерти, он думал с великим спокойствием: отдыхать иду'. И этим духом древнего спокойствия овеяны мысль и искусство Рериха. Всё от земли и всё в нежно любимую землю.
С. Яремич

Речь. 1914 .4/17 января. ?3. С. 3.
___________________________________


31 марта 1915 г.

С. Яремич
НОВИЗНА В ИСКУССТВЕ

: Едва ли кто-либо станет отрицать, что основное ядро Общества 'Мир искусства' состоит из первоклассных художественных сил. Такие яркие и прекрасные мастера, как Александр Бенуа, Бакст, Рерих, Сомов, Петров-Водкин, Добужинский, Кустодиев, Лансере, Браз, Судейкин, П. Кузнецов и мн. lругие, не только значительны своим творчеством, но и представляют каждый в своём роде очень резко очерченный индивидуальный тип, а некоторые, кроме того, оказывают весьма сильное влияние и на ход современной художественной жизни. Игнорировать этих лиц каждое в отдельности никому и в голову не приходит, так как без них в общественной жизни образовались бы пробелы, которых никто не был бы в состоянии восполнить.

И странная вещь: каждый из названных художников в отдельности не только пользуется уважением общества, но и находит полное и всестороннее признание своих заслуг. А те же самые художники, собранные вместе, вдруг почему-то теряют свои положительные качества и становятся предметом несправедливого осуждения каждого, у кого только есть охота лягнуть искусство. <:>

Как на одну из главных погрешностей выставки 'Мир искусства', указывают на отсутствие отзывчивости на грозные события текущих дней. Говорят это те люди, для которых весь смысл отзывчивости сводится к финансированию определённых фактов. Самое близорукое суждение, какое только можно представить. Люди, утверждающие это, не хотят видеть, в какой явственнее, чем у кого бы то ни было другого из современных художников, слышится 'булата звон и конский топот'. Как не велико у художника желание уединения, а всё же нет такого места.

Где бы люди не ходили,
Где бы птицы не летали.

Художник долго исследовал недра земли, он знает, что там таится несчётное число стрел, копий, мечей и разнообразных бранных доспехов. И холмы и равнины с синеющими далями лишь тому могут казаться девственными, кто не проник в их глубины. Пышная поверхность земли оттого так выразительна, ярка и звучна, что полита и удобрена кровью. Каждая картина Рериха представляет воинственный символ. И при этом замечательно то, что каждая из них задумана давно, и все они, до единой, выполнены перед началом великих событий.
 
  
 

Н.К. Рерих. Зарево. 1914.

Предчувствие вырвавшихся на волю грозных сил природы, разрушающих в своём неистовым беге весь видимый уклад жизни, передано великолепно в 'Зареве', где языки пламени окрашивают своим багрянцем погибающий город и всё тонет в пожирающем огне. Более сильно могло быть выражено предчувствие трагической судьбы Лувена и Реймса. Звук металла чудится в 'Коронах' - то три воителя, стоящие на горных вершинах, скрестив мечи, клянутся друг другу в верности.
 
  
 

Н.К. Рерих. Короны. 1914.

'Крик змия' говорит о том, что опасность близка, - дракон уже вышел из недр земных; тот же огненный Змий сомкнул своё кольцо вокруг 'града обречённого'.
 
  
 

Н.К. Рерих. Град обречённый. 1914.

Чувство необычайного разлито и в декорациях к 'Сестре Беатрисе' Метерлинка. И в холоде зимы, и в цветных стёклах капеллы, и в глубинах подземелья, где пятнистые стены кажутся кожей чудовищной величиною ящерицы, - всё дышит и всё исполнено тревоги.
 
  
 

Как ни различны темы, вся серия картин Рериха составляет цельный цикл, объединённый одной мыслью.
Но не на всём лежит печать угрозы и разрушения. Есть и бодрый аккорд, выражающий твёрдую веру и упование на то, что гроза пройдёт и снова засияет солнце. Отголоски бури ещё видны в картине 'Прокопий Праведный отвёл каменную тучу от Устюга Великого', и чудесной широтой, радостью и привольем веет от картины 'Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится'. Здесь уже на всём - печать тишины и полного спокойствия.
 
  
 

Такой серьёзности и такого живого выражения настроения духа эпохи нет ни у одного из современных художников. И как в отдельных частях, так и во всей своей совокупности творческие замыслы Рериха производят неизгладимое впечатление.

Биржевые ведомости. 1915. 31 марта / 13 апреля. ? 14755. С. 2.
_____________________________________________________________


8 мая 1915 г. Петроград
В Рисовальной школе ИОПХ

С. Яремич
Живая художественная школа
I.
Отчётные выставки школы Общества поощрения художеств за последние годы каждый раз невольно останавливают на себе внимание не только любителей, но и большой публики в мало-помалу вырастают до степени крупного художественного события. Своим развитием и своим высоким уровнем школа, вне всякого сомнения, обязана Н.К. Рериху. Десять лет стоит во главе школы один из капитальнейших русских художников, и результаты - налицо.

Вопрос художественной педагогики - один из наиболее сложных и трудных. Каковы истинные пути и приёмы, при помощи которых можно надёжным способом развить врождённые способности ученика, не насилуя его основных склонностей? И в чём вообще заключаются способы воспитания художника? Необходимо ли подходить к делу при помощи определённых методов или же задача должна разрешаться чисто интуитивно в зависимости от каждого отдельного случая?

Ответить с уверенностью на эти вопросы едва ли возможно?
Несомненно лишь одно: художник, желающий развить артистические способности своего ученика, должен быть одарён не только пониманием тайн своего искусства, но ещё и должен умением открывать эти тайны. Н.К. Рерих одарён указанными качествами в совершенной степени, причём способы его воздействия ничего общего не имеют с какой-либо установившейся системой преподавания. Каждый преподаватель в своей сфере сохраняет полнейшую свободу, а благодаря этому каждый работает не за страх, а за совесть, с увлечением и энтузиазмом, что немедленно же отражается и на учениках. Глава же школы действует силою своего художественного примера, блюдёт общий строй и сохраняет гармонию соотношения всех частей, являясь не только умственным центром дела, но и его совестью.

Словом, Рерих несёт те трудные и сложные обязанности, которые выполняет большого опыта и огромного таланта режиссёр, распределяющий роли не наугад, а с тонким выбором и с большим пониманием душевных качеств своих товарищей по искусству. Вот почему в школе Общества поощрения художеств каждый преподаватель не только сохраняет свою собственную физиономию, но и вносит свои собственные принципы. И общий план от этого нисколько не страдает.

<:> В такой же степени разнообразны и своеобразны методы преподавания К.К. Вроблевского, В.И. Навозова и Б.К. Рериха. :

Биржевые ведомости. 1915. 8/21 мая. Утренний выпуск. ? 14831. С. 6.
___________________________________________________________

8 октября 1915 г. Петроград

НОВЫЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ИСКУССТВА
В Императорском Обществе поощрения художеств по инициативе директора школы Общества академика Н.К. Рериха с будущего месяца открывается новый музей картин современных русских художников, по преимуществу тех, которые имели какое-либо отношение к Обществу или были учениками классов при нём.

До настоящего времени уже собрано свыше 150 художественных произведений, среди которых имеются очень ценные картины А.И. Куинджи, И.Е. Репина, И.Н. Крамского, Врубеля, Сомова, Лагорио, Рылова, Зарубина и других.

Музей будет помещаться в малом зале Общества, рядом с его постоянной выставкой, причём вход в него, как и на эту выставку, будет бесплатным. Хранителем этого музея назначен новый библиотекарь Общества С.П. Яремич.

