Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

В.В. ВЕРЕЩАГИН
(1842 - 1904)
 
 
  
 

******************************************

СОДЕРЖАНИЕ

Из письма Н.К. Рериха к Грабарю И.Э.
ХРОНИКА. Панихида по В.В. Верещагину (6 апреля 1904 г.)
ПИСЬМО Л.В. Верещагиной к Рериху Н.К. (2 Мая 1904 г.)
Хроника. Памяти В.В. Верещагина _1 октября 1904 г. СПб.)

**********************************************************************


Из письма Н.К. Рериха - Грабарю от 28 апреля 47 г.:

"Любопытна судьба книг и картин. В Калькутте в Музее среди всяких разнородных предметов одиноко висит большая картина Верещагина "Дурбар в Дели" Как она попала туда, никто не знает: купить её Музей не мог. Дарить? Верещагин не дарил. Он мне говорил: "Никогда не дарите - забросят. Лучше продайте хоть за грош, тогда всё-таки запишут в книгу".
Куда разбежалась вся его индийская серия? Куда делись северо-русские картины? Мне приходилось видеть на аукционах в Лондоне его северные церкви (из каких-то частных собраний). Но где притаилось всё остальное? Пути неисповедимы".

(ОР ГТГ)
____________________________________


6 апреля 1904 г.
ХРОНИКА

Сегодня, 5-го апреля, в 4"/2 часа пополудни в помещении Императорского Общества поощрения художеств по погибшем на броненосце 'Петропавловск' нашем знаменитом художнике Верещагине была совершена панихида, на которую прибыла августейшая председательница её императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская.

На панихиду же собрались: управляющий двором принца Александра Петровича Ольденбургского светлейший князь Волконский, фрейлина её высочества А. Д. Шилова, председательница 1-го Дамского художественного кружка г-жа Сабанеева с членами его, члены комитета Императорского Общества поощрения художеств: сенатор Рейтерн, Ильин, заведующий картинной галереей Императорского Эрмитажа Сомов, В. В. Стасов, директор Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств д. с. с. Сабанеев, секретарь того же Общества Н. К. Рерих, профессор Куинджи и представители художественного мира, а также брат покойного.

Биржевые ведомости. 1904. 6/19 апреля. Утренний выпуск. ? 171.
_____________________________________________________________


Панихида по В. В. Верещагину

Вчера в 4 ч. 30 мин. дня в большом выставочном зале Императорского Общества поощрения художеств ключарем Исаакиевского собора протоиреем отцом Павлом Козьмодемьянским была отслужена панихида по безвременно погибшем на броненосце 'Петропавловск' известном художнике батальной живописи В. В. Верещагине.

К началу панихиды в помещение Общества прибыла её императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская в сопровождении фрейлины её высочества А.Д. Шиповой. Августейшая председательница Императорского Общества поощрения художеств была встречена членами комитета Общества: сенатором Е.Е. Рейтерном, Е. А. Сабанеевым, П. П. Марсеру, Н. К. Рерихом и др. Её императорское высочество изволила проследовать в верхний выставочный зал, где и была совершена панихида. На панихиде присутствовали члены СПб. Дамского художественного кружка во главе с председательницей А.В. Сабанеевой, художники: Кондратенко, Зарубин, Щербов, В. Степанов, Тимус и др. Из близких родственников покойного присутствовал его брат Н.В. Веренщин. На панихиде присутствовала масса лиц из состава преподавателей и учащихся в Училище рисования, находящемся при Обществе, так как покойный профессор окончил это Училище и дважды устраивал свои лучшие выставки в помещении Общества. При возглашении вечной памяти все присутствовавшие опустились на колени.

Петербургская газета. 1904. 6 апреля. ?94. Вторник. С. 4.
Так же: Санкт-Петербургские ведомости. 1904. 6/19 апреля. ?92.
________________________________________________________


ПИСЬМО Л.В. Верещагиной к Рериху Н.К.
2 Мая 1904 г.

Многоуважаемый Николай Константинович.
Мой отъезд на день, на два откладывается. Если Вам всё равно - то не приедете ли Вы ко мне в Москве в пятницу? Это было бы тем удобно, что к Вашему приезду я бы приготовила разные рисунки и наброски, заставленные, заложенные в разных углах мастерской.

Ваш ответ, и примите уверение в искреннем уважении
Л. Верещагина

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/661, 1л.
_______________________________


1 октября 1904 г.
ПАМЯТИ В.В. ВЕРЕЩАГИНА

В больших великолепных залах Общества поощрения художеств кипит оживлённая работа по устройству посмертной выставки.
Организацией выставки заведует художник Н.К. Рерих. Ему деятельно помогает вдова покойного художника г-жа Верещагина.

- Самым выдающимся на выставке будут картины и эскизы японо-русской войны, - говорил на днях нам Н.К. Рерих. - Эта замечательная серия является заключительным аккордом его оригинального огромного творчества, его лебединою песней.

Художник с минуту помолчал.
- Знаете, - продолжал он, - в эти дни, когда мне пришлось так близко стать лицом к лицу с многочисленными произведениями этого богато одарённого талантливого человека, передо мной невольно обрисовалась эта сильная натура. Холодным, леденящим спокойствием дышат его картины, но сколько в них трагизма. В них нет мягкости, теплоты. В каждом мазке видна цельная могучая личность, захваченная одной властной, прекрасной идеей.
Про Верещагина говорили, что он обладает тяжёлым характером, был самомнительным. Между тем, это был человек крайне чуткий. Он болел душой за каждую свою новую картину. Ему казалось, что в своей картине он не вполне достиг реального воплощения захватившей его мысли.

- Поступают ли к вам запросы относительно выставки?
- Даже в очень большом количестве. Приятно отметить, что публика от-носится к памяти покойного с большим вниманием. И не только русская, но и заграничная.
От многих иностранных коллекционеров картин мы получили запросы относительно аукциона.

- Какое количество картин В.В. Верещагина будет на выставке?
- Свыше 500 картин, этюдов, эскизов и набросков. При этом цены будут самые разнообразные, начиная с многотысячных картин, кончая недорогими по цене набросками. Таким образом, аукцион будет вполне общедоступный.
Кроме картин, на выставке будет фигурировать часть многочисленных коллекций покойного художника: исторические и национальные костюмы, мундир и знамя Скобелева, тибетские и азиатские одеяния и т.п.
Один угол большого зала будет превращён в мастерскую художника.
До мельчайших деталей и мелочей будет воспроизведена обстановка, при которой работал В.В.

Выставка будет открыта 1-го ноября и продолжится до 10-го декабря. В последний день выставки. сообразно завещанию В.В., состоится аукцион всех его картин.

Петербургский листок. 1904. 1/14 октября. ? 271.
__________________________________________


28 октября 1904 г.
ЭСКИЗЫ И КРОКИ

На 'посмертной' выставке В.В. Верещагина, как мы уже писали, будут фигурировать несколько японских картин. Зная, насколько всё японское теперь у нас не в фаворе, мы почти были убеждены, что эти картины, при всех своих достоинствах, не найдут себе у нас покупателей. И что же? Выставка ещё не открылась, а японские картины можно уже считать проданными. Совет Третьяковской художественной галереи, по словам устроителя выставки художника Н.К. Рериха, заявил в своём желании их приобрести. Этому, разумеется, можно только порадоваться, ибо, чем больше останется в России картин Верещагина, тем это приятнее для русского сердца.

Петербургская газета. 1904. 28 октября. ? 298.

*******************************************************************************************