Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
 
СОДЕРЖАНИЕ

Хроника. Московские вести. (Варшавский дневник. 1898. 2 января. ? 2)
Неотложное. 10.02.35 г.
*******************************


1898 г.

Хроника
МОСКОВСКИЕ ВЕСТИ

Третьяковская галерея обогатилась новыми картинами В.Е. Пурвита, Н.К. Рериха и Ф.Э Рущица.

Варшавский дневник. 1898. 2 января. ? 2.
*********************************************************



НЕОТЛОЖНОЕ

Сообщается прискорбное явление о порче целого ряда прекрасных картин в Третьяковской галерее. Приведём это сведение во всей наготе, как оно было дано.

Московская 'Правда' сообщает, что утром 8 января произошла авария в системе центрального отопления Третьяковской галереи.

По невыясненным пока причинам кран для выпуска воздуха из колонок водяного отопления, находящегося в подвальном помещении, стал пропускать горячую воду. Испарения через воздушные каналы проникли во второй этаж - в выставочные залы ?? 20, 21 и 22.

В этих залах размещены картины художников: Васнецова, Нестерова, Левитана, Айвазовского, Куинджи, Поленова, Семирадского и др.

Внутренняя охрана и технический надзор галереи обнаружили аварию в 7 час. 30 м. утра. Доступ пара был немедленно прекращён, все картины сняты.
Запрошенный сотрудником 'Правды' о подробностях аварии директор Третьяковской галереи М.П.Кристи сообщил:

- В залах ?? 20, 21 и 22 находилось около 70 картин, 15 из коих, в том числе известные полотна - 'Алёнушка' и Портрет Праховой' Васнецова, 'Юность Преподобного Сергия' и 'Портрет жены художника' Нестерова, 'У омута' и 'Большая вода' Левитана, 'Ночь на Днепре' Куинджи - в некоторой степени пострадали от сырости. Лаковый покров этих картин потускнел, но красочный слой не затронут.

Немедленно были привлечены крупнейшие специалисты по реставрации, в том числе заслуженный деятель искусства И.Э.Грабарь и заведующий реставрацией Музея изобразительных искусств П.Д.Корин. Вместе с сотрудниками реставрационного отдела Третьяковской галереи они детально осмотрели каждое полотно и вынесли заключение, что непоправимых повреждений на картинах нет.

В беседе с сотрудником 'Правды' И.Э.Грабарь сообщил:
- Существующая в Третьяковской галерее система центрального отопления чрезвычайно устарела и требует коренной реконструкции. Несовершенство этой системы сказывалось в том, что на протяжении ряда лет картины в выставочных залах систематически покрывались копотью. Это заставило ещё в 1910-13 гг. застеклить все наиболее выдающиеся полотна.

Случая, подобного происшедшему 8 января, до сих пор не наблюдалось.
Комиссар по просвещению А.С.Бубнов издал следующий приказ:

'За недопустимое разгильдяйство и халатность в хозяйственной части и техническом надзоре за системой центрального отопления в Госуд. Третьяковской галерее, приведшие 8 января с.г. к аварии в камере ?4 водяного отопления, могущей поставить под угрозу ценнейшие произведения искусства, приказываю:

1. Директору Третьяковской галереи М.П.Кристи объявить строгий выговор.
2. Заведующего хозяйственной частью Дубовицкого освободить от должности.
3. Инженера Лопухояа, непосредственно ведающего техническим надзором в Государственной Третьяковской галерее, снять с должности'.

Только подумать, что такие, всем известные национальные сокровища, как 'Алёнушка' Васнецова, 'Юность Преподобного Сергия' Нестерова, 'У омута' Левитана, 'Ночь на Днепре' Куинджи, делаются жертвой недосмотра. Может быть, по недопустимому легкомыслию, а может быть, и по злобности. Ведь неоднократно пресса сообщала о гимнах, требующих 'уничтожения всех Рафаэлей'. Если мы вспомним, что ненависть преследует именно картину Милле 'Анжелюс' или прекрасные сокровища собора Овьедо, то, может быть, и покушение на незабываемую 'Юность Преподобного Сергия' Нестерова тоже относится к тем же попыткам стереть самое выдающееся. И сколько подобных горестных знаков можно перечесть даже из деяний самых последних дней.