Вечернее время. 1915. 13/26 октября. ? 1268. С. 4.
___________________________________________


К 25-летию Н. К. Рериха
ЧЕРЕЗ БЫЛОЕ В БУДУЩЕЕ

Искусство и общественная деятельность - понятия, редко совместимые и по большей части взаимно друг друга исключающие. Большинство наших художников чуждается реальной жизни и если не живёт в области мечты, то во всяком случае не восходит за пределы круга своих профессиональных интересов. Те же немногие из них, которые окунались в общественную деятельность, совершенно теряли связь с искусством, теряли даже вкус к нему, и до такой степени, что выбор художественного пути был для них как бы случайным эпизодом в жизни - не больше.

Русское искусство не богато также и художниками-педагогами, которые бы совмещали одновременно творческую и педагогическую деятельность. За последнее столетие выделилось несколько замечательных художников-учителей. Их имена всем известны - это Ступин, Саврасов, Чистяков и Куинджи. Будучи художниками по призванию, они, тем не менее, принесли свой талант в жертву делу обучения юношества, - в них учитель всецело поглотил художника.

Редко также удаётся художнику, предавшемуся литературе, чтобы эта огромная область не перетянула в свою сторону и не завладела всецело существом художника, дав совершенно иное направление его способностям.
Рерих в данном случае составляет пример исключительный. Природа его одарила не только большим и всесторонним вкусом, но и наделила удивительной способностью совмещать самые разнообразные роды деятельности, и при этом ни один из них не служит в ущерб главному - его искусству. Как художник-творец Рерих неуклонно идёт к однажды намеченному идеалу, не поступаясь ни единой чертой. Его искусство постоянно остаётся цельным, чистым и зрячим, т. е. не впадает в манерность, постоянно является новым, живым, обновлённым и никогда не теряет связи с природой. Рерих - один из немногих русских художников, которому в одинаковой степени дороги наряду с поэтическими вымыслами крепкая реальная основа и жажда технического совершенства. И главное - разбег, сознание того, что

'Мы быстро мчимся к сказочной черте, -
Как наши звёзды к звёздам Геркулеса'.

Оставаясь до глубины души художником, Рерих в то же время находит в себе силы работать в качестве главы школы общества поощрения художеств и создаёт в сравнительно короткий десятилетний промежуток времени одну из лучших художественных школ в России. Отвращение к рутине, широкая терпимость по отношению ко всевозможным методам преподавания, лишь бы в каждом из них чувствовался живой подход к делу, создали в школе удивительно здоровую атмосферу. Таков характер деятельности Рериха как главного руководителя школы, таков же характер и всех остальных сторон его общественной деятельности.

Весьма важное место принадлежит художественно-критическим статьям Рериха. С того момента, когда он начал излагать для печати свои мысли, на сегодняшний день исполнилось двадцать пять лет. На протяжении этого
времени много разрешено художественных вопросов, в настоящий момент уже имеющих общественно-историческое значение.

Нет такого явления в области русского искусства, которое не нашло бы живого отклика в образной мысли художника. Особенную ценность имеют статьи и исследования, уясняющие художественные красоты древнерусского искусства. Первые раскопки 1890 г., давшие направление вceй деятельности художника, не только выработали в нём необыкновенную чуткость к красотам забытых фрагментов искусства, но и дали ключ к уяснению современного их значения.

Впервые мы услыхали не сухое, отдающее затхлостью мнение археолога о предметах святых и драгоценных, а живой голос художника, уяснившего нам подлинное значение старых городов и городищ, древних церквей, древних церковных росписей, и вдруг воскрес живой смысл памятников отдалённых веков.

Воистину воскрес, потому что Рерих первый подчеркнул художественную сторону суровых красот древнерусского искусства и уяснил это с такой же непререкаемой убедительностью, с какою Александру Н. Бенуа и барону Н. Н. Врангелю удалось уяснить и воскресить русское искусство XVIII века.
И вдруг наше искусство, остававшееся так долго под спудом, озаряется солнечным светом и 'наша несравненная стенопись, наши величествен┐ные пейзажи становятся понятными'.

Отсюда вытекает естественный вывод о громадном значении для нашего существования труда наших предков. Не уныние, не меланхолию или укор
вызывает деятельность прошедших поколений, наоборот, она влечёт к ликованию и радости. 'Всё, что случилось, важно. Радостно то, что красота жизни есть и дали её велики', - таков основной взгляд художника.

С необыкновенным рвением художник направляет свет во все закоулки, во все заброшенные места, и удивительно, как всё восстаёт в новом свете и получает совершенно новое значение - и всем этим мы обязаны Рериху, инициатива принадлежит ему одному. И об этом сегодня необходимо вспомнить каждому, кто интересуется русским искусством и кому дорого не только его сохранение в настоящем, но и его развитие в будущем.

С. Яремич

Биржевые ведомости. 1915. 10/23 декабря. Утренний выпуск. ? 15261. С. 3.
_________________________________________________________________
 
  
 

С.П. Яремич. Екатерининский канал в Петербурге. 1914.
_______________________________________________


С.П. Яремич
У ИСТОКОВ ТВОРЧЕСТВА

Элементы, из которых слагается характер дарования художника, первопричины, влияющие на образование тех или иных основ его миропонимания, не всегда ясны и не всегда поддаются анализу. Влияния, благоприятствующие с внешней стороны усовершенствованию артистических способностей, дают сразу же разгадку многим фактам, хотя бы они и поражали на первый взгляд своей сложностью и необычайностью своего значения.

Постигнуть зарождение страсти к искусству не представляет никакого труда и не требует особой пытливости, когда узнаём, что детство художника протекало среди образов, указывавших прямой и вполне традиционный путь его будущей специальности. Несмотря на скудость и почти полное отсутствие определённых фактов, как понятны условия развития художественных способностей Д. Г. Левицкого! Столь же ясно обозначается и направление Александра Иванова. Детство обоих наших славных мастеров, протекавшее среди художественной обстановки, уже само собою предрешает всю их последующую судьбу и даёт разгадку основным побуждениям, из которых вытекает их художественное направление.

Гораздо труднее установить с непререкаемой ясностью импульсы, уясняющие выход на художественный путь таких художников, как Венецианов, Федотов и даже Врубель. В художниках этой категории возникновение страстного влечения зиждется на внутренних побуждениях, и поэтому источники, из которых вытекают их артистические стремления, имеют чисто стихийный характер и трудно поддаются исследованию.

К этой категории художественных натур относится и Рерих. В нём очень ярко выражен пример интуитивного влечения к искусству и полное торжество основной стихии над всеми побочными обстоятельствами.
Страсть к искусству заговорила в нём сама собой, без всяких внешних влияний, с нежных детских лет. Причём обстановка, среди которой протекала юность художника, была чуждой не только артистических традиций, но и самому имени художника не придавалось большого значения. Как и в большинстве достаточных русских семейств, в доме родителей Рериха заметнее всего чувствовалось увлечение музыкой. Суровый Бах и возвышенный в своём разумении мирового трагизма Бетховен были первыми художественными именами, которые запечатлелись в памяти юного Рериха. А вместе с именами живые звуки внесли совершенно новую окраску в окружающий мир.

Переход к живописи в юном существе совершается сам собой через природу. Таинственная прелесть непроходимых северных лесов, среди которых прошло не только детство и отрочество, но и отчасти юность художника, наложила на всё его существо неизгладимую печать.
Таинственные стихийные силы природы, где всё загадочно прекрасно, три помощи их совершается слияние воедино прошедшего с настоящим и грезится с полной ясностью грядущее.

'Стояли дубы. Краснели рудовые сосны. Под ними в заросших буграх тлели старые кости. Желтели, блестели цветы. В овраге зеленела трава'. Таков фон, на котором проходит сказка детства Рериха.

