Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

Рудзитис Рихард Яковлевич
(7/19.2.1898, Меллужи,-5.11.1960, Рига) -
поэт, писатель, мыслитель, переводчик, библиотекарь.
Председатель Латвийского общества им. Н.К. Рериха с 10.5.1936 до 1940 г., а до того - секретарь, с 19.3.1935 руководитель научной секции.

**********************************************************************************
 
 
  
 



СОДЕРЖАНИЕ

ПИСЬМО Н.К. Рериха к Рудзитису Р.Я. (10 января 1934 г. Наггар)
ПИСЬМО Елены Рерих к Рудзитису Р.Я. (24 февраля 1934 г. "Урусвати")
ПИСЬМО Елены Рерих к Рудзитису Р.Я. (5 апреля 1934 г. "Урусвати")

Р.Я. Рудзитис. МУЗЕЙ РЕРИХА (1935 г.)

************************************************

1934 г.

10 января 1934 г. Наггар.
Письмо Николая Рерих к Рихарду Рудзитису
Richards Rudzitis kgam Riga.
Naggar, Jan. 10th, 1934

Дорогой Сотрудник, Спасибо большое за всё Ваше участие в Знамени Преподобного Сергия - книга вышла очень хороша. Радуюсь, что издательство Алтаир на Ваше имя. Пусть это светило из созвездия Орла всегда ведёт Вас теми высокими путями, которые так близки духу Вашему. Спасибо за вырезки из газет с Вашими статьями. Радостно видеть, как Латвийское общество развивается.

Духом с Вами,
Н.Рерих

Из личного архива Гунты Рудзите.
Публикуется по изданию: Письма с гор. Т. 1. Минск. 'Лотаць'.2002.
_________________________________________________________



ПИСЬМО Елены Рерих к Рихарду Рудзитису

NAGGAR, Kulu, Punjab, Br. India
24 февраля 1934 г.
Г-ну Р. Рудзитису в Риге.

Многоуважаемый Сотрудник,
Вновь перечла Вашу превосходную статью, посвящённую Красоте, и хотя мы передавали нашему родному Феликсу Денисовичу одобрение Учителем Вашего труда, так же как и наше восхищение, всё же, перед отсылкою Вам её обратно, хочу ещё раз сказать Вам, как я ценю статью Вашу.
Как прекрасно построена она, мысль идёт, всё расширяясь напряжённым нарастанием, и заключается мощным Аккордом Красоты Беспредельности. И слог Ваш превосходен, видно, что Вы поэт... Потому буду так счастлива, если Вы уделите часть Вашего времени, чтобы в прекрасной форме писать на темы, затронутые в Учении. Выбор большой! И бедное человечество, особенно наши соотечественники, так нуждается в обновлении сознания и в ясном и привлекательном изложении искажённых великих Истин.

Благословение Великого Учителя будет с Вами.
Также позвольте ещё раз от всего сердца поблагодарить Вас за все приложенные Вами труды к изданию Знамени Сергия.

Шлю Вам лучшие мысли мои и пожелания всякого успеха. Духом с Вами,
H.Roerich

Из личного архива Гунты Рудзите.
Публикуется по изданию: Письма с гор. Т. 1. Минск. 'Лотаць'.2002.
_________________________________________________________


5 апреля 1934 г. Урусвати.

ПИСЬМО Елены Рерих к Рихарду Рудзитису
'Urasvati', NAGGAR, Kulu, Punjab, India.
5 апреля 1934 г.
Г-ну Р. Рудзитису.
Латвийское общество имени Рериха в Риге.

Многоуважаемый Сотрудник,
С неописуемой скорбью получили мы весть о смерти нашего родного Феликса Денисовича. Трудно сейчас учесть все последствия этой утраты. Ведь он ушёл в момент самого ответственного строительства. Когда столько ещё нужно направить и закрепить.

Для нас утрата эта очень тяжела. Он был близок нам по духу, и сердце моё так отзывалось на его горение в Великом Служении. Но мы знаем, что при переходе он имел миг истинной радости в приближении к Владыке - Учителю, и стараемся найти утешение в его радости и счастье.

