Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

РИСОВАЛЬНАЯ ШКОЛА
Императорского Общества поощрения художеств
**********************************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

1906 г.
ХРОНИКА. Вести отовсюду (Золотое руно. 1906. Май. ? 5.)
Н. Брешко-Брешковский. НАЗНАЧЕНИЕ Н.К. РЕРИХА ( 20 мая 1906 г.)
Закрытие школы Общества поощрения художеств ((18 декабря 1906 г.)
ХРОНИКА. Художественный отдел (Слово. 1906. 23 декабря. 1906. ? 30)

1907 г.
Заявление Организации учащихся Школы О.П.Х. (7 апреля 1907 г.)
Отношение. Директору Императорской Школы П.Х. из М.В.Д. (29 окт. 1907 г.)

1908 г.
ХРОНИКА (Русь. 26 января 1908 г.)
ХРОНИКА. Художественный отдел (Слово. 31 июля / 13 августа. 1908. ? 523)

1909 г.
Хроника. Отчётная выставка Общества поощрения художеств (19 мая 1909 г.)

1910 г.
ХРОНИКА. Выставка. (Биржевые ведомости. 1910. 12мая. Вечерний вып.)
Выставка ученических работ школы. (14 янв. 1910 г.)
Школа Общества поощрения художеств. (14 мая 1910 г.)
Н. Брешко-Брешковский. НОВОЕ В СТАРОЙ ШКОЛЕ (Берж. вед. 18.05.1910 г.)
Успех художественно-промышленной выставки (20 мая 1910 г.)
Художественные вести. (Речь. 21 мая 1910 г.)

1913 г.
Школа художников. (21 апреля 1913 г.)

1914 г.
Иер. Ясинский. ОТЧЁТНАЯ ВЫСТАВКА "Общества поощрения художников". (Биржевые ведомости. 12 мая 1914 г.)
Хроника. 75-ЛЕТИЕ ШКОЛЫ ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ (31 октября 1914 г.)

1915 г.
ПИСЬМО Зарубина к Рериху Н.К. (1 июня 1915 г. Петроград)
ПИСЬМО Зарубина к Рериху Н.К.

1916 г.
Хроника. ИСКУССТВО И ХУДОЖНИК (10 мая 1916 г.)
МУЗЕЙ РУССКОГО ИСКУССТВА ПРИ ШКОЛЕ И.О.П.Х. (26 октября 1916 г.)

1921 г.
Письмо А.Ф. Белого к Рериху Н.К. (15 августа 1921 г.)

********************************************************************

1906 г.

ХРОНИКА

ВЕСТИ ОТОВСЮДУ
В Обществе поощрения художеств произошли большие перемены. Вместо г. Сабанеева назначен директором художник Н.К. Рерих. Секретарём - художник Зарубин. Состав преподавателей также обновлён. Приглашены вновь 2 преподавателя: А.В. Щусев и С.К. Маковский.

Золотое руно. 1906 Май. ? 5.
***************************************************

20 мая 1906 г. СПб.
ИЗ АЛЬБОМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО КРИТИКА

Ник. Брешко-Брешковский
НАЗНАЧЕНИЕ Н. К. РЕРИХА

- Раньше ходили слухи, что вместо Сабанеева директором школы поощрения художеств назначается Рерих, теперь же на днях последовало высочайшее утверждение.
- Лучше будет, вы думаете?

- Гадать о будущем не берусь. Но в пользу Рериха - его энергия, молодость, прочно установившееся художественное имя. Теперь, ввиду этого назначения, будет не лишним сделать краткий обзор его творчества. Главное свойство его - самобытность. Оригинальность свою проявил он на первых же порах своей деятельности. Его 'Гонец' уже подавал большие надежды. Эта дикая славянская равнина, озарённая луной, этот скользящий по реке чёлн с двумя фигурами - всё это переносило в далёкую-далёкую эпоху седых преданий. 'Гонец' - одна из лучших его картин. За последующие картины Рериха упрекали в небрежности рисунка и примитивности колорита. Согласен, иногда он переходил границы, но всё же и рисунок его и краски как нельзя лучше передавали детскую дикарскую наивность доисторического славянства. А когда нужно, он умеет щегольнуть строгим реальным рисунком. Стоит взглянуть [на] его рисунки натурщиков, сделанных в мастерской Кормона.