Охота, волшебные зачарованные ночи в лесной чаще, одинокие прогулки во мшистых лугах и пустынных полях, постоянное общение с народом, жадное внимание к сказкам и преданиям, в которых сквозь детский лепет народной речи чудятся огненные слова вещей вековечной правды, загадочные могильные насыпи, немые свидетели протекших времен, невольно пробуждающие мысль о давно угасшей жизни и её величавых загадках, а отсюда увлечение сперва Вальтер Скоттом, затем былинами, летописями, историей - такова в общем обстановка, давшая неуклонное направление всему творчеству художника.

Когда чувство восхищения перед ослепляющими красотами природы достигает высшего напряжения, оно неизбежно должно найти свой способ выражения в песне, сказке, в поэме, в ритмическом построении линий, в скульптуре или же, наконец, в картине. Рериха это чувство повлекло к живописи.

Предоставленный самому себе, под влиянием окружающей обстановки юный Рерих начинает со всей страстью предаваться рисованию. Первый, кто обратил внимание на увлечение искусством начинающего художника, был М. О. Микешин, находившийся с отцом будущего мастера в дружеских отношениях. Угадав в молодых упражнениях большие возможности и горение подлинного таланта, Микешин задал К. Ф. Рериху вопрос:
- Друже, кто же его учит?
И узнав, что юноша работает вполне самостоятельно, старый художник отнёсся к нему с большим вниманием, приглашал его к себе, рисовал вместе с ним, следил с восхищением за его быстрыми успехами. В Микешине было заложено настоящее чутьё к проявлению таланта, и факт неслучайный, что у него же первого находят одобрение и работы начинающего Врубеля. Строго говоря, на Рериха произвели впечатление не столько характер и направление творчества самого Микешина, сколько его склонность к фантастике, широта и творческий размах его намерений. Через Микешина Рерих сроднился с артистическим миром, сроднился с его атмосферой, и, что ещё важнее, через Микешина он постиг и страстно полюбил украинского поэта Т. Г. Шевченко, одного из величайших певцов степи и простора, какой когда-либо существовал на свете.

Необъятное чувство первобытного приволья, опьяняющий аромат волнующейся степи, тысячи раз умирающей и тысячи раз воскресающей в беспрерывной смене бесконечной цепи воспоминаний, начинающихся вчерашним днём и след которых совершенно теряется в глубинах древности, проникновенное понимание жизни настоящего момента, библейская энергия языка, глубокая сердечность и строгая простота - все эти элементы поэзии Шевченко имеют огромное значение в эстетическом развитии Рериха. Из лесов родного севера, из своего уединения он выходит на равнины южной Руси, манящие сияющими далями, где всё ещё сквозь тонкую оболочку мирного уклада жизни слышится звон бранных доспехов великокняжеского времени и вполне явственно заметны следы привольной жизни Запорожья. Выходя из непроходимой чащи дремучих лесов, впечатлительный художник впитывает полной грудью аромат безбрежных степей, наслаждается речным простором.

Два наиболее резко выступающих влияния - влияние первичной природы и влияние той же природы, преображённой в поэзии, представляются наиболее сильными и наиболее плодотворными в жизни художника.

К двадцати годам художественное призвание уже настолько окрепло, что осуществляется реализация давнишней мечты - поступлением в Академию художеств. Здесь начинается влияние А. И. Куинджи, имевшее огромное значение в жизни Рериха. Оно коснулось молодого художника совершенно особенным образом. Куинджи не любил навязывать свои художественные приёмы окружающим его ученикам - он предоставлял им полную свободу, стараясь быть беспристрастным во всех отношениях. Это беспристрастие простирается так далеко, что он даже старается скрывать свои симпатии и склонности к тому или иному лицу. Боясь впасть в пристрастие, учитель избегает наружно показывать, кто наиболее любимейший из его учеников. Такого рода особенность характера учителя действует самым благотворным образом не только на способности ученика, но, главным образом, влияет на его характер, укрепляя его, ободряя и не допуская в критические минуты впадать в уныние. Направлению таланта и развитию способностей он даёт полную свободу, зато неумолим, когда замечает, что ученик поддаётся расслабляющему действию самоанализа или же проявляет полную беспомощность в борьбе с обстоятельствами.

Подлинный художник обязан выполнить своё задание, как бы ни были тяжелы и невыносимы условия, в которые он поставлен. 'Талантливый художник и в тюрьме напишет картину', - любил повторять Куинджи. И это в своей основе совершенно справедливо. Нет ничего легче, как свалить вину на неблагоприятные обстоятельства, когда не осуществлено то или иное дело жизни и якобы загублен талант. И нисколько он не загублен, а просто ослаб, не дисциплинирован и не обладает моральной тренировкой. Это прекрасно понимал Куинджи, и потому всю силу своего внимания обращал на ковкость и выдержку характера своих учеников, так как ясно сознавал, что талант, как бы ни были велики его размеры, должен быть во всеоружии средств, а иначе, войдя в жизнь, растратит свои силы по мелочам.

Нередко личные качества учителя, в особенности если он представляет собою крупное индивидуальное явление, передаются ученику гораздо легче и вернее, нежели его художественная манера. Разве на учениках П. П. Чистякова не ложится неизменный отпечаток чего-то необыкновенного, колдовского, - того, что обыкновенно принято называть странностью или даже ненормальностью? И потом, разве ученики И. Е. Репина не отражают на себе его личных особенностей - нервности, капризности, какой-то особой женственности характера, смесь коварства, сердечности, самовосхищения и самоуничижения в одно и то же время?

В учениках Куинджи прежде всего бросается в глаза их житейская закалённость, понимание жизненных условий, простота, большая работоспособность, любовь к своему искусству и религиозное отношение к памяти своего учителя, любовное отношение товарищей друг к другу, и в этом отношении опять-таки чувствуется действенное влияние учителя, прилагавшего при жизни все усилия к тому, чтобы окружавшая его группа художников представляла в полном смысле слова одну семью.
Совершенный образец, воплощающий идеал Куинджи, мы находим в личности Рериха. Он бесспорно самый сильный и самый цельный из всех учеников Куинджи. Что же касается художественной манеры учителя, то воздействие её почти не коснулось ученика.

Художественный облик Рериха складывается очень рано и в весьма определённой форме, и оттого сомнения и колебания совершенно незаметны на его творчестве. Идеал художника выясняется вполне определённо уже к середине девяностых годов протекшего столетия. Но только всё то, что было намечено в юности, постепенно развивалось, крепло, получило мало-помалу убедительную форму для всех окружающих, обогащаясь непрерывно замечательно гибкой и красивой техникой.

Начиная одной из типичнейших картин первого периода 'Гонец' и последова-тельно переходя к картинам различных периодов - 'Сходятся старцы', 'Сибирский фриз', 'Бой', 'Курганный народ (Утро)', 'Небесный бой', 'Ункрада', 'Человечьи праотцы', 'Сеча при Керженце', декорации к 'Псковитянке', к 'Пер Гюнту' и к 'Князю Игорю' и кончая произведениями самого последнего периода, наблюдается прежде всего большой технический рост, тогда как идеи, вложенные в художественное произведение, всякий раз хранят верность заветам юности. И оттого-то всегда элементы творчества Рериха поражают своим единством, органической связанностью и замечательной цельностью. Поэтому вполне понятно, что учителя должны были влиять на Рериха лишь внешним образом, нисколько не затрагивая его внутреннего миросозерцания. Слишком он замкнутый по природе. Но не потому замкнутый, что скрытный; замкнутость Рериха близка к уединённости и выражается в его необыкновенной чуткости и чувствительности к людям и к людским отношениям.