Конечно, лучшей памятью и почитанием его имени будут наши дружные усилия в продолжении и развитии начатого им светлого дела.
Я пишу г-ну Стуре, сообщаю ему полученную ВЕСТЬ на смерть Феликса Денисовича, прошу его сообщить мне все подробности о последних днях нашего дорогого Феликса Денисовича, а также о его распоряжениях относительно дел Общества. Буду крайне благодарна Вам, если и Вы со своей стороны поделитесь со мною Вашими впечатлениями и сведениями. Нам так ценно всё, касающееся нашего незабвенного Феликса Денисовича и Общества.

Также прошу Вас в это тяжкое время для Общества поддержать сотрудников и сплотиться вокруг Учения и Великого Служения. Ваша превосходная статья Культура Красоты проникнута тонким пониманием Учения, и я всем сердцем надеюсь, что Вы и впредь будете работать на распространение Учения.

Н.К. сейчас в отъезде и некоторое время будет в больших переездах и не сможет регулярно поддерживать переписку с Латвийским обществом, потому, когда Вы и Ваши сотрудники примете решения и наметите план дальнейшей деятельности Общества, не откажите сообщить их мне.
Много было предупреждений о горе, ожидающем нас, но мы всё же надеялись до последней минуты. С 27 февраля, за месяц до его смерти, я знала о смерти одного из наших сотрудников, но сердце не хотело отнести это предупреждение к нашему незаменимому другу, тем более что лишь в начале марта пришла первая весть о его болезни из Парижа от Н. К. С этого времени мы жили в постоянной тревоге, но продолжали надеяться вопреки голосу сердца.

Но не будем омрачать нашим горем радости светлого друга в ею приближении к Владыке. Вспомним, что в духе нет разлуки, и, почитая память его, продолжим начатое им строительство Красоты и Блага.

Шлю лучшие мысли.
Духом с Вами,
Елена Рерих

Из личного архива Гунты Рудзите.
Публикуется по изданию: Письма с гор. Т. 1. Минск. 'Лотаць'.2002.
__________________________________________________________



1935 г.

МУЗЕЙ РЕРИХА

Николай Константинович Рерих, которого можно назвать истинным апостолом красоты и культуры, в творениях своего искусства воплотил великую космическую правду - искусство спасёт человечество! Ибо искусство Н.К. Рериха есть расцветание форм прекрасного в наиболее существенном и универсальном смысле этого слова, ибо его искусство кристаллизует в себе огни лучших человеческих мечтаний и завершений, ибо искусство Рериха есть нечто большее чем искусство в обыденном понимании, - оно является великим служением человечеству и Беспредельности.

Оттого, что Н.К. Рерих верит в мессианское назначение искусства, он и своё собственное творчество поднял на такую высоту, высоту космического синтеза, дав ему глубины духовного озарения. В своих книгах Н.К. Рерих неоднократно подтверждает, сколь велика, существенна, даже спасительна бывала роль искусства и прекрасного для всей эволюции, всего просвещения и культуры народов и человечества. Но освобождающая, всеобъемлющая миссия искусства, по его глубокому убеждению, неизмеримо увеличится ещё в будущем, ибо он видит в искусстве, также и в культуре, незыблемое основание наступающей новой эры человечества, Эры Света и Духовного Огня. Ближайшее назначение искусства - дать человечеству потерянное единение, ибо в самой своей сущности искусство является международным языком и связующим звеном между народами - мостом, который делает наши встречи такими дружественными, ключом. который открывает наши сердца.

Но Николай Рерих видит с болью, что в повседневной жизни всё же так мало тех устоев, которые, единственно, могут привести к золотому веку единства. В жизни мало искусства. Искусство и красота доступны всё ещё лишь узким кругам. Красота и искусство для всех! - такой восторженный пророческий зов новой эпохи раздаётся из уст Рериха. Сокровенное, пламенное убеждение Н.К. Рериха, что вся наша жизнь, всё сущее должно зиждиться на прекрасном, что долг каждого культурного человека - внести красоту во всё и повсюду, что люди должны стать творцами прекрасного, каждым прикосновением своей руки и каждым импульсом своего духа.
Но красота и искусство в сущности лишь величины, включающиеся в другое всеобобщающее интегральное целое: это целое - культура.

