Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОВРЕМЕННИКИ Н.К. РЕРИХА

ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ
(1871-1960)
- живописец, архитектор, историк искусства, художественный критик, видный музеевед, крупный деятель в области реставрации и охраны памятников культуры и искусства. Пейзажист, портретист, мастер натюрморта. Окончил юридический и историко-филологический факультеты (1889-1896) Петербургского университета. Учился в Академии Художеств (1894-1896) у И. Е. Репина, в школе А. Ашбе (1896-1 898) и в Политехникуме (1898-1901) в Мюнхене. Участник выставок раннего и позднего "Мира искусства". Попечитель Третьяковской галереи (1913-1917 г) в Москве, директор (1913-1925 г.). Инициатор издания многотомной "Истории русского искусства" (1909-1916).


**************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

Н.Рерих. "Грабарь". (1937 г.)
____
1902 г.
Хроника. Художественные новости (14 сентября 1902 г.)

1903 г.
Н.К. Рерих - Грабарю И.Э. (5 апреля 1903 г.)

1905 г.
Н.К. Рерих - Грабарю И.Э. (14 марта 1905 г.)

1906 г.
Н.К. Рерих - Грабарю И.Э. (22 декабря 1906 г. СПб.)
И.Э Грабарь - Рериху Н.К. ( 28 декабря 1906 г. Дугино)
Н.К. Рерих - Грабарю И.Э. (29 декабря 1906 г.)

1907 г.
Н.К. Рерих - Грабарю И.Э. (10 января 1907 г.)
И. Э. Грабарь - Н.К. Рериху Н.К. (19 января 1907 г.)
Н.К. Рерих - Грабарю И.Э. (23 января 1907 г.)
И.Э. Грабарь - Рериху Н.К. Рерих (25 января 1907 г.)
Н.К. Рерих - Грабарю (27 января 1907 г.)
И.Э. Грабарь к Рериху Н.К. (31 января 1907 г.)
И.Э. Грабарь - Рериху Н.К. (1 марта 1907 г.)
Н.К. Рерих - Грабарю И.Э. (6 марта 1907 г.)
И.Э. Грабарь - Рериху Н.К. (15 марта 1907 г. Дугино)
Н.К. Рерих - Грабарю И.Э. (21 марта 1907 г.)
Н.К. Рерих - Грабарю (27 июня 1907 г. Выборг)
И.Э. Грабарь - Рериху Н.К. (29 июня 1907 г. Москва)
И.Э. Грабарь - Рериху Н.К. (26 августа 1907 г. Москва)
И.Э. Грабарь - Рериху Н.К. (6 сентября 1907 г. Калужская губерния)
И.Э. Грабарь - Рериху Н.К. (26 ноября 1907 г. Москва)
И.Э. Грабарь - Рериху Н.К. (3 декабря 1907 г.)

1910 г.
Открытое письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (19 марта 1910 г.)
Открытое письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (9 апреля 1910 г.)
Письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (21 ноября 1910 г.)

1911 г.
Письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (26 января 1911 г. СПб.)

1912 г.
ПИСЬМО И.Э. Грабаря к Иванову А.П. (5 февраля 1912 г. Дугино)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (5 марта 1912 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (31 декабря 1912 г.)

*******************************************************************************************


Н.К. Рерих
ГРАБАРЬ

Некоторые говорят о ненужности автомонографий. Не правы они. Каждое такое жизнеописание даёт неповторимый материал. Вспомним Челлини. Автобиография Грабаря даёт множество характеристик. К тому же она сообщает о молодости Грабаря - нелегко ему было. Эти трудности - ключ ко многому. Пусть даже некоторые сообщения в книге неверны - может быть, стёрлись годами, но вся книга полна значения. К Грабарю бывало несправедливое отношение. Щербов зло перефразировал имя: Ирод Грабер. Щербов и Рауш уверяли, что, когда у Грабаря глаза круглые - тогда он привирает. Говорили о неискренности. Мало ли что шепчется, а о деятеле - тем более. Грабарь закрепил себя не только в искусстве, но, подобно Визари, и в писаниях. Сообразите всё им сделанное и скажете спасибо. Разве уж так много подобных деятелей? Жаль, что осталась неоконченной 'История русского искусства'. Грабарь задумал её оригинально. Отделы были поручены знатокам дела. А у нас так мало было издано о неисчислимых сокровищах русских просторов. Свой организаторский талант Грабарь проявлял не однажды. И каждый знает, как это было нелегко в среде недоброжелательства и под косым взглядом академической рутины.
Грабарь сам пробил свой путь - без богатых или сановных родственников. Елена Ивановна и я одинаково ласково относились к Игорю и радовались его достижениям. Последний раз мы виделись в Москве летом 1926 года. Тогда Грабарь руководил реставрационной мастерской. Без сомнения, много добра для старинного искусства произошло от его советов и указаний.

Как всегда деятельный, он был полон замечаний о работах. И всюду, где он появлялся, зарождалось какое-нибудь новое, полезное дело! И на словах, и в книге своей Грабарь выражается твердо. В наше шаткое время деятельность и деловитость особенно нужны. От многого Грабарь мог бы поникнуть духом. Развалились выставки Мекка и Щербатова. В 1915-м во время немецкого погрома в Москве в типографии Гроссмана и Кнебеля
погибли все материалы биографий русских художников. Много препон и задорин на пути созидательства. Но Грабарь не унывал, и это качество всегда нам было ценным. Картины Грабаря - в лучших Музеях. В русской школе они составили отличное звено между московским и питерским течениями. И сейчас, приближаясь к восьмому десятку, Игорь мыслит бодро и даёт целую галерею выдающихся портретов. Вспоминали мы в Гималаях Игоря и жену его, а тут с почты несут его книгу.
[1937 г.]

Рерих Н.К. Художники жизни. М.: МЦР, 1993
______________________________________

Ив. Л[азарев]ский
ПОСТОЯННАЯ ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

В доме под номером 33-им по Большой Морской, как раз против Императорского Общества поощрения художеств, заметен в бельэтажном помещении деятельный ремонт. Это спешно приготовляется помещение для новой 'постоянной выставки современного искусства'.

Выставка эта, вызывающая немало толков и пересудов в художественных кружках, несомненно, явление чрезвычайной важности в современном искусстве. <...>

'Постоянная выставка современного искусства' представит собой нечто в высшей степени оригинальное. Там всё, начиная с отделки, кончая последним гвоздиком, - всё строго обдумано и выдержано. Ничего лишнего, что могло бы отвлекать понапрасну внимание от самого существенного - от того, что будет экспонироваться; там всё просто, спартански просто, но в то же время вполне художественно, оригинально и интересно.

По своему характеру новоорганизованные выставки представят собой также нечто новое и неожиданное: выставка будет меняться каждый месяц и посвящаться лишь одному какому-либо художнику; выставлять будут не только готовый к выставке материал, но также и этюды, эскизы, рисунки, даже наброски того или другого художника, русского или иностранного, и таким образом вводить публику, в известной степени, в интимную жизнь художника; мне думается, что это последнее особенно важно. Дело в том, что большинство упорно думает, что наши молодые художники поголовно не умеют рисовать и нарочито придумывают, по их мнению, 'разные трюки', дабы скрыть этот недостаток. Так вот пускай, по домашним рисункам и наброскам художников, публика убедится в том, что молодые художники владеют рисунком изящным и очаровательным.

