Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ТЕАТР Н.К. РЕРИХА

Старинный театр.
******************************
 
3 марта 1912 г. Москва

К гастролям 'Старинного театра'
По поводу одной монографии
'Старинный театр'. Э. А. Старк

Ввиду начавшихся на второй неделе в Москве гастролей Старинного театра представляется совершенно своевременным указать на очень интересную книгу, изданную в ограниченном числе экземпляров, в которой рассказана история возникновения Старинного театра, рассказано, как ведётся работа по созданию каждого спектакля, а также изложено как бы художественное credo этих искусных воссоздателей театральной старины.

Эта монография выпущена в момент возобновления деятельности Старинного театра после четырёхлетнего перерыва. Она рассказывает не о постановках второго цикла - Испанском театре XVI и XVII века, а о постановках первого цикла: литургической драме XI века, миракле XIII века, пастурели XIII века, моралитэ XV века, фарсах XVI века и уличном театре также XVI века. Организаторы Старинного театра, стремившиеся создать постоянное учреждение из своей попытки воскресить сценическую старину, ставили и ставят себе, продолжая начатую работу, 'задачу в ряде спектаклей показать не только историю драматической литературы, но и, главным образом, эволюцию театра как зрелища' во всём его полном объёме, выявить в каждой данной эпохе самую душу театра со всеми её особенностями, сложившимися под влиянием строя жизни. Соответственно последнему, драматическую литературу нужно было взять в формах, публике совершенно неизвестных, потому что всем этим характерным формам отвечали и различные виды театрального зрелища. Но театр хотел ещё показать и зрителя, чтобы показать, как смотрелась пьеса известного времени. И в постановке литургической драмы 'Три волхва' был введём этот зритель - толпа у ступеней собора небольшого средневекового ropода, толпа, которая своим энтузиазмом, экстатическим сочувствием дополняла развёртывающееся 'действо'.

Театр развил свою деятельность, продержавшись в первый раз всего лишь немного более месяца, благодаря сложнейшей работе над воссозданием стиля эпох людей различных отраслей искусства. Искали фрагменты для воссоздания мелодий, искали миниатюрную живопись, которая по характеру отвечала бы намеченному сюжету, интуитивно пытались схватить стиль игры, колоритно передать дух старины. Текст старинных пьес, написанный на наречиях норманнском или artois, сначала передавался на французский язык архивистом палеографом Pierre Champion и тогда уже переводился на русский язык. Один из организаторов театра М. Бурнашёвездил в Париж и Кёльн, откуда привёз много ценных материалов по истории средневекового театра. Барон Дризен объездил некоторые швейцарские монастыри, хранящие в себе много любопытного, относящегося вообще к эпохе Средних веков, затем объехал Мюнхен, Нюрнберг и Ротенбург. Всё это была черновая работа для воссоздания отшедших веков при руководстве специально работавших над инсценировкой пьес Н. Евреинова и А.А. Санина. И. А. Сацу предстояло восстановить гармонизацию и переложить музыку на инструменты того времени: роты, псалтыри, гамбы, органиструмы и специальные ударные. Над текстом работали: Сергей Городецкий, Юрьин (Бенедикт), Александр Блок, барон Н.Н. Врангель и А. А. Трубников. Над эскизами к декорациям и костюмам, над эскизами к занавесам и над писанием самих декораций работали Александр Бенуа,, Добужинский, Лансере, Рерих, Чемберс и Щуко.
В таком блестящем составе сотрудников были приготовлены первые два спектакля Старинного театра. В начале увлекались мыслью начать с античной трагедии, но отказались от мысли воскресить её вполне сознательно. Исходили из следующей мысли, высказанной проф. Е. В. Аничковым, с которой согласились все: 'Для истории театра в её последовательном развитии античная драма вовсе не так важна, потому что не существует преемственной связи между нею и европейским театром в полном его объёме; последний есть достояние христианской культуры, и его корни таятся во тьме средневековья'. Долго работали не только над собиранием и реконструкцией материалов старины, материалов вещественных, но ещё над живым материалом - актёрами. Хотелось 'подобрать такой материал, который не был бы испорчен рутиною сценического ремесла'. Всех участвующих 'нужно было ввести в круг идей Средневековья, чтобы облегчить им крайне трудную задачу проникновения его стилем'. Для этого им читались курсы по истории средневековой литературы, музыки, по иконографии средних веков и о средневековом актёре....

Студия( Москва). 1912. 3 марта. ? 22. С. 5-6.
______________________________________