Наша эпоха смешала, нивелировала, нередко даже запятнала истинное, сокровенное понятие культуры. Современный мир забывает её первичный, священный смысл. Европейская логика весьма часто смешивает культуру с цивилизацией, вечное с временным, преходящим. Культура для Рериха - есть гораздо более широкое, всеобъемлющее, утончённое понятие, - культура должна обосновывать и одухотворять цивилизацию, как свою составную часть.

Культура для Н.К. Рериха - это самое высокое, самое чистое и широкое звучание гаммы всей человеческой сущности. Культуру он понимает, как служение Свету и как свет духа, в котором отражается красота, знание и любовь. Культура - синтез и кооперация между всеми высшими, духовными и материальными ценностями. И, наконец, культура - это истинно творческое начало, которое во всех многообразных явлениях жизни стремится проявить высшее наиболее утончённое качество.

Прислушиваясь всем сердцем к стремлениям, беспокойству и катастрофам претворяющегося человечества, Рерих понял, что надо очистить культуру путём очищения и преображения человеческого сознания. Надо возродить первоначальное, сокровенное значение культуры, надо внести в жизнь её высокое, оздоравливающее понимание. Надо озарить культуру светом духовности.

Веря в спасительное назначение прекрасного, Н.К. Рерих взирает также и на культуру, как на силу, облагораживающую, возрождающую, спасающую мир, он верит, что обновление понимания истинной культуры и утверждение её в сознании человечества явятся целителем бедствий и кризисов современной эпохи.

Сам Николай Рерих, поистине, всей своей сущностью, принадлежит к той светлой, творящей, гармонической стране культуры будущего, к царству высших идеалов, в котором уже ныне обитают умы, направляющие человечество по пути эволюции, и в котором, рано или поздно, также и всё человечество найдёт свою незыблемую обитель.

Итак, если первой мечтой для Н.К. Рериха явилось: искусство для всех, - со включением всех слоёв человечества в круг прекрасного; если второй его мечтой явилась - гармонизация прекрасного между отдельными отраслями искусства - синтез искусств; - то третьей пламенной, всеобъемлющей его мечтой является - воплощение в жизни такой высшей страны культуры - Державы Света, где бы выявились в гармонии все лучшие огненные импульсы человека, где бы проявилось истинное сотрудничество между всеми культурными ценностями и созидателями этих ценностей, высший синтез между духом и телом, сердцем и умом. Все эти грандиозные планы Рерих пытался осуществить в своём монументальном творении -
МУЗЕЕ.
#muzej#
Музей Рериха в Нью-Йорке.

В музее Рериха, главный центр которого находится в Нью-Йорке, истинно осуществляется синтетический пожизненный труд Н.К. Рериха и его возвышенные, творческие, врастающие в горизонты будущего помыслы.

Может быть, лишь в ближайшем будущем человечество вполне постигнет то величавое, симфоническое начинание, которое мог завершить лишь поистине универсальный гений, творческий дух, чьи глаза и слух погружались в Красоту Беспредельного, но кто твёрдой поступью идёт по коре нашей маленькой планеты, насыщая её новым, благородным, величественным ритмом. Это начинание, которое становится величайшим культурным движением в современности, можно сказать, истинно открывает прекрасную страницу в истории человеческого духа.

Музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке является всемирным центром культуры и искусства, ставящим своей целью способствовать международному взаимопониманию и братству путём искусства и знания. Уже давно Н.К. Рерих мечтал о Музейоне Пифагора и Платона - Доме Муз, где, как сёстры в дружеском сожительстве, обитали бы все девять Муз - рядом с богинями изящных искусств, также богини наук. Так и Музей Рериха со своими многочисленными отделами и учреждениями во всех странах мира хочет дать человечеству не только высшие проявления творческой красоты, но и показать самые совершенные достижения в области знания. Ведь Культура для Рериха является целостным светом духа - сумой всех огненных достижений.