Любовь Рериха к древности - искренняя. Она сквозит у него повсюду. С какой проникновенностью он писал этюды с гибнущих памятников русской старины! Эти древние церкви, эти полуразвалившиеся терема времён ещё удельного периода живут у него какой-то странной жизнью. Он сумел почувствовать их громоздкую неуклюжесть, их наивную и своеобразную красоту. Прежде чем написать картину, он вынашивает её. Вы можете ответить: всякий впечатлительный художник вынашивает свою картину. Не в этом дело. Рерих специализировался на языческой эпохе славянства. Для того, чтоб правдиво трактовать её, надо самому на время стать язычником, пантеистически верить в стихийные силы природы, верить в каменных и деревянных идолов. Надо предположить, что на тебе, вместо модной визитки, звериная шкура... Процесс, как видите, не из лёгких. Что же делал для этого Рерих? Он на целые месяцы удалялся в глушь Псковской губернии, рылся в курганах, выкапывал сохранившиеся остатки славянской утвари, оружие.

Прибой реки выбрасывал на влажный берег каменные ножи, топоры, молотки с просверленными отверстиями для рукоятки. Художник окружал себя этими предметами, думал о них, о тех людях, которым они принадлежали.

Таким образом, понемногу создавалось общение. Пред глазами вставали целые вереницы почти сказочных образов, вставали косматые, полуголые люди, которые чувствовали по-другому, не по-нынешнему... любили, сражались, веселились и веровали.

Запад, которому чужд мир наших славянских предков, оценил Рериха. Его выставки в Вене и Праге были триумфальным шествием. Из газетных отзывов составилась целая литература. Художественные журналы посвятили нашему соотечественнику целые отдельные номера с фотографиями и репродукциями картин.

Необходимо заметить, что выставки эти устраивал он не по собственному почину. Его приглашали с тем условием, что и перевозка картин и орга┐низация выставки не потребует никаких материальных затрат. Всё - на счёт тех обществ, которые желали видеть у себя русского гостя. Если мы примем во внимание, как вообще экономны люди Запада и как скептически они относятся ко всему чуждому вообще, а к русскому - в особенности, - это явится красноречивым показателем интересности творчества Рериха.

Санкт-Петербургские ведомости. 1906.20 мая / 2 июня. ? 110.
______________________________________________________


18 декабря 1906 г.
ХРОНИКА

Spectator
ЗАКРЫТИЕ ШКОЛЫ ОБЩЕСТВА ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ
(Беседа с директором школы Н. К. Рерихом)

Вслед за Академией художеств прекратились занятия в школе Общества поощрения художеств.
С третьего дня школа закрыта. Что случилось?

Вчера мы беседовали по этому поводу с директором школы Н. К. Рерихом.
- Наша школа - частная, для 'вольноприходящих', - сказал нам Г. Рерих.
Устав наш широк для искусства...
За 9 рублей в полугодие ученик получает полное художественное образование...
Великолепный, единственный лист школы свободного искусства, без дипломов, без гражданских прав, без всего, что наросло при нашем искусстве чуждыми наростами...
И этот устав руководим советом, не исполняя его совет было бы нечестным...

Часть учащихся стала просить о другом: о столовой, об общеобразовательных курсах, о сходках.
Сколько раз этой группе учащихся было разъяснено, что уклонение от нашего устава (с его драгоценным преимуществом - свободою искусства) поведёт ко временному, а может быть, и продолжительному закрытию школы...

Говорилось, что при нашей тесноте, где даже старший класс композиции не имеет определённого помещения, даже нехорошо говорить о столовой...
Сколько раз говорилось, что всякие действия против искусства тяжело отзовутся на многих учащихся, искренно преданных делу...
Сколько раз, наконец, было говорено, что педагогический совет, в котором столько выдающихся художников, единодушно станет на защиту дорогой им свободы искусства...
Но группа учащихся всё-таки пожелала, захотела на выставке картин требовать книги и парты...
Все убеждения не привели ни к чему...