Вот перечень художников, что примут на первое время участие в выставке: А. Н. Бенуа, И. Э. Браз, Н. К. Рерих, К. А. Сомов, из иностранных художников группа неоимпресйюнистов: Виляр, Валлетон, Боннар, Морис Дени и т. д.
Кроме художников-живописцев на новую выставку будут приглашены представители современного графического искусства - литографии, офорта, гравюры на дереве и т. д. Собственно под художественную выставку будет отведено лишь два зала.

<...> часть выставочного помещения будет отведена под выставку об┐разцовых обстановок; обстановки будут исполнены по проектам иностранных и русских художников, как, например, Л. Бакста, А. Л. Обера, И. Грабаря, А. Н. Бенуа, А. Я. Головина, Е. Е. Лансере, Л. А. Шервуда.
Мне думается, что такие образцовые обстановки могут иметь немаловажное значение в деле облагораживания вкуса публики и заставить её потребовать и в предметах повседневной необходимости художественности и красоты; с другой стороны, они несомненно дадут идеи многим нашим мебельщикам, снабжающим наши квартиры шаблонно-однообразной дрянью или копиями, не всегда удачными, из иностранных журналов и сборников. Ощущается осязательная потребность в нашем обществе более изящной, более интересной комнатной обстановки, чем предлагаемая разными магазинами случайной мебели, где всё сведено по одному шаблону к одному типу, будь то в 'старом' вкусе, будь то в 'новом'. Но где прикажете удовлетворить этой потребности? Кроме двух или трёх магазинов, где цены неимоверно высоки, вы ничего не найдёте указать.

Поэтому ряд выставок 'образцовых обстановок' несомненно принесёт немалую пользу, двинув вперёд дело обстановок наших квартир.

Из всего того, что я говорил в этой моей статье, думается, совершенно ясно видна та польза, которую можно и должно ожидать от 'новых постоянных выставок современного искусства'. Совершенно лишнее, пожалуй, отметить то обстоятельство, что эти выставки далеки от материальных расчётов. Всё новое дело, возникающее по инициативе художника и критика И. Э. Грабаря, обязано своим существованием кн. С. А. Щербатову и В. В. фон Мекку, с отзывчивостью отнёсшихся к новому художественному предприятию. ...

Архитектурный музей. 1902. [Август.] Вып.VI. С. 69-70.
_______________________________________________

ИЗ ПЕРЕПИСКИ Н.К. Рериха и И. Э. Грабаря:

1903 г.

5 апреля 1903 г.
Письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю

Дорогой Игорь,
Уже четвёртый день стремился повидаться с Тобою, но всё не везёт. Вчера вечером наверное думал встретиться в Совр. Иск., но заболел, и, по словам доктора, придётся несколько дней высидеть дома. Между тем мне необходимо выяснить судьбу моего фриза. В разговоре С.Ф. Собин и баронъ <Р...> передали мне, что князь вовсе ничего не знал о заказе фриза, был весьма недоволен этим неизвестным ему заказом и сказал, что 'я беру заказ обратно'.

Что всё это значит, я совершенно не понимаю. Ни Роот, ни я, ни все окружающие ни мало не сомневались, что фриз делается именно для Совр. Иск. (особенно, получив из Совр. Иск. все материалы) и знали, что фриз останется в зале до той поры, пока не будет слишком дисгармонировать с какою-либо выставкой. Я запросил князя о судьбе фриза, но всё- таки мне необходимо повидаться с Тобою, ибо ничего в этой кутерьме не разбираю. Если Тебе нет времени зайти, то будь добр, напиши мне Твоё по этому поводу заключение, и как можно скорей. В делах денежных я в высшей степени щепетилен, а здесь вопрос, кажется, сводится к денежному.

Вчера я просил Собина передать Тебе, что я заболел, думая, что Ты зайдёшь, но Тебе должно быть нельзя было.

Желаю хорошо встретить праздник и жду ответа.
Твой
Н. Рерих.
5 Апреля 1903 г.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 106/10090, 1 л.
____________________________________


1905 г.

14 марта 1905. СПб.
Письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю

Конверт с адресом :
[Российский герб]
ИМПЕРАТОРСКОЕ
ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ.
С.-Петербург, Морская 38.

Его Высокородию
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
Здесь.
Площадь Мариинского Театра
д. ? 12. кварт. Писарева.
________________________

Дорогой Игорь Эммануилович.
Сегодня я узнал, что Ты сейчас в СПб. Не знаешь ли, получал Союз приглашение участвовать на выставке в Москве? Надолго ли приехал сюда? И каковы результаты выставки в Москве? Живу я В.О. 4 лин. д. 5 - если вспомнишь.

Крепко жму руку
Н. Рерих
14 марта 1905.

ф. 106/10091, 2 л.

************************************************

1906 г.

22 Декабря 1906 г.СПб.
Письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю с конвертом.

Конверт. На штемпеле дата: С.Петербургъ. 28.XII.1906.

Москва. Полянка.
Овчинников переулок. Контора Мещерина
для передачи на станцию Дугино.
ЕВб.
Игорю Эммануиловичу Грабарю
________________________________________

Дорогой
Игорь Эммануилович, Трояновский передал мне Твоё предложение о воспроизведении въ красках одной из моих вещей, причём Ты указывал на 'Пещное действо'. Кроме 'Пещного действа' (которое всё-таки может выйти в красках) я указал бы на 'Бой' - Ты его видел в Париже (у Голике есть для него неиспользованное красочное клише) а также эскиз стенописи (Богородица на берегу реки жизни) - эскиз у В. Голубева в Париж. Жалею, что Ты не видал моих последних этюдов в Париже - Дягилев их почему-то не выставил. В них больше тона и света.

С удовольствием читал Твою немецкую статью. Широкий взгляд и верная группировка дают ей большое значение; её справедливо хвалят.
Если напишешь - буду рад.
Искренно преданный
Н.Рерихъ.

22 Дек. 1906
Спб. Мойка, 83.
Жалею, что на Союзе нет Твоих вещей. Будут ли в Москве?

Отдел рукописей ГТГ, ф. Грабаря 106/10092, 2 л.
__________________________________________


28 декабря 1906 г. Дугино.
Письмо И.Э Грабаря к Рериху Н.К.

Дугино 28 дек. 1906
Дорогой Коля, В последнее время всё собирался Тебе написать, да как-то был в Москве и виделся с Трояновским перед самым его отъездомъ в Петербург и решил его попросить переговорить лично кое с кемъ по моим делам. Между прочим и с Тобой.