Когда Рерих в 1921 году в Нью-Йорке, в мастерской, состоящей лишь из одной комнаты, закладывал основание своему 'Институту Объединённых Искусств', у него ещё не было ни средств, ни других возможностей претворить в жизнь свои великие планы. Но у него был энтузиазм, огненное сердце и большая вера в будущее. По его убеждению, не обстоятельства, но огненное устремление человека, как магнит, привлекает к нему все наилучшие возможности.

Благое начинание Рериха скоро привлекло сочувствующих, друзей, явились и средства. В 1923 году основался сам Музей с коллекцией из 315 картин Рериха и, наконец, в 1929 году, с помощью друзей и благодаря организаторским способностям самого водителя, воздвигнулось монументальное, чудесное строение, наиболее великолепный в нашем столетии, Храм Искусства и Культуры - 29-ти этажный Дом Мастера - Master Building, по своей величине и гармоническим пропорциям являющийся, поистине, благородным символом будущей архитектуры.

Собрание картин Рериха в Музее значительно увеличилось после Средне-Азиатской экспедиции - это 500 картин т.н. Гималайской серии, где выявляются просторные высоты его симфонического творчества. Уже после постройки здания Музея было собрано около 1000 художественных творений Н.К. Рериха. Это число с каждым годом всё ещё увеличивается новыми чудесными знамениями творческого духа. Индивидуальность Н.К. столь многогранна, что она выявляет стремления и достижения лучших умов человечества. Он даёт всю амплитуду человеческой духовной эволюции: великих богоборцев, искателей и подвижников, духовных водителей и реформаторов, борьбу Иерархии Света с хаосом тьмы. Хотя творчество Н.К. и является духовной основой Музея, но фактически Музей есть кооперативное учреждение, объединяющее все виды искусства и передовые течения мысли.

Уже в самом начале основатели Музея ставили своей целью собрать в нём образцы культуры и искусства также и других народов. Так, в скором времени в Музее были основаны отделы искусств свыше десяти стран.
Большого внимания заслуживает Тибетская библиотека Музея, заключающая в себе, между прочим, 330 священных книг религии Бон-По, которые приобретены во время Азиатской экспедиции Н.К.

Библиотека помещается в особом 'Восточном зале', отделанном в восточном стиле тибетским художником Дон-Друпом. Кроме того, отдельные залы Музея, созданные в честь Николая и Елены Рерихов. Далее - комнаты, посвящённые Св. Сергию, Св. Франциску, Спинозе и т.д., где, таким образом, положено основание будущему Музею Религий. Часть помещения Музея отведена для многообразных научных коллекций Гималайского Научного Института.

В первое десятилетия существования Музея, его посетили 250 тысяч человек, в том числе многочисленные школы и организации.

В 1926 году при Музее было основано Общество Друзей Музея Рериха - международная организация, посвящённая тем идеалам братства и культуры, которые отмечены Рерихом в его картинах и книгах. С другой стороны, цель этого общества осуществить мечту Н.К. Рериха - явить синтетический мост между культурами Запада и Востока, способствовать, во благо человеческого будущего, братскому сотрудничеству между духовными откровениями Азии и научными достижениями Европы.

Среди почётных советников и покровителей Музея и Общества значатся такие славные имена, как Свен Гендин, Рабиндранат Тагор, Масарик, Эйнштейн, Дж. Бозе, Раман, Милликан, Келлог и друг.
Общество имени Н.К. Рериха начало свою деятельность в многочисленных секциях. Основаны секции, посвящённые национальным группам, желающим познакомить Маерику с культурными достижениями своих стран. Русско-сибирским отделом заведует известный писатель Г. Гребенщиков. Интересно отметить, что Гребенщиков недалеко от Нью-Йорка основал также сельско-хозяйственную и духовную общину-колонию 'Чураевку', где он построил каменную часовню в честь Сергия Радонежского; там же имеется им организованная типография и издательство 'Алатас', выпустившие ряд замечательных произведений.