Вы не можете представить, как больно, как оскорбительно видеть такое отношение к искусству, которому мы себя посвятили!..
Но часть учащихся всё-таки осуществила сходку, результатом чего и было временное закрытие школы...

- Что же будет с экзаменами и конкурсом?
- Экзамены тем самым отменились, отменены заграничные и по России командировки, отменён конкурс, и на будущее полугодие не могут быть выданы бесплатные билеты...

Как это грустно, как опять отдалилось многое, что было уже близко!.. Видно, русскому искусству придётся ещё долго лежать на Прокрустовом ложе...

Петербургская газета. 1906. 18 декабря. ? 346. Понедельник. С. 3.
__________________________________________________________


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ

На этих днях закрыта до 10 января н.г. школа Общества поощрения художеств. Причина закрытия заключается в том, что часть учащихся требовала открытия при школе общеобразовательных курсов, столовой и разрешения сходок. Несмотря на предупреждения совета преподавателей, что в школе тесно, причём даже старший класс композиции не имеет определённого помещения, а во-вторых, что уклонение от устава, который не разрешает сходок, может повлечь за собой нежелательное закрытие школы, группа недовольных всё-таки устроила сходку, 'продолжая настаивать на своих требованиях'. Тогда совет закрыл школу.

Между тем, эта частная школа является единственным типом абсолютно свободной школы не только у нас в России, но и во всей Европе, без всяких дипломов, гражданских прав, без всего вообще, что наросло при нашем искусстве чуждыми ему наростами...
Она является школой, где нет никаких кастовых различий, - где всякий желающий, с одним только свидетельством о личности в кармане, за 9 руб. в полугодие получит полное художественное образование. Причём, кроме общего художественного курса, при школе имеется много специальных классов прикладных: выжигания по дереву, майолики, лепки, черчения, гравирования по металлу, живописи по фарфору и стеклу и мн. др.

С осени же этого года в школе был учреждён педагогический совет, который уже за это короткое время много, сравнительно, сделал для учеников. Так, введён обширный курс преподавания анатомии, которая, как это ни удивительно, раньше не проходилась; расширена программа по 'истории искусств', устроен класс вышивания шелками и т. д.

Теперь, как оказывается; с закрытием школы отменяются экзамены, отменены командировки по России и за границу, отменён, наконец, и конкурс ученических произведений.

Слово. 1906. 23 декабря / 1907. 5 января. ? 30. Суббота. С. 4.

***************************************************************************************

1907 г.

7 апреля 1907 г.
ЗАЯВЛЕНИЕ Организации учащихся школы О.П.Х.

Организация учащихся рисовальной школы Общества поощрения художеств заявляет: Педагогическому Совету, что организация послала требование о вывешивании протоколов заседаний Пед. Совета 8 Апреля истекает срок
вывешивания протоколов бывших заседаний.

P.S.
Если 8-го Апреля педагогический совет не вывесит протоколы заседаний то
организация учащ. О.П.Х. будет считать за призыв к открытой борьбе.

7 Апреля 1907 года.
[Круглая печать Организации учащ. Рис. Школы Общ. Поощрен. Худож.]

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1133, 1л.
_________________________________

ХРОНИКА

А. Ростиславов
НАБРОСКИ о художественных делах

Прошёл только год со времени вступления Н. К. Рериха в должность директора школы Общества поощрения художеств, а открывшаяся на Пасхе ученическая выставка уже свидетельствует о повеявшей свежести, о совсем ином характере преподавания. Особенно, пожалуй, чувствуется разница с прежней 'сабанеевской' школой в классе композиции (преподаватель Щусев), где вместо прежнего эклектического склеивания - и новые свежие формы, и новые задачи, и в классе майолики (преподаватель Роот).