После покушения на 'Анжелюса' Милле сообщалось, что порезы на картине заделаны, а мы уже тогда предупреждали, что картина всё же останется инвалидом. Всякие зашивки и замазки значительно сократят жизненный срок произведения. Также и теперь, может быть, кто-то будет уверять, что картины Третьяковской галереи будут или подсушены, или вновь натянуты, или подвергнутся какому-то новому 'целительному' процессу; но всё же пострадавшие картины останутся инвалидами. Они изменятся и не смогут вдохновить зрителей так долго, как это было бы возможно без варварского покушения.

В каждом преступлении обычно вкрадывается элемент недосмотра. На этом шатком оправдании обычно строится судебная защита. Но уже недосмотр как таковой является несомненным преступлением там, где вверена судьба государственных национальных сокровищ.

Никакие политические, экономические, классовые или расовые соображения не могут понизить ответственность за сохранность великих национальных творений. Если где-то когда-то произошёл преступный недосмотр, то это не значит, что тем же можно оправдать и следующие покушения на неприкосновенность народных сокровищ.

Ещё раз вспомним перечисленные картины, вспомним, насколько эти художественные образы вошли в русскую Культуру, а теперь уже стали достоянием и Культуры всемирной. 'Юность Преподобного Сергия' остаётся одной из самых выразительных картин Нестерова, дав русскому народу незабываемый облик чтимого великого подвижника. 'Алёнушка' всегда будет не только одной из лучших картин Васнецова, но и напомнит о том, как русское самосознание вспомнило о своём национальном сокровище. 'Ночь на Днепре' Куинджи является исторической картиной в соответствии с завоеваниями живописи европейской. Каждая картина Левитана есть неповторимый вклад в историю русской живописи. А сколько в этих же залах и других произведений, навсегда вошедших в историю искусств!

Не в том дело, что отопление было плохо или какие-то краны открылись. Дело в степени бережения. Дело - в сознании ценности художественного и национального творчества.

Эта любовь к художественному и научному выражению народа, священная внимательность к неповторимому творчеству не только должна принадлежать каким-то случайным чиновникам и надзирателям. Вся страна должна и радоваться, и болеть судьбою сокровищ народных. Если же неощутима эта радость или печаль, это будет значить, что сознание народное уклонено от своих основных начал. По этим мерам пишется история Культуры, этими вехами отмечаются проходимые пути народные.
Если на страницах исследований остаются сообщения о разрушении библиотек, храмов и художественных сокровищ, то эти сообщения навсегда остаются знаками плачевными. Историки пользуются ими как доказательством деградации. Те, которые в своё время так или иначе способствовали или хотя бы допускали такие разрушения или повреждения, они бы наверное воздержались от таких дел, если бы вполне представили себе суть истории.

Сегодня газеты принесли известие о смерти Макса Либермана. Меня уже спрашивали: 'Кто такой Либерман?'. Значит, это имя большого художника кому-то уже ничего не сказало; значит, страница истории искусства или не была прочтена, или забыта. Насколько же в школах наших должно быть напоминаемо о значении научного и художественного творчества. Ведь это может быть одним из самых привлекательных предметов.

Среди государственных и семейных смущений дети с радостью послушают о сокровищах истинных. Научатся они и тому, что забота и любовь к этим сокровищам есть признак культурного работника и есть непременная обязанность всякого государственного деятеля. Может быть, эти слова уже не нуждаются в повторении, тогда почему же ежедневные газетные сведения твердят как раз обратное? Не только стоит лишний раз услышать о судьбах сокровищ народных, но нужно хоть немного проникнуться значительностью этого предмета. Нельзя в обывательской сутолоке отрешаться от того, чем жив дух человеческий.

10 Февраля 1935 г. Пекин
Н.К. Рерих, 'Листы дневника', т. 1. М. 1995 г.
___________________________________