Художник однажды в разговоре, подчёркивая это свойство своего характера, сравнил себя с цветком, особенность породы которого заключается в том, что он не выносит ни малейшего прикосновения - стоит только притронуться к нему, как он тотчас же закрывается. Глубоко верное сравнение. Детски доверчивый в отношении к людям, снисходительный, терпимый, он прячется в свою скорлупу при малейшем неделикатном прикосновении с чьей бы то ни было стороны. И тогда конец задушевности, остаётся лишь общежитейское отношение, простое, учтивое, но в то же время холодное и глубоко безразличное. Происходит такого рода отчуждаемость частью из инстинктивного чувства самосохранения и боязни потерять душевное равновесие, но больше от зрелости мысли и нежелания профанировать своё святая святых.

Натуры, подобные Рериху, редки и всегда поражают единством и цельностью своего миросозерцания, которое обыкновенно формируется в очень ранние годы. Недаром же Рерих, уже в самом начале своего служения искусству, воспевает больше всего мудрую и многоопытную старость и хранящее заветы священного предания жречество. Такого рода явление при всей его исключительности не может быть случайным.

Одним из наиболее убедительных доказательств независимости художественных взглядов Рериха служит следующий факт. Начиная свой творческий путь темами из старорусского эпоса, художник меньше всего поддался подчинению творческих приёмов В. М. Васнецова, пользовавшегося в девяностых годах прошлого века огромным и непререкаемым авторитетом в качестве мастера, показавшего в совершенно новом свете русскую сказку и давшего новые приемы в изображении событий русской истории. Если бы и нашёлся кто-нибудь и начал бы утверждать, что Васнецов оказал влияние на молодые работы Рериха, то это влияние должно рассматривать крайне условно. И если оно и выражалось в чём-нибудь, то только общей и внешней своей стороной, т. е. названиями и некоторой аналогичностью в темах, а главное - технический подход Васнецова к предмету и взгляд на исторические события не встретили отклика в душе Рериха.

Если говорить о сродстве настроений, то скорее всего не должно быть забыто творчество Нестерова. В нём всех нас пленяло в былое время подлинное чувство проникновения в поэтический смысл северной природы. И вполне понятно, что и Рерих при своей чуткости не мог оставаться равнодушным к столь своеобразному явлению, составляющему к тому же поворотный пункт в развитии русской живописи в начале девяностых годов прошлого века.

Переходя к более глубоким и более устойчивым симпатиям художника, необходимо остановиться на Врубеле, значение которого всегда было велико и 'в обиходе давно, но бессознательно'. Эта симпатия, или, вернее, духовное сродство, не утратила своей силы и в настоящее время. Не менее важное значение имеют в глазах художника красоты индийского искусства и сказочная прелесть фресок Беноццо Гоццоли, так же точно, как он находит очарование в причудливых творениях Дирка Боутса, Иеронима Босха, старого Брейгеля и вообще во всех мастерах старофламандской школы, в произведениях которых 'сказка жизни' постоянно сплетается с вымыслом, и веселит, и чарует, и пугает в одно и то же время.

Но в общем всё это только детали, интересные и ценные подробности, а не главное основание, и не здесь заключаются истоки, из которых возникает творчество Рериха.

Особенность творчества Рериха, резко отделяющая его от общего течения русского искусства, заключается в том, что оно идёт не традиционными путями и не в силу преемственности одного поколения другому - его первоисточники заложены гораздо глубже, так как вдохновение его в своём основании покоится в земных недрах. И уже одна эта особенность даёт Рериху право на исключительное место в европейском искусстве.

'Я люблю этот край, здесь так легко живётся; здесь мои корни, эти глубокие и тонкие корни, которые прикрепляют человека к земле, где родились и умерли его предки, - корни, привязывающие его к тому, что относится к мысли, и к тому, что касается еды, - одинаково как к обычаям, так и к пище, к местному говору, к интонации крестьянской речи, к запаху почвы, деревни и самого воздуха'. В таких выражениях выливается у Мопассана неподдельный восторг и глубокая нежность к своей родине-колыбели, к почве и к той обстановке, где он получил все данные для полного роста и развития своих способностей и нашел точку опоры, чтобы глянуть ввысь.
Таково же основное настроение и творчества Рериха. Но только у него чувство кровной связи с землей ещё более углублено, нежели у Мопассана, и ярче и спокойнее выражено понимание родства с ней. Нет содрогания, нет гримасы ужаса при мысли, что придётся расстаться с белым светом.
Подобное спокойствие покоится на сознании, что только в недрах земных мы у себя дома, и оно же даёт совершенно необычайное направление характеру творчества Рериха.

Поэтому его творческие замыслы в значительной своей части проникнуты трепетным чувством благоговения перед теми красотами, что так необдуманно попираются ногами. И наряду с этим в них явственно выражается недоумение, как могла быть допущена столь ложная и извращённая мысль, что то, в чём заключается единственная верная точка опоры, может внушать не надежду и радость, а бессмысленный страх, как нечто такое, с чем связано уничтожение личности. Мы так сроднились с чувством эгоистического самоуглубления и с мыслью, что с уничтожением личности теряется всякий смысл существования, что как-то непривычно среди всеобщего стенанья услыхать простой и здоровый голос, зовущий к радости труда, убеждающий отбросить, как ненужный балласт, всякое раздвоение и доказывающий бесполезность и ничтожность психологических пыток во имя воображаемых страхов перед растворением личности. Что-то стихийное слышится в этом зове - в нём древний смысл, оживлённый современной интонацией.

Самое главное, разгадать смысл 'души земли' - вот куда должно быть направлено усилие способностей подлинного художника. Как ни велико значение души народной, земная сущность её поглощает без остатка, потому что 'душа земли, более глубокая, нежели дух наций, имеет силы отстоять свои сокровища'. Земля ревниво таит свои сокровища и открывает их немногим избранным. И не в драгоценных камнях, не в жемчугах, не в золоте и серебре заключаются эти сокровища, а в тех фрагментах, которые дают ключ к уяснению смысла живых явлений, приближая их из глубины веков, делая их родными и близкими для нашего понимания.

Тот, кто горит страстным желанием проникнуть в смысл далёких событий, имеющих значение для общей жизни человечества, не без трепетного чувства перебирает 'звонко звенящие кремни', по обломкам посуды создаёт её форму, её диковинный узор, по немногим деталям воскрешает прообраз человека в сиянии благостного утра, на лоне девственной природы.
Но не в музейных витринах, а лишь среди живой природы можно почувствовать и понять живой смысл языка древности. Как влюблён в эти фрагменты Рерих! В его глазах они источник неисчерпаемого наслаждения. 'Если хотите прикоснуться к душе камня - найдите его сами в стоянке, на берегу озера, подымите его своею рукою. Камень сам ответит на ваши вопросы, расскажет о длинной жизни своей'. Только стоит его взять, как приспособил его древний владелец, и благодаря пониманию формы сделается ясной и цель, а вместе с этим откроется целый круг разнообразных действий человека.

Художник, жаждущий уяснить сложную космическую проблему, пытливо вглядывается в каждый слой земли. Там он ищет след человека, пытаясь воссоздать его образ в настоящем его виде, выясняет круг его духовных интересов, открывает иллюзию его внешнего облика. И как ни велика бездна, отделяющая наш век от нашей колыбели, как ни глубока она, пресекшая из памяти нынешнего света все воспоминания о былом (настолько оно безгранично отдалено), художник один может найти способ дать в убедительных образах представление о жизни исчезнувшей, во всём её великолепии, потому что только во власти его одного перекинуть мостик, утвердить переход 'по ту сторону' вековечных сомнений.