Появился совсем новый класс вышивок, преподавательницей которого приглашена одарённая таким изящным талантом Линдеман. Прежней сабанеевской мертвечиной отдаёт только от декоративного класса (с мёртвой натуры), где в ненужном этюдном выписывании и вырисовывании менее всего чувствуется именно декоративность. Столь важные общерисовальные классы, по-видимому, также будут поставлены очень удачно. Не только в натурном (преподаватели Ционглинский и Бобровский) среди многочисленных работ немало интересных рисунков и этюдов, аив головном, где введено рисование не только с гипсов, а и с живой натуры, работы уже носят иной характер, большей свежести, большего понимания формы. Заметней как-то выделяются и дарования отдельных учеников, напр., ученицы Вальтер. Одним словом, чуть ли не через 25 лет школа из трафаретно-механической начинает, по-видимому, превращаться в художественную.

Золотое руно. 1907. Апрель. ? 4. С. 79.
__________________________________


29 октября 1907 г.
ОТНОШЕНИЕ Директору Императорской Школы ПХ - МВД Спб.
 
  
 


М.В.Д.
С. - Петербургский Градоначальник по канцелярии
Справочное Делопроизв.
_________
29 октября 1907г.
?9865 Секретно

Директору ИМПЕРАТОРСКОЙ Школы Поощрения Художеств.

Вследствие ходатайства Иркутского купеческого сына Ивана Павлова Козьмина, уведомляю Ваше Превосходительство, что неблагоприятных в политическом отношении сведений о нём в делах Управления Градоначальника не имеется.

за Градоначальника, помощник его (подпись)
за Управляющего Канцелярией, Помощник его (подпись)

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/855, 1 л.
***********************************************************



1908 г.

ХРОНИКА
Художественный отдел

Первой выставкой наступающего сезона будет интересная выставка учеников Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств. Кроме отчёта о работе учеников, эта выставка любопытна будет тем, что покажет результат деятельности нового директора школы художника Н.К. Рериха, уже два года ведущего дело преподавания в этой школе. На выставке обширно будут представлены нововведённый класс графического искусства и отчётные работы учеников и учениц школы, командированных в художественно-образовательные поездки по России и за границу. Представит собой интерес также класс набросков (кроки).

Слово. 1908. 31 июля / 13 августа. ? 523.
В мире искусств. 1908. Июль-август. ? 8-10.
______________________________________



26 января 1908 г.
Хроника

ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА И НАУКИ
Из приготовляемого к печати отчёта О-ва поощрения художеств видно, что за минувший год при новом директоре школы Н. К. Рерихе был произведён ряд реформ.
Восстановлен был педагогический совет для обсуждения всех дел,
касающихся школы. В программу женского этюдного класса введён курс
анатомии, класс художественной вышивки и обсуждения эскизов. Усилено
преподавание истории искусств, и организованы экскурсии под руководством лектора по музеям. По классу декоративному восстановлено писание
клеевыми красками. В классах головном и фигурном введено преподавание
постановки гипсовой модели с моделью живою. По майоликовому классу
введена рельефная майолика с рисунком собственного сочинения и положено начало металлизации.

За отчётное время в школу поступило 376 учениц и 744 ученика. Бесплатным обучением пользовались 26 учениц и 87 учеников.

Русь. 1908. 26 января / 8 февраля. ? 25. Суббота. С. 5.
***********************************************************************************************


1909 г.


19 мая 1909 г. СПб.
В школе Общества поощрения художеств:

ОТЧЁТНАЯ ВЫСТАВКА ОБЩЕСТВА ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ

С каждым годом эти отчётные выставки всё полней, разносторонней и лучше. Заметно, что фаланга молодых энергичных преподавателей во главе со своим директором близко сроднилась со школой и радеет о её процветании.
Почти все роды искусства представлены здесь. Живопись, рисунок пером и углём. Акварель, графика, майолика, фарфор, резьба по дереву, скульптура, художественные ткани, ковры.

Самый слабый отдел - живопись. Трудно указать этюд, где был бы схвачен тон тела. Все эти бородатые натурщики написаны претенциозно, с ка-кими-то импрессионистическими попытками, но искренности и правды мало.
Очень жаль, тем более, [что] во главе классов стоит чуткий, культурный живописец Бобровский.