Теперь получил и Твой ответ. Если хочешь, то воспроизведём 'Пещное действо'. Я только нахожу, что эти темные вещи выходят всегда плохо и лично мне скорее хотелось бы что-нибудь в более веселых красках, что-нибудь напр. вроде той вещи, которую Ты поставил на аквар[ельной] выставке в Москве ('Водное заклятие', или что-то в этом роде, хорошенько не помню названия). Во всяком случае ещё несравнено лучше 'Бой' - большая картина, которая была в Париже и которую мы ожидали в Берлине и не дождались её. Когда я оттуда уежал - на четвёртый, или пятый день открытия - мы получили накладную на ящик от какой-то Парижской транспортной конторы при письме, в котором извещали, что по поручению кн. Тенишевой выслана картина (или картины?) Твоя в Берлин. Может быть, это она и была? В таком случае - если она потом не была повешена - извести немедленно администрацию Шульте: Эд. Schulte, Kunstsalow, Unter den Linden, чтобы её выдали Meisenbach und <Riffаrk >, а одновременно с этим письмом я пишу Кнебелю, чтобы он немедленно дал знать Riffаrk'у.
Полагаю, что она непременно пойдёт в Венецию, как Твоя наиболее значительная вещь (она всем нравилась и мне между прочим особенно). Но если ведь времени до открытия в Венеции (1-е апреля нов. ст.) ещё много и её можно будет отправить, кроме того, большою скоростью. Это меня устроило бы лучше всего. Если не 'Бой', то я подождал бы других вещей, или попросил бы Тебя самого что-нибудь выбрать позначительнее (повторяю, в живописи 'Водного заклятия') из вещей, которых я не видал. Жалею, что не видал этюдов, кроме <колонн> с солнечным светом и ещё деревня и <:> небо. Первая - масло, вторая - иллюминированный рисунок.

Последний мне понравился. Не нравились мне двое людей с кинжалами. В живописи их есть то неприятное, что было в 'старцах'. Что-то глухое и чёрное. Что касается Голубевского эскиза, то Ты поймёшь, что не видавши его, мне трудно решиться его воспроизводить, т.к. насчёт святостей я вообще, как Тебе известно, тут до чрезвычайности.

Да, вот ещё история. Чуть-было не проглядел: Ты пишешь, что как раз с 'Боя' у Голик. ещё неиспользованная трёхцветка. Может быть
можно Кнебелю с ним снюхаться? Но вопрос вот в чём: Голиковские трёхцветки все из рук вон плохи. Как Ты, вероятно, мог убедиться они неизмеримо ниже тех, которые я помещаю в издании Кнобеля. Ты помнишь ведь русских художников: Врубеля или Юона или Мусатова! Вся техника передана до иллюзий. Итак, если Голиковская очень удачна, то тогда не из-за чего огорода городить и лучше я погожу писать Кнобелю, а ты пришли мне немедленно отпечаток и тогда решим.

Я пришлю Тебе оттиск своей статьи, отпечатанной брошюрой со снимками. Она продаётся вместе с каталогом у Шульте. Досадно, что Seemann не воспроизвёл десять вещей, которые я ему отправил, а главное, выбор изо всего присланного мною материала, он сам же и сделал.

Уверяет, что фотографии были отчаянно плохи. Правда из Кузнецова, Явленскаго, <Ларионова> Милиоти и маленькой (новой) скульптуры Сомова - ничего не вышло почти, но твой 'Бой' (я как раз его снял) был терпим. Вообще наш Парижский фотограф отличился, чёрт знает что наснимал, по видимому даже без светофильтра. Напр. Левитановская осень не узнаваема. В оригинале светлые деревья (кадмий) на тёмном (голубом) небе; самое тёмное место речка (тёмно-ультрамариновая). А ты полюбуйся, что получилось. Главная обида в том, что получается впечатлеиiе, точно клише - мой выбор. Глупо.

Теперь дальше. Я работаю над рядом монографий. В первую голову выйдет Коровин, второй - Серов (обоих пишу я). Третий - Левитан (Голушев). Четвёртый Бенуа (я пишу). 5-й - Сомов (Бенуа пишет) 6-й - Врубель (пишет Яремич). Потом идёт 'История русского искусства' (Грабаря) Якунчикова (Поленовой) Поленова (её же, псевд. Барок), она писала в Мире исск. - это жена Поленова и родная сестра М.В. Якунчиковой. Потом 'Растрелли' - Бенуа, потом 'Росси' - предполагаю предложить Врангелю, дальше Русское Рококо (Поановский), Русск. <:> XVI (Бенуа), русск. Empire (Фомин) и т.д. Х) .
______________________________________________________
Х) Пропустилъ ещё: 1) Финляндск. Искусство 2) Скандинавское 2) Франц. 3) Немецкое 4) Английское 5) Русская графика 6) Иностранная графика 6) Русск. прикл. Искусство 7) дерев. церкви 8) Каменн. церкви до Моск. и а) Моск. периода, и т. д.
___________________________________________

Между прочим будет и В. Васнецов. Не желаешь ли его взять? Вся серия будет состоять minimum из 30 монографий; в каждой от 70 - 150 и даже 20 клише (из Мира иск., из 'Трет. Галлереи' Кнебеля, его же 'Румянц. Музея' и 'Музея Ал. III', а также изъ < Артиста> (скупил все клише, хотя проку будет не много). Кроме того будем покупать из Золот. Руна, Худ. Сокр. и пр. что нужно будет. Тексты должны давать картину всей культуры, относящейся к предмету и точный материал. Очень попрошу Тебя предложить С. Маковскому (не знаю его адреса), не возьмётся ли он написать статью о 'совр. русск. декоративном искусстве? Текста нужно около листа или несколько больше. Гонорар 100 руб. Подробнейшие биографич. данные (если дело идёт об единичном художнике) и подробная история целого движения (если речь о собирательном материале). Подробный список всех произведений художника. Общая редакция - моя (как серия <Кнак..> сов.). Внешность - однородная. Величина - по <неволе> , больше, чем обыкновенная книга (приходится применяться к величинам клише Мира Иск.',) - однако меньше Мира Искусства, <соотв.> с меньшими полями.

Прочти это письмо и Билибину, ибо трудно всем писать одно и то же. Я хочу предложить ему (здравствуйте Иван Яковлевич!), 'Декоративное искусство Старой Руси, до Васнецова, Поленовой и Мира искусства'. Кроме того, может быть Ты ещё возьмешь церкви до Москвы, а Билибин церкви начиная с 16-го века (с Коломенской и пр., словом, с момента перенесения шатровой конструкции с дерева на камень.). Кроме того, я пишу о дерев. церквах, но и он мог бы написать очерк для того же <томика> о них же.

Ну вот, кажется, и всё. Не видишь ли Врангеля и не знаешь ли адреса его и Фомина (Ив. Алесандр.), который теперь живёт в Питере.

Врангелю имею предложить кроме 'Росси', на котором он собаку съел, ещё очень много вещей. Между прочим: 1) Историю русск. скульптуры; 2) Художники первой половины 19-го века (кроме Брюллова, Кипренского Иванова, и Федотова - которым посвящаются отдельные монографии. Это Interieur'исты, интимисты и маленькие портретисты'.
Фомину - Русскиiй Empire. Хорошо, если бы их повидать. Был бы Тебе весьма обязан.

Твой
Игорь Грабарь

Ты спрашиваешь, выставлю ли в Москве. Не знаю. Если будет что, выставлю. Работаю бешено, но конечно не к <выставке>, а просто, поэтому думаю, что ничего не будет.

Кроме монографии: будет издаваться под моей же редакцией огромная истор. русск. иск. (2500-300 клише). Мог бы Ты взять начать Византийск., Норманск., Романск. и Готич. влияния. Церкви до Москвы. <:> иконописи! листа четыре-три.