Далее, существуют секции, посвящённые философам и подвижникам: Оригену, Св. Франциску и Спинозе. Кроме того, есть отделы и общества с общекультурными идеалами, таковы: 'Лига Нового Человечества', 'Клуб Юных Идеалистов', 'Ассоциация Ценителей Мысли', 'Академия Творческого Искусства', 'Центр Юных Музыкантов', 'Центр Шекспира', 'Биософический Институт' и т.д. При Обществе Рериха состоят и следующие весьма важные организации: 'Всемирная Лига Культуры', 'Единение Женщин', 'Пан-Американская Ассоциация Женщин' и, наконец, 'Комитет Пакта Мира'. Во всех этих секциях и обществах происходит, поистине, весьма интенсивная, одухотворённая и наиболее позитивно-культурная деятельность!

Великий культурный труд, осуществлённый в Нью-Йоркском Музее, привлёк много друзей также из других народностей и стран. Их вдохновляло как искусство Рериха, так и его идеи и самоотдача культурному созиданию лучшего человеческого будущего. Таким образом основались отделы Общества имени Рериха во всех частях света, и в настоящее время их уже свыше 86 в 30 странах. Всех их объединяет одна общая цель и общее устремление: способствовать взаимному сотрудничеству и содружеству народов и отдельных личностей во имя искусства и знания. Нужно отметить, что при некоторых Обществах (в Париже, Брюгге, Белграде, Загребе, Риге, Бенаресе, Буэнос-Айресе и т.д.) открыты также музеи картин Рериха.
Многосторонняя деятельность Нью-Йоркского центра выражается прежде всего в устройстве лекций, концертов, драматических спектаклей, в способствовании и укреплении международных сношений в области искусства и знания и т.д. В одном только 1930-31 г. Общество устроило, в сотрудничестве с Музеем, около 100 вечеров, где выступали многие замечательные деятели культуры. Многие вечера посвящались также искусству отдельных наций, наприм., французской, финской, японской, латышской и др.

Далее, Общество поддерживает целый ряд важных культурных учреждений, находящихся в прямом ведении Музея. Таков, прежде всего, Институт Объединённых Искусств - синтетическая школа, поставившая своим девизом объединение искусств и объединение людей в искусстве. Рерих, который во всеобъемлющей деятельности своей жизни сам объединял разные виды искусства, синтезировал живопись, декоративное, графическое и прикладные искусства, этот существенный синтез творческого труда пытался воплотить и в своей школе. С другой стороны, укрепляя в воспитанниках теоретические и практические основы искусства, он учит их осознанию идеалов красоты, далеко превосходящих пределы обычной школы.

Институт разделяется на отделы по всем многообразным отраслям искусства. Некоторые отделы с течением времени ещё более расширились и дифференцировались. Основывались, напр., также и общества, посвящённые специальным отраслям музыки: камерной, церковной и т.д. В школе немалое внимание уделено и курсам прикладных искусств, цель которых дать просвещённых и творческих ремесленников. Каждая отрасль искусства, по убеждению Рериха, должна служить жизни, и жизнь должна преобразиться образами прекрасного. Каждый простой предмет обихода должен служить не только практической полезности, но и украшению и гармонизации жизни.

Между прочим, интересны методы преподавания этой школы, ещё более подчёркивающие односущность всех видов искусств: так, напр., во время класса живописи иногда даётся музыка, что, известным образом, влияет на художественное творчество.

Для того, чтобы согласно заветам Н.К. Рериха развивать творческий инстинкт ребёнка уже с малых лет, в институте имеется отдел детского эстетического воспитания. Н.К. неоднократно утверждает чрезвычайную важность развития в ребёнке влечения к творчеству и гармонизации, что преображало бы для него пошлость жизни в творческую радость о прекрасном. Далее следует упомянуть отделы слепых (с обширной библиотекой) и для дефективных детей. При институте учреждены также 42 стипендии.

Наряду с глубоким уважением к творчеству и к самому творящему, Н.К. Рерих желает как в школе, так и в жизни - возвысить понятие учителя. Рерих знает, что не было бы расцвета в истории человечества, когда в народном сознании не выявилось бы почитание учителя, когда люди не чувствовали бы в своей жизни великое, возвышающее всю жизнь благословение духовной иерархии. Таким воспитателем жизни, по убеждению Н.К. Рериха, должен явиться и каждый учитель в школе; он должен быть не только преподавателем, который опытом своего духа побуждает, ободряет, зажигает, призывает к подвигу блага и красоты.