С каким лихорадочным вниманием вникает он в смысл каждого предмета, на котором чувствуется прикосновение человеческой руки. Каменные топоры, кремневые наконечники, стрелы, круглые булавы с отверстиями, скребки, ножи, крючки для ловли рыбы, подвески из зубов, гончарные бусы, янтарные ожерелья - на всём чувствуется невероятное усилие воли, энергии и большая любовь к искусству. Заметнее всего воплощается сознательное отношение к искусству человека баснословных времён в рисунках, проведённых уверенной рукой при помощи кремневой иглы на бивнях мамонта, где красота видимого выражена в свободных и сознательных формах, вполне выражающих зрелость художественного восприятия. Но вот очаг нашего прародителя. Сперва это пещера, затем совершается переход к свайной постройке. Человек совершенствует свои орудия, полирует их с удивительнейшим искусством, 'задумывает одежду', создаёт формы глиняных сосудов, украшает их на тысячу ладов узорами, хотя и упрощёнными, но зато необы┐новенно ритмичными, что указывает на гармоническую связь народившегося искусства со всеми окружающими условиями человеческого существования. Потому что, при всей своей кажущейся дикости, древний человек с неменьшей пытливостью, нежели мыслящий человек нашего поколения, стоит перед лицом природы и божества, употребляя все усилия своего гения на уяснение вековечного смысла жизни.

Пусть не подумают, что источником вдохновения Рериха служит сухой археологизм, мечтающий лишь о том, чтобы обогатить номенклатуру новыми названиями, найти никому не известный раньше вид для пополнения коллекции. Куда проникает взгляд любви и восторга, не может быть и речи о какой бы то ни было системе. Для Рериха предметы, хранящиеся в земных недрах, священны как показатель реальной связи жизни настоящего момента с клокотанием и кипением индивидуальной энергии прошедшего. И не во имя сожаления об утраченном счастье, а скорее как мечта о подвиге, бесстрашном и великом подвиге, без чего реальная жизнь пуста и бесцветна, руководит художником в его устремлении к источникам жизни всего человечества.

Выходя на свет Божий из глубин земли, из пещер, вырытых в незапамятные времена, всё становится милее и ярче. Редко кому удавалось выразить с большей силой чувство красоты родной природы, при всей её видимой скудости и однообразии, как это постоянно находим в произведениях Рериха. 'Пусть наш Север, - говорит сам художник, - кажется бледнее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нём знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные ветры бодры и веселы. Северные озёра задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зелёные холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны'. В более праздничном наряде и в более царственном великолепии никому не рисовался наш 'Север Чародей'.

В представлении Рериха вся природа одухотворена и полна не всегда зримых, но явственно ощущаемых явлений фантастического порядка. Оттого в воображении художника всё принимает вид одухотворённый, пугающий.
Деревья поражают своеобразностью своих форм, точно семенами для них служили кремневые стрелы, - до того силуэт их уверенно и стремительно рассекает небеса. Стройно высясь на мощных корнях, они как бы приготовились отражать набег врага, замыслившего овладеть сокровищами земли. Облака превращаются в грандиозных существ, выражающих беспрестанное борение благих сил со злыми, в атмосфере которых совершается течение человеческого бытия. Холмы, покрытые густой травой и усеянные весенними цветами, кажутся громадных размеров пушистыми животными, лишь до поры до времени недвижимо стоящими, но наступит час, их могучие спины зашевелятся, и всё земное примет иной характер и изменится до неузнаваемости.

Существовали ли вызываемые художником видения тысячи лет тому назад или возникли только вчера, все равно, смысл их велик, так как они срослись с мощными корнями земли и живут с ними одной нераздельной жизнью. Потому что 'искусство не только там было, где оно ясно всем: пора верить, что гораздо большее искусство сейчас скрыто от нас временем. И многое - будто скучное - озарится тогда радостью проникновения, и зритель сделается творцом'. Таков преображённый в творчестве Рериха смысл вселенского творчества. Значение тайны достигнуто долгим самоуглублением и нежным доверием земной стихии - средоточию всего великого и прекрасного. Вещий голос древности понятен и близок художнику, чтение загадочных рун для него не составляет труда:
'Ты, который позднее явишь здесь свое лицо! Если твой ум разумеет, ты спросишь, кто мы? - Кто мы? Спроси зарю, спроси лес, спроси волну, спроси бурю, спроси любовь! Спроси землю, землю страдания и землю любимую! Кто мы? - Мы земля'.
Оттого и мысль о смерти не страшна и не пугает нисколько: 'Когда чувствовал древний приближение смерти, он думал с великим спокойствием: отдыхать иду'. И этим духом древнего спокойствия проникнуто всё творчество Рериха.

Как ни разнообразны воплощаемые Рерихом замыслы, в них больше всего поражает свобода, с которой художник открывает религиозное значение мифов в самых разнообразных их оттенках и проявлениях. Исследуя ли глубокие подземелья, озирая ли поверхность земли, или паря в небесах, возвращаясь ли к далёкой юности человечества, или созерцая грозный час последнего дня, присутствуя ли при яростном столкновении враждебных начал, наслаждаясь ли тишиной ясного утра или угасающего вечера, - художник каждый свой момент освещает стремлением к Божеству и при этом ни на мгновение не теряет родствен-ной связи с природой.

Исходя от изучения природы, проникнув психологическим путём весь уклад нетронутой человеческой души, её потребностей, воссоздав её прообраз, художник смело подходит к своей задаче, не роясь в фолиантах, не подыскивая документов, не подбирая детали - всё приходит само собой.
Какой имеют смысл самые достоверные документы в руках человека, лишённого понимания изгибов движения народной души? Да ровно никакого.
Потому-то и терпят неудачу все попытки иллюстрировать миф, песню, сказку, предание, исполненные хотя бы даже на основании добросовестного изучения, что важно не столько изучение, сколько дар проникновения в предмет, освещающий самую его сущность. И этот дар - удел немногих исключительно одарённых натур.

Характер описаний самых выпуклых, самых ясных и наглядных, которые так поражают в русской народной поэзии и в особенности в былинах, не может быть передан в пластической форме при помощи археологических подробностей, не будучи в ущерб самой основе, самой существенной части изображаемого предмета - его правде.
Что может быть чудеснее описания наружного вида богатыря, которое нам даёт народная поэзия: 'Лапотки на нём семи шелков, подковырены чистым серебром, личико унизано красным золотом, шуба соболиная, долгополая, шляпа сорочинская земли греческой, в тридцать пуд шелепуга подорожная'!
Здесь что ни слово, то восхитительнейший эпитет, меткий, живописный, но тот, кто вздумал бы передать подобный образ в живописи и встал бы на археологический путь, не достигнет даже намёка на положительный результат. Оттого так фальшивы почти все картины, заимствованные из былин и сказок, потому что почти ни в одной из них нет аналогичного с словесным памятником подхода. Здесь необходим иной взгляд, иное отношение.

Лишь только тот, кто прошёл в избранном направлении долгий и напряжённый путь песнетворчества, может понять, как зарождались и возникали былины, сказки и песни, лишь только тот, кому настолько близка народная поэзия, что он как бы принимал участие в её создании, может найти подлинные формы выражения в любом оттенке, каковы бы ни были технические способы исполнения - живопись ли, музыка ли или же скульптура - безразлично.

Из всех русских художников, стремившихся к разгадке древнего русского мифа, только у одного Рериха находим полное освещение предмета, только в его произведениях иллюзия достигает предельной силы и полна непререкаемой убедительности. Дух былинного богатырства выражен празднично ясно. Различно выраженные особенности титанической мощи в 'Поморянах', в 'Александре Невском', в 'Сече при Керженце', в 'Бое со Змием' имеют в виду не исторического героя, а, главным образом, опоэтизированный народный облик богатырства.