Отдел рукописи ГТГ, ф. 44/726, 4 л.
_____________________________


29 Декабря 1906 г.
Письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю с конвертом.
_______
Конверт.
ВЫСТАВКА КАРТИНЪ РУССКИХЪ ХУДОЖНИКОВЪ

На штемпеле дата: С.Петербург. 29.XII.1906.:
Москва. 30.12.06.
Москва.
Полянка. Овчинников переулок. Контора Мещерина
для передачи на станцию Дугино.
для Игоря Эммануиловича Грабаря
_______________________________________________


29 декабря 1906 г. СПб.
Письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э.

Дорогой
Игорь Эммануилович.
На днях напишу Тебе обстоятельно, а пока сообщаю, что по-моему лучше
всего остановиться на 'Бое'. Поэтому (т.к. трёхцветка Голике всё-таки довольно плоха) и картина должна быть в Венеции (я надеюсь поспеть)
я прошу Тебя, чтобы Кнебель распорядился о снятии клише с Боя в
Берлине. О чём, пожалуйста, и напиши кому следует.
Из предлагаемого Тобою что-нибудь напишу. Об этом извещу.

Искренно Твой
Н. Рерихъ
29 Дек. 1906.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 106/10093, 2 л.
**********************************************************************************


1907 г.

10.01.1907 г.
Письмо Рериха Н.К. к Грабарю И.Э.
Приложено письмо С. Маковского к Н.К. Рериху (7.01.1907 г.)

Конверт с адресом. Дата на штемпеле: Москва. 10.01.07.

Заказное
[Российский герб]
ИМПЕРАТОРСКОЕ
ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНIЯ ХУДОЖЕСТВЪ.
С.-Петербургъ, Морская 38.

Москва Полянка, Овчинников переулок
Контора Мещерина
для передачи
на ст. Дугино, для Иг. Эм. Грабаря.
________________________________________

Дорогой Игорь. Прежде всего о делах. С удовольствием я напишу текст к монографии о древнейшем периоде России (церкви и пр.), если хочешь, могу принять участие и в истории искусства по этому же периоду. Напиши, к каким срокам всё это нужно и где находится уже готовый материал иллюстраций.

Билибина ещё не видал, а с Маковским уже переговорил и прилагаю его письмо ко мне; ответ можешь переслать мне же.

Я давно полагаю, что нам следует работать вместе и не ослаблять нашей немногочисленной кучки ещё внутренними разногласиями. Положим, Бенуа всегда готов сделать мне неприятное, да и Дягилев часто ведёт себя странно (почему он не выставил лучших моих этюдов и вещей, а вытащил ужасных людей с кинжалам, и для меня уже старых, кто его просил - когда я предлагал ему лучшие вещи, почему он пренебрёг ими? - право обидно!). Но из этого всё-таки не следует, что и нам нужно ссориться. Принося взаимную пользу - легче двигать дело, которому мы все служим. Рад, что Ты много работаешь.

У меня тоже много всяких проб, кое-что и удаётся. Раньше будущего года вряд ли выставлюсь в России. Сейчас пишу большую temper'у - каменный век (часть фрески). Предполагается также работа с Щусевым в Почаевской Лавре. Не будешь ли Ты в Москве к приезду Союза, я надеюсь приехать дня на три.

Жена шлёт привет.
Искренно Твой
Н.Рерих

Васнецова не берусь писать, слишком с ним не согласен.
Ел.К. Маковская переезжает в Гамбург, там её муж приглашён преподавателем. Жду ответ себе и Маковскому.

ОР ГТГ, ф. 106/10094, 3 л.
____________________________



19 января 1907 г.
ПИСЬМО Грабаря И.Э. к Рериху Н.К.

Дугино 19 янв.1907.

Дорогой Коля,
Я как раз теперь занимаюсь сортировкой и подбором материала. Затянул несколько свой ответ, ибо рассчитывал дать Тебе довольно точный список того клише уже имеющихся и предполагаемых. Однако это не так скоро сделать. Вот уже около двух месяцев, как я ежедневно корплю над этим делом, не говоря уже о том, что, в сущности, вожусь с ним с перерывами уже года полтора, а всё ещё конца не видать.

На днях Кнебель едет в Петербург столковаться с Праховым насчёт кое-каких старых Собкинских клише, а главное, насчёт клише 'Худож[ественных] Сокровищ'. Я ему дал подробный список того, что мне нужно. Кроме того, думаю заполучить у И.И. Толстого кое-что из 'Древностей', а затем, рассортировавши всё, увижу пробелы и возьму у Борщевского что нужно, а чего нет снимем.

Может случиться, что для 'Истории искусства' придётся взять Твою монографию целиком, т.е. другими словами, некоторые из монографий и будут прямо частями этой истории; в таком случае понадобятся листа два-три (печатных) текста. Об этом сообщу Тебе, когда всё выясню. У Тебя ведь есть 'Мир Искусства' и 'Сокровища!' Там материала много. Моя идея, - но, ради Бога, это между нами, т.е. конечно участниками, Маковскому сообщить необходимо - сводится к тому, чтобы <разбавливая> количеством иллюстративного материала (при страшной дешевизне) давать повсюду параллельно: 1) иностранное искусство влиявшее на русское 2) иногда и в иностранном, для ясности, брать два-три главных момента, приведших к его окончательному развитию (напр. разные фазы мозаики, фазы развития романского стиля, первые проблески его применения в России, позднейшие и пр. 3) Параллельные явления на Западе. Напр., деревянное зодчество в Швеции. Это в тех случаях, когда прямо установить влияния нельзя, т.е. когда причины были тождественны и привели к близким результатам.
Вначале я пишу <:> 'Введение', в котором вкратце прослеживаю всю историю нашего искусства. Здесь тоже много клише. Но всё это общие начала. Основная мысль - неминуемость вечного заимствования, железный закон взаимодействий, на котором только и может расти истинная самобытность. Русское искусство - самобытно не смотря на все Византии, романщины, норманщины, готики и ренессансы, рококо и пр. Тексты отдельно, клише отдельно. Вроде <Me: - Gra:>, если ты знаешь его три тома. Из текстов будут заставки и (цинкогрфские) рисунки, Клише бумага шершавая; клише на меловой. Всего около 2000.

Теперь я думаю, Ты понимаешь, в чём дело. Текст, конечно, не может быть 'взглядом и нечто', а должен быть деловым, хотя и не сух. Все последние научные данные, само собой разумеется, должны быть приняты во внимание. Необходимы чисто архитектурные термины при параллелях и вообще во всей истории развития строительства. Сообщи мне, не хочешь ли выделить что-нибудь, напр. Скифию, или Византию? Предоставляю это Тебе, но в случае если бы Тебя обременило очень, то я имею в виду ещё Кондакова. Впрочем, повторяю, это совершенно, как Ты хочешь. Московское строительство думаю отдать Ноаковскому. Если ты знаешь кого-нибудь лучше, скажи. Из стариков мне бы никого не хотелось: нагородят страшный вздор. И потом, должно же быть единство, след., можно давать работать такому, со взглядами которого если и не совсем, то хоть близко сходишься, либо таким, у которых их совсем нет, (как А. Успенский), но которым можно всегда давать канву. Ты, конечно, понимаешь, что мне не хочется пускать своей идеи в издательские кружки. Я очень стою за переимчивость, но для этого случая делаю исключение. Мне хотелось бы сделать так, чтобы каждый такой отдел был одновременно и самостоятельной монографией. Это очень трудно и пока ещё не всё склеилось. Совершено точно смогу это выяснить, приблизительно через месяц - полтора.

