Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
 
СОДЕРЖАНИЕ

1901 г.
ХРОНИКА. (Мир искусства. 1901. ? 8-9.)

1902 г.
ХРОНИКА. Художественные новости. (Петербургская газета. 14 сентября 1902 г.)

1903-1905 гг.
Отчёт о деятельности императорского Общества поощрения художеств.

1909 г.
ХРОНИКА. И. Лазаревский. Художественные заметки. (2 апреля 1909 г.)

1934 г.
Н.К. Рерих. ЦВЕТЫ ХУДОЖЕСТВА (О крупной роли Общества Поощрения Художеств в Петербурге. 17 декабря 1934 г.)
************************************************************************************

1901 г.
ХРОНИКА

Д. Философов
РЕФОРМЫ В ОБЩЕСТВЕ ПООЩРЕНИЯ

Время от времени в петербургской прессе стали появляться слухи о различных проектах и планах Общества поощрения художеств. Так, по словам газет, с осени нынешнего года в помещении Общества предполагается устроить ряд лекций по различным вопросам искусства и его истории, выставки предметов различных частных коллекций, вечерние собрания членов Общества и т.д.
::::::::
Теперь в числе членов Общества находится уже три человека, любящих искусство и не чуждых ему. Это - Александр Бенуа, Рерих и Зарубин. Пусть они откроют форточки в прокислом здании Общества и проветрят его. Пусть они своим радушием, своей небоязнью талантов - привлекут к себе художников. Пока этого не будет, пока законопаченное от притока свежего воздуха учреждение будет самодовольно наслаждаться своей стотысячной мастерской и своей миллионной школой - до тех пор ничего не выйдет, несмотря ни на какие лекции, выставки и аукционы.

Мир искусства. 1901. ? 8-9.
(фрагменты статьи- ред.)
______________________


ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ

В 3 827 'России' в некрологе о покойном художнике Лемане упоминалось о пенсии, назначенной художнику от Императорской Академии художеств. Это сведение неточно, ибо пенсия г. Леману шла не от Академии, а от императорского Общества поощрения художеств.

Н.К. Рерих

Россия. 1901. 20 августа. ? 832.

**********************************************************


1902 г.

Р.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НОВОСТИ

Устроенная с прошлого года в Обществе поощрения художеств постоянная выставка картин нынче совершенно обновилась.

Теперь на выставке фигурируют картины не только современных художников, но и старинные, которым отведена особая комната. <...>

Отдел современных картин пополнился частью новыми, частью бывшими на прошлогодних выставках. Здесь фигурируют известная по ученической выставке в Академии картина Слепяна 'В Аквариуме', пейзажи Зарубина, Стабровского, жанры Рылова, мистические этюды Рериха, жанры Голынского и т. д.

По правилам Общества поощрения художеств, на 'постоянной выставке' картина может висеть не больше шести месяцев. В смысле освежения выставки это очень разумное правило. Нужно заметить, что периодические аукционы картин, устраиваемые Обществом поощрения художеств, в свою очередь способствуют освежению 'постоянной выставки'.

Кстати, по примеру прошлого года, картины 'постоянной выставки' будут поступать на аукционы, которых состоится не менее трёх в году. Первый аукцион предвидится в конце октября. Наконец, в течение года состоится целый ряд лекций по различным художественным вопросам.

Исходя из того взгляда, что цель Общества - поощрения художеств в широком смысле этого слова - признана желательной организация лекций не только по вопросам, интересующим специально художников, но и по всем вопросам искусства.

В первую очередь намечены лекции на тему о современной архитектуре Петербурга, о русской пейзажной живописи, о художественности театральных постановок и т. д.

Проектируется также периодическое демонстрирование этюдов отдельных художников и картин коллекционеров.

Петербургская газета. 1902. 14 сентября. ? 252.
***************************************************************

1903 - 1905 гг.

ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИМПЕРАТОРСКОГО ОБЩЕСТВА ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ
ЗА I903-1905 ГОД,

Художественные новости

Отчёт о деятельности Императорского Общества поощрения художеств за I903-1905 год, вышедший недавно в свет, содержит немало интересного, иллюстрирющего плодотворную деятельность Общества в развитии русского искусства. Отчётное время является одним из самых знаменательных в жизни Императорского Общества поощрения художеств: 10-го декабря 1903 года в торжественном заседании Общество праздновало двадцатипятилетнюю годовщину со дня принятия звания председателя Общества императорским высочеством принцессою Евгениею Максимилиановной Ольденбургской. В ознаменование этого радостного для Общества дня Государь Император соизволил дать на имя августейшего председателя Общества высочайший ре-скрипт, в котором была объявлена ежегодная юбилейная премия имени её императорского высочества принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской для выдачи на всероссийских конкурсах Общества за лучшее художественное произведение. Среди развития деятельности Общества следует отметить успех постоянной выставки и аукционной продажи при ней; с настоящего года при постоянной выставке положено основание читальне. В течение отчётного времени в помещении Общества состоялись следующие художественные выставки: журнала 'Мир искусства', Первого дамского художественного кружка, польского художника Менжины-Кржеш, академика Альб. Бенуа, картонов для мозаик проф. В М Васнецова, патриотическая, общества акварелистов, этюдов с памятников русской старины художника Н. К. Рериха, товарищества передвижных выставок и снова выставка Первого дамского художественного кружка. Все эти выставки привлекли посетителей 52 041 человека. Стипендиями Общества пользовалось пятнадцать человек, ссудами под представленные картины восемь нуждающихся художников. Рисовальная школа Общества развивалась, и число учащихся сильно увеличилось; за отчётное время продолжалось дело художественно-научных командировок наиболее способных учеников и учениц школы по России и за границу; так, были командированы художницы Новицкая, Ковальская и Гарнак и художник Субботин; кроме того, комитет Общества командировал своего секретаря, художника Рериха, по России для писания этюдов с памятников старины. Школу рисования при Обществе и пригородные её отделения посетило в 1903 году 1691 человек, а в 1904 году 1517 человек. Редактор журнала Общества 'Художественные сокровища России' Ал. Бенуа оставил, к сожалению, своё место, и взамен его избран профессор Адр. Прахов. В течение отчётного времени вновь в число действительных членов Общества вступили её императорское высочество великая княгиня Ольга Александровна и его высочество принц Пётр Александрович Ольденбургский. Общее число членов Общества было в 1903 году 311 человек, а в 1904 году 321.

Санкт-Петербургские ведомости. 1906. 25 февраля/ 10 марта. ? 44.
___________________________________________________________


1909 г.

2 апреля 1909 г.
В Обществе поощрения художеств. СПб.

Ив. Лазаревский
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗАМЕТКИ

Художественный сезон на исходе, и комитет Императорского Общества поощрения художеств может подвести итоги минувшего года. Итоги эти не из радостных для почтенного Общества. Одно из самых богатых художественных Обществ в России, располагающее возможностью многое сделать для русского искусства и для наших художников, оно только занимается какими-то пустяками, вроде пресловутых аукционов картин. Я не говорю о Рисовальной школе Общества и его художественно-промышленных классах. Несмотря на то, что они находятся под рукой такого хорошего руководителя, каковым является художник Н. К. Рерих, Общество всё ж таки не может похвалиться, что с особенным вниманием относится к единственному полезному для искусства своему учреждению, и не многое делает оно для лучшей постановки дела, и ряд совершенно основательных указаний и ходатайств школьного совета и самого директора остаётся отложенным на долгие годы под сукно.