Свои педагогические линии, кроме своих школ, Рерих хочет провести также в 'Институте Продвижного воспитания', далее в 'Латинско-американском Интституте', цель которого способствовать культурному взаимопониманию между американскими нациями.

Другое обширное практическое начинание Музея - Corona Mundi: - Международный Художественный Центр - 'Венец Мира'. 'Венцом Мира' Рерих называет всеобъемлющее искусство, как подвиг красоты. Цель 'C.M.' воплотить в жизнь формулу Рериха: искусство для всех. Неотложное требование времени - распространить в наиболее широких массах новое, идеальное понимание прекрасного: красота не роскошь, но величайшая необходимость нашей практической жизни. Конечно, целью Corona Mundi, потому, является - способствовать сотрудничеству людей в области прекрасного, в самом широком смысле этого слова; объединить отдельные личности и нации в созидании и обмене художественных ценностей и в радости о прекрасном; стремиться всеми силами, чтобы искусство стало поистине языком взаимопонимания и содружества народов.

В залах Музея 'C.M.' устраивает многочисленные выставки, посвящённые искусству отдельных эпох, наций и личностей. Так, бывают выставки современных американских мастеров, французских, испанских, немецких, индийских, японских, бразильских, австралийских и др. художников, показываются коллекции русских икон, тибетские священные знамёна, проекты домов и т.д. Передвижные выставки 'C.M.' несут искусство в самые отдалённые углы Америки, в самое сердце народа. Эти выставки посещают бесчисленные американские школы, институты, университеты, музеи, библиотеки и различные общества, а также и такие учреждения, которых красота до сих пор миновала, но где благословение прекрасного наиболее нужно: детские приюты, больницы и тюрьмы! Нужно заметить, что всем этим широким циклом своих выставок Н.К. Рерих выявил также свою веру в Новую Америку, которая первая помогла ему столь величественно воплотить великую симфонию его помыслов.

Третье учреждение - Пресса Музея Рериха - своим девизом поставила слова Н.К.: 'Основы Новой Эпохи зиждятся на Красоте и Знании'. В план Прессы входит выявление героических творческих достижений человечества в печатном слове. В ведении этого учреждения, кроме периодических изданий, имеющих связь с Музеем, находится также издательство 'Новая Эпоха' (New Era Library), своими духовно-возвышенными изданиями представляющее истинный образец прессы будущего.

Объединяя в себе все отрасли прекрасного, являясь истинным центром культуры, Музей - 'Дом Мастера', кроме вышеупомянутых учреждений. заключает в себе также т.н. Apartaments - небольшие, но гармонически устроенные квартиры, являющиеся превосходным общежитием как для учеников Института Объединённых Искусств. Так и для членов Общества имени Рериха. Эти члены, среди которых много художников, писателей, учителей и которые связаны между собою общим культурно-художественным вдохновением и стремлениями воплотить прекрасное в жизнь, живут, таким образом, как в постоянном творческом вдохновении, так и в воспитательном влиянии духовной атмосферы Музея.

Мы поймём, откуда явился этот громадный прогресс в двенадцатилетней деятельности Музея Рериха, если помыслим, что в основу этого монументального строения Н.К. Рерих положил весь опыт своей многотрудной жизни, всю пламенную творческую волю и неустанное горение своей жизни, всю свою жажду единения и истинной культуры.
Вдохновенный идеалами Мастера, также и Музей Рериха во всей своей деятельности, устремлялся к осуществлению великого единения, единения - этого великого созидателя, возродителя и одухотворителя человечества. Единение в искусстве выявляет - Институт Объединённых Искусств.
Единение в братстве мечты о прекрасном - Corona Mundi. Единение во всех общечеловеческих отношениях - Общество Рериха. И, наконец, единение в знании - Урусвати.