Ты собираешься в Москву на открытие 'Союза'; отлично, я тоже приеду дня на три. К тому времени, может быть, и ты пересмотришь материал (ужасно забавно перелистывать 'Мир иск.', 'Худ. Сокр.' и прочее) и тоже что-нибудь выяснишь. Пишу одновременно и Маковскому, но хорошо бы переслать ему и это письмо, чтобы не повторяться.

Хотелось бы выпускать 'историю' с осени 1907-го года (по монографии в месяц, - каждая по 100-250 клише). Монографии другие (Коровин, Левитан, Серов, Врубель и пр. надеюсь выпустить уже весной.

Очень благодарю Елену Ивановну за память и шлю ей искренний привет.
Всего хорошего
Твой Игорь Грабарь

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/727, 3 л.
_____________________________________________________


23 января 1907 г.
Письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю

Конверт с адресом (марка вырвана): Даты на штемпеле:
С.Петербург. 23.1.1907. Москва. 24.1.07.

[Российский герб]
ИМПЕРАТОРСКОЕ
ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНIЯ ХУДОЖЕСТВЪ.
С.-Петербургъ, Морская 38.

Москва. Пятницкая, Овчинников переулок.
Контора Мещериныхъ
для передачи
Игорю Эммануиловичу
Грабарю.
________________

(на бланке)
[Российский герб]
ИМПЕРАТОРСКОЕ
общество Поощрения художеств.
С.-Петербург, Морская 38.
--------------------

Дорогой Игорь,
Спасибо за письмо.
Вот что я придумал. Византию дать Щусеву - именно он знает её, а Скифов - Ростовцеву, сам же я напишу доисторическую часть в связи с скандинавским севером.
Если согласен напиши мне и я скажу Ростовцеву.
Очень жаль, что мне не удастся послать на союз большую temper'у, говорят она очень удалась!
Искренно Твой
Н. Рерихъ

ОРГ ГТГ, ф. 106/10095, 2 л.
___________________________


25 января 1907 г.
Письмо Грабаря И.Э. к Рериху Н.К.

Дугино 25 янв. 1907.
Ну что же, - отлично: вы втроём можете спеться. Важно, чтобы была совершено определённая последовательность, чтобы, несмотря на отдельные главы отдельных авторов, одно вытекало из другого. Под Византией я разумею не только первые Киевские церкви, но и Новгородский, Суздальский и начало Московского периода, т.е. не исторического и художественного, а исторического: Успенск. Собора и пр.

Здесь нужно взять несколько глав: I. 1) общая характеристика эпохи (переход от 'славянства' к 'Руси', - если <:> Ты не возьмёшь это в свою часть и не закончишь им свой древнейший период, - жизнь Киева, - князя, и народа, быта; 2) Церкви 3) Декоративное и прикладное искусство (мозаика, эмали, орнамент и пр.)
II. Новгород и Псков с теми же отделами.
III. Суздальская Русь (Владимир, Суздаль, Переяславль, Муром и пр.) идеи
IV. Москва (ещё суздальская).

Я намечаю только схему. Словом я хочу сказать, что надо дать нечто совершенно другое нежели давали <Павли:> и К°. Надо ближе подходить к Забелинскому 'Домашнему быту цар.' Нужна картина вр. эпохи, отражённая в искусстве. Разумеется, где речь прямо об архитектуре, там место точной терминологии и аршину, но тоже не одному аршину.

Я начинаю склоняться всё больше к тому, чтобы иконопись не выделять. И в таком случае Ты вероятно согласился бы написать о мозаиках и фресках и иконах для этого же первого тома, т.е. до Московского периода. Кажется, Ты всем этим очень занимался.

Вообще было бы хорошо, если бы Ты переговорил с Щусевым и Ростовцевым и наметил с ними план и распределение ролей. Напр. есть масса сторон, которые необходимо затронуть (Миниатюры, рукописи, литейное дело и пр.).
Как я уже Тебе писал, начал список тех клише, которые у меня есть, я смогу сообщить Тебе только через неделю-две-три, ибо необходимо вести разные переговоры с всевозможными издателями. Если и Ты вспомнишь кого-нибудь, кто бы уступил интересным клише, то черкни. Конечно, надо с ним делать и новые, но при такой массе мыслимо <:> издание дешево <:> при условии подавляющего количества дешево доставшегося иллюстрационного материала. Во всяком случае наметьте с Щусевым и Ростовцевым, что бы Вам нужно было. Тебе придётся ведь доставать древних скандинавских вещей. Не знаю как это сделать. В крайнем случае можно будет сделать и ряд автотипий с хорошим иностранным автотипическим клише; если они большие, то в уменьшении выходят недурно.

Огромный перевес в этой истории, разумеется, выпадает на долю после Петровского времени, - но с этим надо мириться. Что же делать, когда после Петра бы-ло создано количественно неизмеримо больше.

Досадно, что не видел Твою новую темперу. Но отчего Ты не хочешь послать её 'На Союз'. Мы бы оттуда двинули её в Берлин воспроизводить. Присылай. Я, <> быть, тоже послал кое-что.
Ну, всего хорошего
Твой И. Грабарь

ОР ГТГ, ф. 44/728, 2 л.
_____________________________________________


27 января 1907 г.
Письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю

Конверт с адресом (марка вырвана):
Дата на штемпеле: С.Петербург. 27.1.1907.

[Российский герб]
ИМПЕРАТОРСКОЕ
ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНIЯ ХУДОЖЕСТВЪ.
С.-Петербургъ, Морская 38.

Москва Пятницкая
Овчинников переулок, Контора Мещериных
для передачи
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
___________________________________

Дорогой Игорь,
Прежде чем я переговорю с Ростовцевым сообщи мне какого размера должна быть его статья (Юг и Скифы) - в 1 лист? или больше? Так наз. Византия тоже в 1 лист?
Был у меня Кнебель; я дал ему несколько указаний. Между прочим мы разговорились о том, что в Содружнике имеется материал для монографий о моих вещах, текст Маковского и уже собрано большинство клише, а всего их можно добыть до 60.
Очень сожалею, что tempera называю 'Поморяне' немного не поспела, из москвичей ее видел Средин, если хочешь спроси его.

Твой
Н. Рерихъ
27 Янв. 907.

ОРГ ГТГ, ф. 106/10096, 2 л.
________________________________________________


31 января 1907 г.
Письмо Грабаря И.Э. к Рериху Н.К.

Дугино 31 янв.1907.
Дорогой Коля, нарочно прилагаю Тебе нечто вроде схемы первого выпуска, или тома, как хочешь. Само собой разумеется, что этой схемой я нисколько не хочу стеснять ни одного из авторов. Вы можете выработать свою, но я попросил-бы только, прежде чем приступить к работе, прислать её мне.
Когда Ты приедешь в Москву, то мы разберём её по косточкам, надеюсь (что торговаться не придётся) и тогда с Богом! Посылаю её потому, что из неё всё же видно, чего-бы мне хотелось и кстати легче распределить и роли. Мне представляется, что здесь возможно одному и тому же автору вступить несколько раз в последовательный рассказ. Напр. так:

Введение - Грабарь
Древн. эпоха. Доисторич. период - Рерих
Восточн. и Греко-Римск. влиян. - Ростовцев
Славянск. период - Рерих
Введенiе христианства - Образование Руси - Рерих
Принятие Христианства - Рерих и Щусев
Церковн. строительст. - Щусев
Декоративное иск. - Щусев
Быт - Рерих

Количество листов:
Введение ---------------------------- 1 1/2 листа
Доисторич. период ----------------- 1/2 л.
(скифы)
Юг Восточн. и Греч. вл.-------------- 1 л.
Славянск. пер.-------------------------- 1 1/2 л.
Образов. Руси и принят Христ------- 1/2 л.
Церковн. строительство--------------- 2 1/2 л.
Декорат. --------------------------------- 1 л.
Быт---------------------------------------------1/2 л.
_______________________________________
Итого Вам вместе нужно дать около 7 листов.
Клише (кроме Введения) нужно бы около 200.