Рисунок тела значительно выше живописи. С удовольствием смотрится класс Ционглинского. Не каждый ученик Академии передаст углём модель в такой строгой и вместе чуждой кропотливости грамотности, как это сделали г-жа Вехтерштейн со своей женской моделью и княжна Бебутова со своим не-благодарным, в смысле форм, бородатым натурщиком. Что-то определённое, чисто мужское, в эскизных, уверенно и сильно взятых линиях Бебутовой.
Вехтерштейн - гордость школы. Её посылают за границу. Да и нельзя не послать. Слишком яркое определившееся дарование. Дарование весьма разностороннее.

От класса Ционглинского переходите к ученицам Билибина по графике. И там Вехтерштейн блещет своими стилизованными обложками, своими иллюстрациями к 'Мёртвым душам'. Какая осмысленная и вдумчивая твёрдость в этих рисунках пером: композиция 'Чичиков в гостях у Коробочки' так и переносит в помещичью усадьбу тридцатых годов.
Но ещё удачней представлена упомянутая ученица у академика Самокиша. В этих смелых, напоминающих Джипсона, рисунках пером чувствуется почти законченный мастер. Очень похож портрет Самокиша, нарисованный молодой художницей. Много изящества в тонкой работе пером и в затейливых, изысканно-салонных, nature-mort"ax, которые с таким вкусом умеет ставить Самокиш.
Если мы вернёмся в класс графики, нельзя не сказать про г-жу Лебедеву. Производит впечатление голова Медузы, с целым кошмаром переплетающихся змей.

В головном классе Бухгольца отличается Красовский. Профаны думают, что рисовать с гипса нетрудно, и дальше посредственности такие рисунки идти не могут. Но бывает Рисунок и рисунок. Талантливый человек может дать такой чарующий рисунок головы какого-нибудь гипсового Гермеса и Люция Вера, что залюбуешься и пожелаешь иметь его у себя на стене.
Таков и Красовский. Это уже артист. Он сделал tour de force*, на который способен далеко не всякий. Скупо, чуть-чуть, тронул он мелом кой-где жёлтый картон, и классическая голова юного красавца лепится и живёт какой-то странной жизнью.

Роот, серьёзно изучивший майолику и написавший о ней целый том, щегольнул своим классом.
В этих урнах и вазах, помимо впечатления художественных форм, есть и настроение, и живопись. Некоторые переливают такими горячими гаммами, перламутровыми, радужными, коричневыми.
Белый упругий фарфор нежно покрыт стилизованными цветами, орнаментом, фигурами.

Область прикладного искусства следует закончить коврами и тканями. Вот небрежно спускается с высоких перил ковёр в таких ласкающих и спокойных тонах. Так гармонично вяжется золото с розовым, жёлтым и серым тонами.
В заключение укажем акварельный класс Писемского, учеников и учениц Химоны по nature mort-ной живописи и класс Эберлинга - рисунки с человеческой натуры.

Целые щиты увешаны стилизованными цветами - работа незаметная, но, в смысле кропотливости, египетская.
Вот не может похвастать отчётом своего скульптурного класса Андреолетти. Что-то бесцветное и вялое, тягучее.
Люди производят впечатление вылепленных не из глины, а из ваты или какого-нибудь другого материала в этом же роде.
В общем, выставка имеет интерес не только педагогический, но и общий. И тем, кто заботится об эстетике своего очага и желает украсить его чем-нибудь художественным и вместе скромным по цене, тем мы особенно рекомендуем посетить эту выставку.

Н. Брешко.-Брешковский.

Биржевые ведомости. 1909. 19 мая / 1 июня. Вечерний выпуск. ? 11112. С. 5.
________________________________________________________________



27 мая 1909 г. СПб.
Художественные новости

Инспектором художественно-промышленных мастерских императорского Общества поощрения художеств назначен письмоводитель и заведующий домами Общества художник А.Ф. Белый. Это очень дельный и образованный человек, вдумчивый и серьёзный художник-педагог. Надо думать, что художественно-промышленные мастерские Общества поощрения художеств под его руководством будут развиваться гораздо интенсивнее, чем при прежнем инспекторе нехудожнике. Общее руководство за мастерскими остаётся за директором Рисовальной школы Общества художников Н. Рерихом. Было бы весьма желательно, чтобы новый инспектор обратил как можно больше внимания на декоративно-лепные мастерские и поднял их на должную высоту.