Несостоятельность переложения в живописи буквального смысла словесного поэтического произведения обнаруживается на каждом шагу, в приложении к любому понятию и к любому предмету. Можно самым точным образом воспроизвести древний корабль во всех его подробностях, но никогда он не получит такого жуткого и живого вида, как корабль в былине о Соловье Будимировиче: 'У того было сокола, у корабля, вместо очей было вставлено по дорогу каменю, по яхонту, вместо бровей было прибивано по чёрному соболю якуцкому... вместо уса было воткнуто два острые ножика булатные, вместо ушей было воткнуто два востра копья... корма по-туриному, бока взведены по-звериному'. И опять-таки только у Рериха находим настоящий 'живой' корабль. Он движется и живёт в своей пугающей красоте во многих видах, но сильнее всего запечатлевается на картинах 'Славяне на Днепре', 'Заморские гости', 'Бой' и мн. др. И даже там, где водные суда извлечены из своей стихии, их вид пугает, тая угрозу.
Таковы они на картинах 'Лодки строят' и 'Волокут волоком'.

Необходимо упомянуть ещё о поэтическом смысле сказочного города. В настоящее время представление о древнем русском городе во всех его подробностях создаётся довольно ясное и определённое. Что касается сказочной его стороны, то наиболее яркое и убедительное представление находим опять-таки у автора декораций к 'Князю Игорю', 'Славянского городка', 'Даров'. Здесь найдены, поставлены на места и с огромным художественным тактом подчёркнуты все значительные черты, чарующие и манящие к себе прелестью неожиданно возникающих деталей и в то же время увлекающие таинственным значением своего глубокого смысла. И в этой области Рерих подходит к своей задаче скорее от музыки народного говора, нежели от буквальных текстов, пугаясь и восхищаясь в одно и то же время и передавая свой ужас и свой восторг зрителю. 'Ворота у города железные, крюки, засовы все медные, стоят караулы денны, нощны, стоит подворотня - дорог рыбий зуб, мудрёны вырезы вырезаны'. Здесь уже в самом сопоставлении слов есть что-то страшное, жуткое, фантастическое и в то же время насквозь проникнутое глубоко правдивым чувством. Но пусть кто-нибудь попробует, не обладая внутренним чувством понимания основы поэтического образа, перевести этот звук на реальные пластические формы, он непременно собьётся, как бы велики ни были запасы знаний самых достоверных в области истории и археологии, потому что только художник, сроднившийся с духом народной поэзии, может угадать её телесную оболочку, и только при помощи инстинкта, а не каких-либо определённых знаний.

Подлинное произведение искусства всегда преследует воссоздание наиболее полной иллюзии тех явлений реального мира, которые больше всего поражают чувствительность художника. И оттого все лучшие и прекраснейшие произведения художника как раз именно те, в которых искусство слито с природой. Это чувство выражено в удивительно яркой степени и в народной поэзии: 'Хорошо в теремах изукрашено: на небе солнце - в тереме солнце, на небе месяц - в тереме месяц, на небе звёзды - в тереме звёзды, на небе заря - в тереме заря и вся красота поднебесная'. Стремление к природе и увлечение её чарами до такой степени овладевает художником, что в его представлении она сливается со своим отражением.

Это первое и самое существенное звено, на котором держится вся сложная цепь бесконечного ряда явлений искусства. Затем уже в дальнейшем само собою совершается углубление и, при помощи углублённой мысли и созерцания, открываются безграничные горизонты, дающие простор по всем направлениям, уходящие от своего центра по радиусам в бесконечность. Как отражение нас самих в стенах комнаты, отделанной зеркалами, исходя от осязаемых форм одного предмета, производит бесчисленное множество видов, постоянно изменяющихся, и, наконец, по мере своего углубления, принимает оттенки совершенно фантастические, такой же точно процесс совершается и с изображением природы в созна┐нии художника. Подобный переход или своего рода перевоплощение ощущается постоянно в творчестве Рериха.

На вопрос: каковы причины, способствующие возникновению того или иного образа, той или иной художественной мысли, сам художник совершенно определенно отвечает:

- Темы сама природа подсказывает. Роман, поэма, философское сочинение, музыка - каждое в отдельности в своём определённом виде не даёт пластически ясного определённого образа. Тогда как пролетит в окне птица, застучит дождь по крыше, иногда дверь как-то особенно заскрипит, иногда в обычное течение речи в беседу врывается неожиданно какой-то свежий элемент, и тысячи подобных фактов, и вдруг возникает самое главное - не программа, не иллюстрация, а живой и глубоко жизненный образ того, что звучало в стихе, в музыке или в философской мысли, но совершается это всегда неожиданно и как бы вскользь.

И потом сны, эти вещие сны, которые избранным дают способ и возможность предугадывать грядущее, освещающие неясные стороны жизни своим собственным светом, они тоже играют огромную роль в творчестве Рериха.

Вот почему в произведениях Рериха явственнее всего выражается склонность к оттенкам 'зловещим'. У него нет ничего спроста, нет предметов безразличных, а потому нет провалов и пустых мест, так как в замыслы свои художник вкладывает длительную напряжённость. В этом особенность его природы. И нельзя сказать, чтобы им руководила печаль, это нисколько не определяет истинного строя творческих побуждений Рериха. Застенчивая суровость и созерцательное одиночество вернее всего определяют характер, образы, мысли художника. Путник переходит с места на место, перед ним открываются ласкающие взор равнины, орошаемые полноводными реками, холмы, горы, леса, долины, необозримые дали и море влекут, пугая, а вместе с тем и услаждая взор. Но на душе всё время неспокойно, он один, необходимо зорко смотреть по сторонам - нет ли опасности, обмана или наваждения. Потому что в этой стране даже низший неорганический предмет живёт сознательной жизнью и готов каждое мгновение сдвинуться с места, готов запрыгать, запеть, заговорить. В этом и заключается подлинное понимание фантастического чувства, когда художнику удается всё оживить и каждому предмету придать живые, пугающие формы. Такой подход и такие пути выражения доступны лишь тому, кто глубоко чувствует сказку жизни.

Когда идея в своём целом ясна, она настолько господствует над художником, что никакие отступления невозможны. Он может затрагивать какие угодно мотивы, и всё равно неизменно основанное направле┐ние возьмёт верх.

Это особенно сильно сказывается на творчестве Рериха. В живописи существует множество задач, и у каждой из них свои собственные требования, каждая из них подчинена своим особым законам. У Рериха все задачи разрешаются сообразно направлению основной творческой мысли. В виде примера можно указать на служение современной живописи задачам театра. Почти все выдающиеся современные художники отдали дань увлечения театральным постановкам, и увлечение это в сильной степени обогатило театральное зрелище совершенно новыми образами, но зато на многих художников театр наложил неизгладимую печать - для многих из них вне театра искусство оказалось немыслимым, так как они, войдя в круг театрального искусства, не могут его перешагнуть, всё время оставаясь в его пределах. В приложении живописи к театру совершенно меняется точка зрения на самую сущность этого рода искусства. В театре важна общность декоративного эффекта, не менее важную роль играет остроумие замысла, и уже совершенно на втором плане оказывается технический, специально живописный приём, где вся сила впечатления создаётся способами, при помощи которых расположена краска, изобретательность в оттенках, красота письма и бесконечное множество приемов, которые дают самодовлеющее место произведению живописи. И вот замечательно, что из всех русских художников только на Серове и на Рерихе не отразилось влияние театральных приёмов.