Относительно этих клише мы переговорили. К тому времени я соберу всё что можно, а затем надо будет достать фотографии (Борщевского, есть <много> у Фишера и т.д.) Чего не хватит надо будет вновь снимать. Пройдёмся по Историческому Музею и наметим.

Что касается Твоей монографии, то мы об этом поговорим при свидании. Теперь могу только сказать, что с ней пришлось бы повременить. В первую голову необходимо было давать то, что играло большую роль в движении последнего времени. Коровин, Серов и Левитан - эти явления, определившие всю эпоху 80-х и 90-х годов. От Врубеля пошло всё движение новое в Москве (как отчасти и от Мусатова, и его будет необходимо дать поскорее). Бенуа и Сомов родоначальники всего круга графиков Петербурга. Васнецов, Поленова и Якунчикова - дали всё декоративное возрождение. Также необходимы Репин и Суриков. Репина я <на:ваю>. У Сурикова слишком мало вещей, но всё же надеюсь его сделать. Во всяком случае всё это явления завершившиеся и едва ли имеющие сказать ещё новое. Ты, по моему, весь впереди и в этом Твоё счастье. Но, повторяю, об этом поговорим.

Выставка раньше 11-го не откроется. Неужели не привезёшь темперы? Ведь можешь привести 11-го утром.

Что касается сроков статьям, то, как теперь выясняется, они нужны будут не раньше конца лета; Маковскому я писал о Мае, - теперь можно отсрочить до конца Июля.

Жму твою руку
Твой Иг. Грабарь

ОР ГТГ, ф. 44/729, 1 л.

**************************************************************************


1 марта 1907 г.
Открытое письмо И.Э Грабаря к Рериху Н.К.

На штемпеле дата: МОСКВА. 10. 3. 07.

Его Высокородию
Николаю Константиновичу Рерих
С.-Петрбург. Мойка, 83.

Дугино 1 марта 1907 г.
Дорогой Коля,
Нет, напротив всё идёт как нельзя лучше, да и <> маленькой неприятности, которую я только что пережил - болезни (какая-то пустая инфляция, но державшая меня на 40,2° - и ужасно ослабившая). Вот и вся заминка.

В Москве же после нашего свидания я прожил целый месяц почти (т.е. <вернее> три недели) и всё время налаживал дело со всех сторон. Что касается Кондакова, то я думал, что Щусев уже всё с ним переговорил. Дело ведь окончательно выяснилось, за исключением вопроса о точном числе снимков, но приблизительно и это уже известно 150-200 (на <::>: Кнебель хотел-бы их разбить на разные выпуски так, чтобы всего вышло выпусков 28; это какая-то каббалическая цифр, на которую ещё клюют подписчики при условии рублевых выпусков; ну и Бог с ним, я прибавлю по лишнему выпуску на историю пейзажа, главн. течения в р[усской] живописи и куда ещё окажется <нужнее>.

Итак, говори с Кондаковым на счёт икон. Я всё еще колеблюсь, ибо, всё что я знаю в литературе (а я перечёл, кажется, весь печатный материал) не похоже на то, что по-моему нужно.

Твой И. Грабарь.

Прошу Щусева и Маковского известить меня за ранее, когда они будут в Москве: я уже <рассредоточил> материал и мы могли бы пересмотреть клише.

ОР ГТГ, ф. 44/730, 1 л.
_______________________


6 марта 1907 г.
Открытое письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э.
Открытка Общ. Св. Евгении. Н.К. Рерих "Старая Рига".
 
  
 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
На штемпеле дата: С.Петербург. 6.III. 1907.

Москва.
Полянка. Овчинниковъ [пер.]
Контора Мещериныхъ.
Игорю Эммануиловичу Грабарю
___________________

Дорогой Игорь.
Формаковский согласился. С Кондаковым всё ещё боюсь начать.
Как с Кнебелем? На чём улажено с рисунками?
В Марте и Щусев и Маковский будут в Москве.
Твой Н.Р.

Как в Союзе? Академия не даёт больше зал под выставку. Просто беда!

ОР ГТГ, 106/10099, 1 л.
________________________


15 Марта 1907 г. Дугино.
Открытое письмо И.Э Грабаря к Рериху Н.К.

Николаю Константиновичу Рерих
С - Петербург, Мойка, 83.

Дугино 15 марта 1907 г.

Дорогой Коля, вот какая чепуха вышла. Я всё ещё не оправился и отсюда письмами всё устроил на счёт отправки Твоей картины.

Сейчас получил письмо от Кнебеля, который пишет, что был на Союзе (как я его просил), но ему сказали, что ни Твою, ни Бакстовскую картину на счёт Союза не отправляли и, кроме того, наговорили ему о их непрочности (мол, малейшая сырость, или там что-нибудь, и придётся нам тысячи и тысячи платить), что он прислал мне слёзное письмо - избавить его от такого риска и подождать, пока у обоих Вас будет что-нибудь менее рискованное для предпринимателя. Он ужасный трус, но что же с ним делать. Но я предлагаю Тебе вот что. Ты всё равно ведь отправлять в Париж будешь, следовательно, на Берлин отправь пока прямо Мейзенбаху, вот и всё, если не боишься порчи. А Бакст у меня, значит, так и пропал! Ужасно глупо.

Твой И. Грабарь

ОР ГТГ, ф. 44/731, 1 л.
______________________


21 марта 1907 г.
Открытое письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
На штемпеле: С.Петербург. 21. III. 1907

Москва. Полянка. Овчинников переулок.
Контора Мещериных
для передачи
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
----------------------

Дорогой Игорь,
Кондаков очень симпатично отнёсся к моему запросу. Срок - Рождество. Весною, значит, Ты сам с ним переговоришь. Я думаю надо настоять, чтобы Кнебель взял именно Поморян, ведь главный путь до Берлина, а это не его дело и ответственность. Как Твоё здоровье? Желаю скорейшей поправки. Твой НР.

ОР ГТГ, 106/10100, 1 л.
______________________



27 июня 1907 г. Выборг.
Открытое письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э.

Петербург. Вас. Остров.
Университетская набережная. кв. 10. д. ? 25
ЕВб.
И. Э. Грабарю.
_____________________________

Дорогой Игорь! Комиссия в Обществе в Четверг не состоялась, а потому теперь приехать мне не придётся. Что Ты хотел рассказать мне? Буду писать в Старые Годы о росписи церквей в Финляндии. Попалось мне ещё кое-что интересное, напр. около Кексгольма - Рурика ярви!!. Каково? Вот откуда приехали-то! Если увидишь Кнебеля, скажи, чтобы он мне деньги уплатил. На поездки нужно. Хочу съездить на Коневец, там в одном скиту какая-то старая стенопись.
Пиши: Выборг. Шлюз Лавола. Вилла Оннела.