Научная организация - Урусвати, Гималайский Институт Исследований в Индии, занимает весьма важное место в жизни Музея. Этот Институт построен на высоте 6000 футов, в долине реки Кулу, в чудесной местности, которая является как бы перекрёстком древне-азиатских культур. Сам Гималайский воздух здесь как бы насыщен древней мудростью, здесь на каждом шагу встречаются знаки вековой истины в бесчисленных памятниках, священных местах и святилищах в развалинах городов. Долина Кулу была также местожительством множества подвижников, святых и Риши. С другой стороны, кроме религиозно-археологических ценностей, эта долина открывает громадное поле для исследований в области естествоведения, физики и медицины. Уже сама растительность здесь, из-за вулканической почвы, изумительно богата, встречаются бесчисленные, разнообразные породы и виды растений и деревьев, так, например, в одной только окрестности Урусвати сосчитано около 60 пород яблонь. Потому недаром народное сознание долину Кулу называет Серебряной Юдолью.
Урусвати - 'Утренний луч' означает зарю света науки. Урусвати - как всеобъемлющий научный институт, созданный для улучшения жизни человечества, стремится исследовать и синтезировать все многообразные факторы сущего, применяя новейшие научные методы и открытия. Институт создан с целью дать прочное основание науке будущего. Вот почему этот Институт имеет то же значение в области науки, как Нью-Йоркский Музей в области искусства.

Институт был основан после Средне-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Н.К. осознал, насколько мало исследована Средняя Азия и Индия, и что для того, чтобы проводить исследовательскую работу в нужной мере, необходим систематический и продолжительный труд. Урусвати представляет собой как бы постоянную экспедицию, находящуюся в непрерывном контакте с исследуемыми объектами и местностями. Научный труд в Институте разделяется на несколько секций, и каждой отраслью заведывают опытные специалисты - учёные различных наций.

Ботаническо-биологическое отделение в течение первых четырёх лет совершило уже целый ряд экспедиций вглубь страны, собрало многочисленные коллекции, часть которых послана многим заграничным университетам, музеям, ботаническим садам и т.п. учреждениям. Археологическо-этнографической отделение, под руководством сына Н.К. Рериха - Юрия, собрало много материала в своей отрасли. Ю. Рерих издал также свой капитальный, весьма ценный труд 'Пути Азии', где собраны в стройную систему научные результаты вышеупомянутой экспедиции. Будучи превосходным знатоком восточных языков, Юрий Рерих составил грамматику и словарь Лахульского наречия, перевёл некоторые тибетские медицинские книги и пр. Урусвати издаёт свой Ежегодник, где сотрудничают многие известные учёные. Почётными членами или сотрудниками научного отдела Института значатся выдающиеся учёные самых различных стран. Многие университеты и культурно-просветительные учреждения сотрудничают с Гималайским Институтом как лекциями, так и печатными трудами. Члены-корреспонденты Института находятся во всех частях света.

В последнее время сильно развилось и медицинское отделение Института, исследуются и разводятся местные целебные травы, собираются и анализируются достижения тибетской и древне-китайской медицины и фармакологии. Недавно открылась биохимическая лаборатория с отделом борьбы против рака. Известно, что тибетская медицина уже с давних пор удачно применяет средства против рака и туберкулёза: все подобные средства в Институте исследуются самым тщательным образом.

Далее следует упомянуть богатую библиотеку и музей Института; предстоит также работа по установке электрической станции. Средства на постройку зданий Института дал как сам Н.К., так и Нью-Йоркский Музей и прочие друзья этого благого начинания. Н.К. верит в Космическую Справедливость и знает, что каждому благому делу, способствующему эволюции человечества, всегда во-время является и сужденная помощь.

Урусвати является также духовным центром и местопребыванием Николая Константиновича и его супруги Елены Ивановны, откуда они руководят и вдохновляют все свои общества и учреждения, своей огненной мыслью и одухотворённым словом созидая и укрепляя то величественное культурное строение, которое, с каждым годом всё более расширяясь, всеми своими основаниями и сводами врастает в будущую гармонию человечества.

Р. Я. Рудзитис.

Из Монографии, рига, 1935.
___________________________