Слово. 1909. 27 мая / 9 июня. ? 808. С. 5.
_____________________________________


1910 г.

12 мая 1910 г.
Рисовальная школа Общества поощрения художеств.

ВЫСТАВКА
В залах Общества поощрения художеств открывается выставка ученических работ школы Общества. Её стоит осмотреть.

Ещё так недавно эта школа ничем не отличалась от устарелой школы барона Штиглица, но за последнее трёхлетие художественный уровень школы удивительно поднялся. Настоящая выставка является не только отчётною ученическою, но она даёт нам целую многочисленную группу уже подготовленных художников, знающих технику и высоких по развитому творчеству.

Помещение постоянной выставки занято натурными классами. С любовью ведут эти классы Г. Бобровский и Я. Ционглинский. Всякая 'красивость' изгнана из рисунка. Видно, что учащиеся работают строго и стремятся к изучению формы. Работы таких учеников, как Юдин, Кирсанов, Ершов, Михайлов (класс Г. Бобровского), и таких учениц, как Лебедева, Моллер, Вестфален и.др. (класс Я. Ционглинского) сделали бы честь любой из самых лучших школ. Женский этюдный класс г. Мясоедова значительно слабее.
Хорошее деловитое впечатление производит скульптура класса г. Андреолетти. Хороша скульптура Дерюжинского, Корнеевой и др., а также декоративный камин и орнаменты.

Центральная часть большого выставочного зала занята классами композиции. Можно смело сказать, что в этом отношении школа не знает соперников. Серьёзное значение имеет класс обсуждения эскизов на заданную тему, руководимый директором Н. Рерихом. Видно, что с учащимися ведёт беседу большой художник и доброжелатель молодёжи.
Под таким руководством начинает правильно работать творчество учащихся, и мы уже видим такие яркие индивидуальные эскизы, как работы г-ж Щекатихиной, Лебедевой, Блюменфельд, Моллер, Трийк и г. Лядова.
В. Щуко и И. Билибин - руководители старшего и младшего классов сочинения рисунков, сумели заставить молодёжь полюбить изучение музеев.
О поверхностном модернизме нет и помина. Видно, что для каждого задания исполнители стремились к лучшему познанию музейных предметов, и так как в вещах нет сильного подражания, то общее впечатление получается культурное. Выделяются работы г-ж Белокуровой, О"Конелль, Трийк, Исаченко, Моллер, Бебиевой, Лебедевой, Аргамаковой, Бурсиан и мн. др.
Имеют большое значение классы, руководимые г-жой Линдеман: класс вышивки и класс стилизации. Полное отсутствие дурного вкуса отмечает хорошее преподавательство. Работы г-ж Белокуровой, Бор, Поммер, Серебрянниковой, Дыдзюль могут быть и не на ученической выставке.

Близки классам композиции классы графики (И. Билибин) и класс съёмки с натуры (В. Щуко). В этих классах подготовляются серьёзные работники, и полагаю, что фабрики и издательства должны ценить окончивших эти классы. В самых лучших изданиях место графическим работам г-ж Лебедевой, Щекатихиной, Завадской, Гадд-Гогенштам, Вестфален.

В керамической мастерской Н. Герардова выделяются вещи: Трийк, Сокольской и др., и по классу фарфора (г-жа Досс) следует отметить работы г-ж Зайцевой, Шульман, Крюгер-Вишневской и Каргель. Интересна попытка изготовления собственного фарфора на задание 'чернильница'. Из прочих мастерских дали отличные вещи: иконописная, лепная, стеклянная.
Несмотря на первые месяцы существования, иконописная мастерская (препод, г. Тюлин) дала вполне художественные копии икон из музея Общества. То, что недоступно ремесленнику, легко даётся учащимся с художественною подготовкою, и работы г-ж Суворовой, Офросимовой, Исаченко, Окорокова, Лобысевич, наверно, скоро найдут помещение в лучших церквах. Хуже обыкновенного резная мастерская, и малолюдна мастерская гравёрная, впрочем, это общее правило всех гравёрных мастерских за последние годы.