Впрочем, работы Серова для театра ограничились лишь несколькими пробами, тогда как Рериху принадлежит целый ряд весьма крупных постановок, как многокартинная 'Пер Гюнт' Ибсена, 'Князь Игорь', 'Принцесса Малэн', 'Весна Священная', 'Сестра Беатриса' и несколько менее видных постановок, свидетельствующих о том, что театральное искусство дорого и близко сердцу художника. И, однако, он не поддался соблазнам эфемерных театральных эффектов и остался верен до конца главнейшим принципам своего искусства. По этой причине многие, не понимая основного смысла творчества Рериха, считают его постановки не театральными. А в них-то как раз художественный смысл находится не как аксессуар, не как дополнение, а поднят на необычайную высоту, на один уровень с драматическим и музыкальным действием.

Более всего унижает, ослабляет и профанирует искусство половинчатость, колебание, компромисс, и от этих недостатков Рериха защитила сама природа, создав его цельным и не знающим колебаний. До какой степени половинчатость в искусстве ему чужда, служит ярким примером отношение художника к так называемой художественной промышленности. 'Унизительное слово', 'унизительное понятие', налагающее печать омертвения на целые области искусства. Искусство должно напитать 'всю жизнь и коснуться всех творческих движений человека', то есть, другими словами, нет в искусстве задач ничтожных, к которым можно относиться безразлично и которые бы не вытекали из общего источника.

Искусство многогранно и многообразно во всех своих проявлениях, и нельзя сказать, что одна из его граней всеобъемлюща, возвышенна и прекрасна, а рядом с ней другая имеет лишь житейское, практическое значение.
Допустить такое разграничение - это значило бы умалить основной принцип искусства и низвести его на положение второстепенное, ему несвойственное. Делить искусство на роды, отделы и категории высшие и низшие - это значит вносить в него омертвение. В те эпохи, когда искусство достигает наивысшего своего расцвета, каждая область, как бы ни было скромно по внешним признакам её значение, поражает величием своих стремлений и красотой вложенного в неё художественного смысла.

В наш век ещё не осуществлён великий идеал полного слияния искусства с жизненными потребностями, как это было в Китае, Египте, Древней Греции, в Западной Европе в средние века и в эпоху Возрождения, но существует много признаков, дающих основание верить, что время близко и что мы подходим к расцвету русского искусства и к его господству над всеми остальными областями человеческих познаний. О приближающемся наступлении в нашей жизни новой эры свидетельствует появление сильных художественных индивидуальностей, поражающих цельностью своей натуры и зрелостью осуществления своих замыслов. К таким отрадным явлениям относится яркая и в высшей степени самобытная творческая личность Рериха.

Закон, на основании которого совершается обновление художественного естества, заключает великую тайну, и доступ к ней открыт лишь одному художнику. Рассматривая внешне, можно дать лишь намёк на уяснение проблемы. Постоянное горение, постоянное устремление внимания к таинственным началам, в которых кроется источник творческой энергии, - вот основная цель стремления каждого подлинного художника. И только благодаря такому усилию привносится в жизнь новое эстетическое понимание, оплодотворяется почва для новых всходов. Но какой необыкновенной чуткостью должен обладать художник, каким чувством меры, каким пониманием связи прошлого с настоящим и настоящего с будущим для того, чтобы не нарушить круг преемственности идей, связующих искусство с жизнью! 'Tout se retrempe au ruisseau primitif: pas jusqu"a la source'. Перефразируя несколько пространнее глубокую мысль Стефана Малларме, можно сказать: творческое усилие неизбежно возвращается к своим истокам, но, однако, дабы не нарушить своё собственное равновесие, оно не должно затронуть родник живой воды; он должен оставаться вечно чист в своей наружной, кажущейся неподвижности, потому что при малейшем прикосновении он мгновенно теряет свою глубину и прозрачность. На всём, что создано Рерихом, больше всего отражается трепет перед нерушимостью источника жизни, и в этом заключается тайна обаяния его творчества.

1916.

****************************************************************


31 марта 1917 г. Петроград.
В Императорском Обществе поощрения художеств.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕСТИ
В экстренном общем собрании Общества поощрения художеств выработано обращение к Временному Правительству. Решено переименовать Общество во Всероссийское Общество поощрения художеств. Избраны в действительные члены кн. В.Н. Аргутинский-Долгоруков и гр. П.Н. Игнатьев; избран комитет в составе вице-председателя А.Е. Лагорио, секртаря И.М. Степанова, казначея Е.Н. Фену, директора школы Н.К. Рериха, директора музея С.П. ЯРЕМИЧА, членов С.И. Шидловского, Е.Н. Волкова, В.А. Щавинского, П.П. Гнедича, В.Д. Дурдина, бар. Н.А. Типольта, В.А. Галецкого и кандидатов в члены Б.К. Рериха, А.В. Руманова и Н.П. Химоны.

Закрылась выставка 'Мир искусства'. Посетителей было около 9000 человек. Продано приблизительно на 10 000 рублей. Проданы преимущественно произведения Рериха, Григорьева, Чехонина, Добужинского, Билибина, Кустодиева и Остроумовой-Лебедевой.

Речь. 1917. 31 марта / 13 апреля ? 76. С. 5.


16 мая 1917 г.
Открытое письмо Н. К. Рериха к С. П. Яремичу
На штемпеле дата: Сердоболь. 31.05.1917.


Petrograd. Петроград.
Мойка, 38.
Степану Петровичу Яремичу.

Дорогой Степан Петрович, посылаю Тебе мой точный адрес. Сердоболь. sortavala. H. Relander. Seminarium. N. Roerich.
Хорошо здесь! Бодро, ветрено, каменисто. Рисуется какая-то сюита Carelia Heroica. Уезжай скорей из Питера, - надо отдохнуть, надо к земле прикоснуться, сбросить обветшавшую кожу, надышаться воздухом. Надо! Отдохни, милый. Привет Ив. Мих. [Степанову - ред.], Вас. Алекс. [Щавинскому - ред.], Алекс. Ник. [Бенуа - ред.]. Пиши.
Твой Н.Р.
16.V.1917.
_____________
Архив Государственного Эрмитажа, ф. 7, оп. 1, д. 375, л. 17-17 об.
Публикуется по: Н.К. Рерих 1917-1919. СПб. 2008.
____________________________________________________________