Существовал у Общества журнал. Его отлично вёл Алекс. Бенуа; понадобилось неведомо для чего этот журнал от него отобрать и передать А. Прахову, который совершенно уронил дело, и журнал прекратили за убыточностью и полным невниманием к нему публики. Устраивались выставки иностранных художников и, несмотря на все существенные недостатки этих выставок, они всё же имели известное значение, ибо знакомили с новым искусством, что было особенно важно для наших молодых художников. Стоило только это дело поставить на более прочное основание, и организация иностранных выставок могла бы иметь вполне серьёзное значение. Но Общество вот уже много лет перестало совсем устраивать эти выставки и решило заняться более спокойным делом - отдачей внаём по весьма высоким ценам своих зал, и в них находят себе приют такие значительные художественные организации, как выставки Дамского художественного кружка, передвижников или акварелистов.
Сохраняя, таким образом, свои капиталы, усилило ли Общество те скудные пособия и премии, что скупо раздаёт нуждающимся молодым художникам-академистам? Устроило ли оно хоть один художественный конкурс, кроме постоянного своего всероссийского, где членами жюри насчитываются такие лица, о которых никто из к искусству причастных лиц и не слыхивал, и которым Общество поручает судить и рядить художников? Задумалось ли Общество над тем, что теперь в провинции пробуждается живой интерес и внимание к искусству и что ему приличествовало бы, как художественно-поощрительному Обществу, прийти на помощь этому движению? И на всё один ответ - отрицательный.

Даже музей Общества поощрения художеств, в котором собраны исключительные художественно-промышленные коллекции, трудом М. П. Боткина приведённые в строгий порядок, и он почти не доступен для публики, ибо - когда ни придёшь в Общество, получаешь один ответ от сторожей, что, мол, музей закрыт. Словом, мёртвое царство в том Обществе, которое по своему уставу должно заботиться и поощрять искусства в России, и именно теперь, когда художественная жизнь в России начинает развиваться неслыханно громадными шагами, Общество бездействует, и конца не видно этому бездействию...

Слово. 1909. 2/15 апреля. ? 753. С. 5.
_________________________________________



1934 г.

ЦВЕТЫ ХУДОЖЕСТВА
О крупной роли Общества Поощрения Художеств в Петербурге
17 декабря 1934 г.

Среди римских впечатлений восставали образы братьев Боткиных, последний из которых, Михаил Петрович, являлся преемником Григоровича по музею Общества.

Не буду таить, что Михаил Петрович Боткин в своё время доставил мне немало забот и хлопот. Шестнадцать лет потребовалось прежде, чем мы вполне сжились в работе, но и его вспоминаю всегда очень сердечно. В нём оставались черты воспоминаний Иванова и Гоголя. Сам он напоминал нам чем-то Ивана Грозного, а его страсть к собирательству примиряла с другими чертами характера. Во всяком случае, в конце концов, мы расстались с ним большими друзьями. Если Куинджи учил одним сторонам жизненной борьбы, то и М.П. Боткин, со своей стороны, вольно и невольно закалял волю и осмотрительность.

Среди этих деятелей старых традиций получалась своеобразная и тоже неповторимая связь с новейшими течениями до Дягилева включительно. Как ни странно, но именно многие из самых старых деятелей находили живой контакт с новыми течениями, в которых незабываем был и национальный историзм.

Ведь "Мир Искусства" оценил по существу и достоинству русскую иконопись и славный русский портрет, незабываемая выставка которого была устроена именно "Миром Искусства" в Таврическом Дворце. Изучение русских миниатюр, как бы забытых иллюстраций, и открытие вновь старорусского помещичьего обихода всегда останется среди заслуг "Мира Искусства". А в этих устремлениях такие живые памятники прошлого, как Григорович или Боткины, или Паскевич, являлись живыми звеньями, связующими с жизнью прежних лет. Теперь особенно ценно обернуться на то обстоятельство, что нигилистические заблуждения конца девятнадцатого века не вошли в строй Общества Поощрения Художеств, который от ивановских, брюлловских, гоголевских традиций как бы шагнул к новейшим течениям.

Н.К. Рерих
"Сегодня". Рига. 25 августа 1937 г.
_______________________________________