Когда уезжаешь? Твой НР. - 27 Июня 1907.

Отдел рукописей ГТГ, 106/10101, 1 л.
[На штемпеле: Выборг. 11. VII. 1907]
___________________________________


26 Августа 1907 г. Москва
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО И.Э Грабаря к Рериху Н.К.
(На штемпелях даты: С.Петербург. 27.Х.07.12 // Москва. 26.10. 07.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Его Высокородию
Николаю Константиновичу Рериху
С - Петербург. Мойка, 83.
_____________________________________________

Москва 26 авг. 1907 года

Дорогой Коля,
В воскресенье, 28-го авг., утром, я приеду в Петербург, где пробуду понедельник и вторник, а может быть, и среду. <С утра> прямо из гостиницы или номеров (где-нибудь на Морской) <проеду> к Фокину (так, часам к 11 утра). Затем я свободен. Если удастся, то заеду до Фокина и к Тебе, чтобы сговориться насчёт наших с Тобой дел. Времени у меня будет в обрез, и хотелось бы использовать его во всю.

Жму Твою руку.
Всего хорошего.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/732, 1 л.
_______________________________



6 Сентября 1907 г. Калужская губерния
ПИСЬМО И.Э Грабаря к Рериху Н.К.
(Письмо написано на именном бланке И.Э.Грабаря)

Москва, Пятницкая, Овчинников.
пер., контора Мещериных.

6 Сент. 1907.

Дорогой Коля,
Извещу Тебя непременно, когда соберусь в Петербург, но вероятно, раньше конца октября, мне не удастся приехать. Пока работы за глаза. На днях собираюсь в Москву и буду у <Городцева> для того чтобы выяснить, как быть. Т.е. <> я хотел быть у него, но получив Твоё письмо, подумал, что, в конце концов, удобнее всего было бы устроиться со Спицыным, т. к. Тебе с ним удобнее там, в Петербурге, <встретиться>. Поэтому, если я и буду у него, то кончать не стану, отложу до Спицына. К Октябрю рассчитываю окончательно сделать всё с Формаковским, Спицыным и Кондаковым - при Твоей, конечно, помощи. Боюсь, что придётся и к Лихачеву обращаться. С Щусевым мы сделали всё что нужно было. Теперь ещё под сомнением только Мазепинский стиль (Казацкая Архитектура). Из двух кандидатов на эту интереснейшую и пикантнейшую, по совершенной <неожиданности>, главу - у <Павлуцкого> (Киевской) и Прахова - я отдаю безусловное предпочтение Прахову. Он, несомненно. талантливее и бесконечно живее чувствует. Он, было, согласился, но боюсь, что он не решится взяться за эту тему, т.к. не чувствует себя здесь дома, а только в этом последнем случае можно написать горячо, а главное, взглянуть по новому и <оценить> то, чего никто раньше не видал. Щусев хотел было приложить свою руку в сотрудничестве с кем-нибудь, но сам не хочет, т.к. нет времени и нужно кое-что знать здесь совершенно определённо.

Мой лист, я считаю, в 35.000 букв (печатный лист), т.е. так, как это всегда и делается. Если ты находишь, что мне нужно написать Формаковскому и Спицыну письма с предложением, то будь добр, сообщи их имена и адреса. Я это сделаю, для оформления. А после этого ты можешь совершенно просто и легко с ними сговориться и сделать втроём конспект того, что нужно, придерживаясь приблизительно программы, которую я Тебе послал в одном из писем в ещё весной.

1-й выпуск думаю пустить к Новому году или к Февралю.
Ужасно меня интересует то, что Ты пишешь о Финляндии. Я смогу воспользоваться клише из Старых Годов, если это окажется чем-нибудь подходящим для моих деревянных церквей.

Ну, всего хорошего
Твой Игорь Грабарь
Прости за некоторое опоздание, я сейчас в Калужской губернии, и мне
письма пересылают из Дугина сюда, а это
довольно канительно.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/733, 2 л.
_________________________________



26 Ноября 1907 г. Москва
Открытое письмо И.Э Грабаря к Рериху Н.К.
(На штемпелях даты: Москва 19.11. 07. // С. Петербург 20.XI. 07.)

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
ДЛЯ ОТВЕТА

Его Высокородию
Николаю Константиновичу Рериху
С - Петербург . Мойка, 83.
______________________________________________

Дугино 26 Ноября 1907

Дорогой Коля,
получил недавно от Спицына письмо, в котором он отказывается писать, ссылаясь на то, что не хотел бы рядом с хорошими исследованиями давать беглый очерк: ведь в сущности об этих культурах почти ничего неизвестно и т.д. И вообще, советовал мне начать лекторий с XV века. Советовал иметь смелость на это отважиться. Я написал ему мотивированное письмо почему не могу этого сделать. Вчера получил ответ: он опять советует то же, но если я упрусь, то готов дать один лист на тему о 'смене культур', но без рисунков.
Не можешь ли его увидать и уговорить; что нельзя же не иллюстрировать. Ведь, <напр.>. предметы <::: > <Трипольской> культуры прямо поразительны.

Твой И. Грабарь

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/734, 1 л.
______________________________



3 декабря 1907 г.
Письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю

Конверт с адресом:
Москва Пятницкая. Овчинников переулок.
Контора Мещериных.
Его Высокородию
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
_____________________________

Дорогой Игорь, вернувшись из Парижа нашёл Твоё письмо и сегодня видел Спицына. Статью он пишет, но от рисунков положительно отказывается. Говорит, что из массы материала выбрать 20 штук невозможно. Как быть? Пиши.

Думаю, на Союзе в СПб. поставить Бой, о нём в прошлом году Третьяковская Комиссия спрашивала. В Париже выставка вышла удачно; для Люксембурга купили пастель 'L'homme an <grattuire>' - отзывы хороши.

Когда приедешъ?
Искренно Твой
НРерихъ

3 Дек. 907

ОР ГТГ, ф. 106/10108, 3 л.

****************************************************************


1908 г.

4 апреля 1908 г. СПб.
Открытое письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
На штемпеле даты: С.Петербург. 4.4.08. / Москва. 5.4.08.

Москва. Овчинников переулок.
Контора Мещериных
ЕВб. И. Э. Грабарю.
___________________________

Дорогой Игорь!
Шиповникъ делает издание моих статей. Ты ничего не будешь иметь, если туда всокращённом виде пойдет и моя заметка о каменном веке. Нечто подобное у меня было с Весами и там тогда ничего против не имели.
Как идут дела? У меня теперь настроение - никаких иллюстраций к кам[енному] веку не давать.

Твой Н.Рерих.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 106/10110, 1 л

***************************************************

1910 г.

19 марта 1910 г.
Открытое письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю
Открытка Общ. Св. Евгении: Н.К. Рерих. 'Ункрада'
 
  
 

Под изображением надпись:
'Ункрада' Н.Рерих. _____ 'Unkrada' N. Roerich.