18 июля [1917]
ПИСЬМО С. П. Яремича к Н. К. Рериху

Ох, я ни минуты не сомневаюсь, дорогой мой Николай Константинович, что ты давно уже не считаешь меня обитателем здешнего мира и, вероятно, с усиленным вниманием следишь за некрологией и несчастными случаями, дабы дать разумное объяснение моему упорному молчанию. И тем не менее я жив и здоров и призываю Праведное Небо в свидетели, что вспоминаю тебя каждый день и ужасно укоряю себя, что в такой важный момент не проявляю никакого движения, в то время как кругом всё прыгает, скачет, стремительно катится, бежит, не признавая никаких преград. Но вся беда в том, что я один и должен заниматься хозяйством, чтобы не зачахнуть с голоду, как чахнет наш бедный Замирайло. При нормальных условиях жизни я бы считал себя счастливейшим человеком, п[отому] ч[то] страшно люблю располагать своею особою по своему хотению, но, повторяю, для этого необходимы нормальные условия жизни. Но вставать ни свет, ни заря, рыскать, чтобы добыть какой-нибудь съедобный продукт, в высшей степени отвратительно и скучно. Ресторанами теперь жить человеку среднего достатка невозможно. На что уж любитель ресторанных обычаев Н. Г. Платер, но и тот отказался от своего-таки. Итак, значит, я должен заниматься всякой дрянью, а кроме того, у меня явилось сильное желание немного подогнать свои художественные дела, которые, как тебе известно, страшно запущены, и вот по этой причине я и не писал, хотя и чувствовал всё время огромную в этом потребность, а кроме того, и являлись вопросы весьма большой важности. Некоторые из них не потеряли и до сих пор своей остроты и, м[ожет] б[ыть], один из существеннейших из них - перенос библиотек[и] в Музей кажется мне неосуществимым в данный момент. Настроение среди учеников не из особенно важных, они занимаются всем чем угодно, только не искусством.
При такой обстановке мне не представляется возможным производить такую утомительную работу в текущем году, так как она не может быть полезна для существа нашего дела. Затем, кроме того, я даже не знаю, будем ли мы в состоянии открыть в обычное время занятия в Школе. Татьяна Владимировна] , например, говорит, что Школу невозможно открыв[ать] в определённое] время уже по одному тому, что будут совершаться выборы в Учр[едительное] Собр[ание], и в такое время, разумеется же, будет не до живописи и рисования. Я совершенно согласен с этим мнением и предлагаю его тебе, как главе Школы, на рассмотрение. Потом, не надо терять из виду характер деятельности наших уважаемых Емельяновичей и Наумовичей - они горят желанием создать собственные династии и чтобы летосчисление, так сказать, начиналось с них. Всё это при других обстоятельствах было бы только смешно, а теперь это представляется в высшей степени отвратительным, п[отому] ч[то] нет отвратительнее зрелища, как видеть какое-нибудь ничтожество взбирающимся на поверхность с намерением властвовать и решать судьбы учреждения, когда за душой нет ни единой идеи, ни единой мысли, и единственная пружина, двигающая этими ничтожествами, зависть к подлинной заслуге и низкая ненависть к таланту, в каких бы формах он ни проявлялся. У нас вообще мало друзей. Это даже видно по Совету, который образовался из бывшего Совещания, царство ему небесное. В Совете всё носит более чинный и даже 'деловой' характер, каждый раз бывает Комиссар, чего в былое время не бывало, по крайней мере, при мне. Все эти Фармаковские, Жебылевы (между прочим, этот тип приглашён по ошибке: Добужинский послал повестку вместо Нерадовского Жебылеву, да так он и остался), [слово неразборчиво] и даже Петр[овы]-Водкины удивительные пройдохи и удивительно неверный народ, а они-то теперь в значительном большинстве и, разумеется, гнут всё в свою пользу. Для примера: издание разного рода рефератов в Инст[итуте] Гр[афа] Зубова принято на счёт государства, а субсидия нашей школе отклонена, т. е. сдана в Комиссию при Акад[емии] Художеств! а это, конечно, провал.
Мой привет Елене Ивановне и молодёжи.
Душевно твой
С. Яремич

Архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк.
___________________________________



[11 ноября 1917. Сердоболь]
Телеграмма Н. К. Рериха - Степанову И.М., Яремичу С.П.

Срочно.
Петроград.
Морская, 38,
Общество Поощрения.
Секретарю Степанову, Яремичу.

Прошу перенести школьный музей русской живописи из сырого помещения библиотеки в квартиру директора, пуст[ь] она продолжит музей. Посылаю письмо. Просите Ростиславова торопить дело Крачковского.

Попечитель-Директор

ЦГИА СПб. Ф. 448, on. 1, д. 1750-а, л. 31.
Публикуется по: Н.К. Рерих 1917-1919. СПб. 2008.
___________________________________________



28 января 1918 г.
ПИСЬМО Н. К. Рериха к И. М. Степанову, С. П. Яремичу

28 Января 1918.
Дорогие Степан Петрович, Иван Михайлович. Посылаю весточку с невероятной военной оказией, - авось дойдёт. И мы в сфере боёв, выстрелов, патрулей и ожидания нападений. Отрезаны 3 недели. Присутствуем при героической борьбе финнов за свободу. Их пытаются раздавить солдатами и всякими грабежами и насилиями, но они мужественно организуются и бьются. Городок наполнился пушками, пулемётами. Остановлены и распущены школы - помещения заняты военными силами. Пророчат какие-то большие действия в нашем районе в скором времени. Каждый день неожиданности. То угрожает поджог города, то появляются с неожиданной стороны вражеские патрули. Бои идут ежедневно. Теперь надо брать Варкауз и Таммерфорс. Только что взяли Куопио, взяли 500 пленных. Что делать с пленными? - их будут тысячи. Если бы Вы видели финских крестьян, так охотно идущих в войска за свободу и демократизацию. Есть у финнов стремление к народовластию и государственности. Несмотря на грабежи и насилия, как они борются! Разграблен банк в Гельсингфорсе - 200 миллионов. Это большая брешь для финнов.

Как мне хотелось бы знать Ваши вести. Ведь 3 недели о России мы ничего не знаем. Как Вы живёте? Слышно было, что с деньгами и едою очень плохо у Вас в Питере. Долго ли это продлится? Мы все идём к медленному разрушению и уничтожению. Сейчас только самые злые пессимисты, над которыми ещё летом мы все улыбались, - оказались правы и могут существовать, а нам всем угрожает безнадёжное разрушение. Как наш внутренний фронт - Общество? Если и в Финляндии учреждения прямо закрываются временно из-за дороговизны и отсутствия продуктов и материалов, то, как же тяжко должно быть в Питере? Здесь пророчат скорое исчезновение денег, а каково у Вас? И главное, так близко и настолько - полнейшая неизвестность.

Попробуйте мне телеграфировать через Лодейное Поле - Олонец, если примут. Прежде этим путём шли депеши, но теперь Бог знает! Через Выборг телеграф и всё прервано.

Трудно жить стало и как-то безнадёжно. И всё труднее! На всякий случай, имейте в виду, что у меня здесь есть дополнение к моему завещанию, хранящемуся в Обществе, - в чём Общество тоже заинтересовано. Будьте, друзья мои, целы и здоровы; да сохранит Вас Бог.

Искренно Ваш
Н. Р.

Хочется вести получить. Очень хочется! Привет Ал[ександру] Ник[олаевичу].

Отдел рукописей ГРМ. Ф. 71, д. 57, л. 16-17об.
_______________________________________


4 апреля 1918 г. Стокгольм.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Н. К. Рериха к И. М. Степанову, С. П. Яремичу .
Штемпеля нет.

Петроград. Морская, 38.
Общество Поощрения Художеств.
Ивану Михайловичу Степанову.

Дорогие Ив[ан] Михайлович] и Ст[епан] Петр[ович]. Наша отрезанность, наша force majore всё затягивается. Просто беда, конца не видно! Хочется иметь весточку. Телеграфируйте по адресу: Stockholm Saljobaden. Grand Hotel В. Kamenka pour Roerich. Может быть, дойдёт до меня, хотя вся почта без всяких правил идёт! Не знаешь, что именно доходит. Теперь уже 10 недель без вестей. Дай Вам Бог всё доброе. Передайте мой привет друзьям.

4 Апреля 1918.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 873, И. М. Степанов, on. 1, д. 4, л. 21-21об.
_______________________________________________


11 октября 1918 г. [Выборг].
Открытое письмо Н. К. Рериха к И. М. Степанову, С. П. Яремичу

Петербург.
Морская, 38. Музей.
Ивану Михайловичу Степанову.

Дорогие И. М. и Ст[епан] П[етрович], с весны не имею никаких вестей от Вас на все мои письма и заявления о приезде и возможности денежного существования. Теперь еду на месяц в Стокгольм - устроить выставку, необходимо что-нибудь заработать; вопрос пропитания очень тяжёл. Мы уже приблизились больше, чем на полпути, новый адрес: Wiipuri. Ladanukatu ? 8. кв. 2*. Дороговизна - устрашающая! Чем только люди живут? Привет мой Александру] Николаевичу]. Дайте асе точку - хотя въезд в Питер и воспрещён, письма иногда доходят. Обрадуйте!

Ваш HP.
II окт. 1918.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 873, И. М. Степанов, on. 1, д. 4, л. 24-24об.
_______________________
*Место проживания в г. Выборге.