: 'А ты вей, ветер, вей, понеси от меня весть моей родине,
обойми её своими крыльями, прижмись грудью к груди. Помоги,
пособи мне':
_______________

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
в пользу общины Св.Евгенiи

На штемпеле дата: С.Петербург. 20.III. 1910.

Москва.
Овчинниковъ пер. Дом Мещериной
Его Высокоблагородию
Игорю Эммануиловичу Грабарю.

Спасибо за первый том истории. Прекрасное издание! Черкни, когда будет срок моему 'допотопию'? Моё здоровье теперь опять настроилось, но летом придётся ехать починить мою печень. Не собираешься ли в Петербург?
Ещё раз спасибо.
Преданный Тебе
Н. Рерихъ.

Жена шлёт привет.
19 марта 1910.

ОР ГТГ, ф. 106/10111, 1 л.
________________________


9 апреля 1910 г.
Открытое письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю
Открытка Общ. Св. Евгении: Н.К. Рерихъ. 'Небесный бой'
 
  
 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
в пользу общины Св.Евгенbи
На штемпеле дата: С.Петербург. 20.III. 1910.

Москва. Овчинников пер. д. Мещериной
Е Вб.
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
________________________________

Дорогой Игорь, я очень рад, что мы сошлись во мнении об участии в Риме под академиической крышей. Никто не может сказать мне, где будет Салон Издебского. Спрашивал я разных людей, но никто не знает! Если узнаю, постараюсь устроить Твоё дело.

Преданный Тебе
Н. Рерихъ.

ОР ГТГ, ф. 106/10112, 1 л.
______________________


21 ноября 1910 г.
Письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю

Конверт с адресом
Дата на штемпеле: Москва. 26.11.1910.

Москва. Овчинников пер. Дом Мещериной.
Его Высокородию
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
____________________________________
.
Дорогой Игорь,
спасибо за письмо. Только что мы решили сделать первую выставку в СПб. Срок доставки 20 декабря. Сведения для каталога - к 10 Декабря. Так и сообщи московским членам. Таким способом выяснится, кто остался в Союзе, а кто с нами. Полагаю, что в середине Февраля будет легче подыскать в Москве помещение.

Отъ души любуюсь Твоим изданием и радуюсь, что наконец русское искусство будет освещено по заслугам. Воображаю, сколько труда и времени берет у Тебя эта работа! но результаты действительно блестящие.
Говорят, что в Августе Ты был в СПб., отчего не заглянул?
Жена шлет привет.

Искренне Твой
Н. Рерихъ.
21. Нояб. 1910.

ОР ГТГ, ф. 106/10113, 2 л.

*******************************************************************


1911 г.

26 января 1911 г.
Письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю

Конверт с адресом:
Здесь.
Угол Итальянской и Михайловской.
Дом Дашкова квартира И.А. Фомина
Его Высокородию
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
_____________________________

в Четверг
Дорогой Игорь, завтра в 8 1/2 час., у меня состоится собрание 'Мира Искусства' - по вопросу о выставке в Москве. Приходи. Верно, Фомин тоже придёт, если он не отказался от избрания в члены - шлю ему привет.
Искренне преданный
Н. Рерих.
Среда. 26 янв. 1911.

ОР ГТГ, ф. 106/10114, 2 л.

***************************************************


1912 г.

5 февраля 1912 г. Дугино.
ПИСЬМО И.Э. Грабаря к Иванову А.П.

Многоуважаемый Александр Павлович,
Далёкость Вашего петербургского жилища и анафемское отсутствие у меня времени в мои короткие визиты в Петербурге помешало мне связаться с Вами. <:>

С.П. Яремич сказал мне как-то, что Вы не отказались бы написать монографию, посвящённую Рериху. Он сказал мне это в то самое время, когда я собирался Вам предложить именно эту монографию, полагая, что она Вам была бы больше других по душе. Если вы готовы написать её и имеете, быть может. ещё охоту заняться какими-либо другими, то сообщите мне пожалуйста. <:> Мне нужно бы получить 3-4 листа печатных.
<:> Срок конец лета, если можно раньше, то только желательнее. В крайнем случае могу отсрочить до января 1913 г.

В ожидании Вашего ответа жму руку
Ваш Игорь Грабарь

Публикуется по изданию: И.Э. Грабарь. Письма 1891 - 1917. Т. 1. М. 1974.
_______________________________________________________________



5 марта 1912 г.
Письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю
Конверт с адресом, на штемпеле дата: Москва. 6.III. 1912.

Москва
Овчинников пер. Дом Мещериной.
Его Высокородию
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
_____________________________

Дорогой Игорь.
Иванов сказался премиленьким и серьёзным человеком, - Я <:> был прав, рекомендуя его. Думаю, что работа у него идёт ладно. Относительно воспроизведений, если хочешь, я составлю примерный список на Твой просмотр.
Завидую Твоей поездке в Италию. Как хороши старики!

Я завален работою для четырёх постановок: 'Пер Гюнт', 'Рогнеда', 'Тристан' и 'Праздник весны'. Если Ты вернёшься в Апреле - хорошо бы повидаться и выяснить воспроизведения. Относительно клише, устрою.

Жена моя шлёт Тебе привет.
Искренне Твой
Н.Рерихъ
5.III. 1912.

ОР ГТГ, ф. 106/10115, 3 л.
______________________________


31 декабря 1912 г.
Письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю (31 декабря 1912 г.)

Конверт с адресом, на штемпеле дата: Москва. 31.XI.1912.

Москва
Петровские линии, ? 13 / Издат. Кнебель и Гроссманн
Его Высокородию
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
____________________

Дорогой Игорь
Спасибо за письмо. Посылаю Тебе названия. Николаевский взялся по 4 р. снять мои вещи; скоро приступает. Вчера был у меня Иванов; говорит, что к 1 Апреля кончит.

Сейчас пишу 'Змей проснулся'. Одно плохо - всё простужаюсь. Надо за лето поправиться, а то с осени уже четвёртый раз инфлюэнца с жаром.
Скажи Трояновскому, что я очень жалею, что он опоздал относительно
'Тропы прямоезжей'.

Купил ли Кнебель клише от <Кульженки>? Клише хороши и, я думаю Кульженко уступитъ.

Желаю Тебе по-прежнему бодрый Новый Год иискренно восхищаюсь
Твоей работою. Дай Бог Тебе успеха!
Дружески обнимаю
Н.Рерихъ.
31 дек. 1912.


В красках.
1. 'Бой' Третьяковская.
галерея (клише Зол. Руна)
2. 'Сеча при Керженце'.
3. 'Идолы'.
4. 'Варяжское море'.
5. 'Каменный век' (клише Аполлона).
6. 'Заморские гости' Собств. Е.И.В. Государя Императора.
(клише у Голике).
7. 'Половецкий стан' (вариант).
8. 'Звездные Руны' Собств.
А. И. Лангового.
9. 'Марокко' (эскиз для Пера Гюнта в пост. Моск. Худож. Театра) Собств.
И.И. Трояновского

Меццо.
1. 'Ангел последний'.
2. 'Песнь о викинге'. Собственника
знает Бычков.
3. 'Пер Гюнт' Эскиз I акта.
4. 'Человечьи праотцы'.
________________________________

Портрет Головина мне не очень нравится. Не попросить ли Сомова сделать рисунок - и выйдет лучше!

ОР ГТГ, ф. 106/10116, 3 л.