Из прочих классов школы выделяются класс рисования с животных (преподаватель А. Рылов), хороши рисунки: Флери, Тотин, Волковой, Белобородовой; класс пера (преподаватель Н. Самокиш) и рисовальные классы К. Вроблевского, Ф. Бухгольца, А. Эберлинга и др. Хороши также работы пригородных отделений школы, в которых чувствуется, что подобные отделения должны приносить настоящую пользу местному фабричному населению.

Как говорят, школа Общества поощрения художеств очень бедна средствами, но если Общество не смогло дать школе средства, то оно всё-таки сумело привлечь в школу целую группу хороших художников, и в этом несомненная заслуга Общества. Не побывав на выставке, трудно представить, отчего школа Общества так переполнена учащимися, отчего о школе так много говорят, но после осмотра выставки знаешь, отчего так быстро стала школа на передовое место: оттого, что школу ведут талантливые люди; оттого, что в школе хорошо учат и любят искусство.

М. С.

Биржевые ведомости. 1910. 12/25 мая. Вечерний выпуск. ? 11709. С. 5.
_______________________________________________________________


14 мая 1910 г. СПб.

ВЫСТАВКА УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ ШКОЛЫ,
состоящей при Императорском Обществе поощрения художеств

Необычаен рост школы. В какие-нибудь два-три года из старенького, захудалого, шаблонного учебного заведения - вдруг школа так шагнула вперёд, что оставила за собою всех конкурентов, у которых раньше плелась в хвосте. Результаты минувшего академического года открыты для обозрения публики: в большом выставочном зале Общества на Морской, на смену передвижной выставке, открыта ученическая школьная выставка. Уровень художественного развития учеников далеко перешагнул за ту 'художественную ремесленность', которая требуется от подобных школ.
Уже в прошлом году огромный процент принятых учениками в Академию художеств бывших питомцев школы показал, как поднялся уровень их знания. Выставка последнего года подчёркивает ещё более это прогрессивное шествие. Не только сама школа, но и пригородные отделения, где мелкая серенькая детвора учится рисованию, обнаружили прекрасные успехи. Рисунки и этюды класса г. Бобровского таковы, что прежние питомцы Академии художеств останавливаются перед ним[и] с нескрываемым восхищением. Особенного внимания заслуживает класс эскизов под руководством Н. К. Рериха - совершенная новость в нашем школьном деле. Не менее интересны классы гг. Щуко и Билибина 'сочинения рисунков'. Класс письма по фарфору г-жи Досс и вышивания г-жи Линдеман представляют несомненный интерес. Блестящие успехи достигнуты лепной мастерской г. Андреолетти, свежи рисунки мастерской г. Рылова. Большая новость: класс работы с животных - кроликов, лошадей, собак, филинов, попугаев, змей и пр. Хоры заняты бесчисленным количеством работ головных и орнаментальных классов. Из учащихся особенно выдвинулись: ученицы Вестфален, Завадская, Лебедева, Моллер, Щекатихина, Блюмменфельд, Бурсиаль, Трийк-Аграмова, Зайцева; и из учеников: Юдин, Корсаков, Михайлов, Лядов, Ермов, Покровский и др.

Ст. Джон

Новое время. 1910.14/27 мая. ? 12273. Пятница. С. 4.
______________________________________________


14 мая 1910 г. СПб.

ШКОЛА ОБЩЕСТВА ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ
..на наших глазах самое закоснелое из российских художественных учреждений, некогда цитадель г-на Сабанеева, а ныне обитель М. П. Боткина, оказывается вдруг способным на обновление и жизненность. На старом, прогнившем, дуплистом пне вдруг появились зелёные ростки, И возникает надежда, что пень снова может вырасти в дерево, зашуршать листвой, дать тень и прохладу.

Это чудо произошло благодаря энергии одного человека, одного художника - Рериха, заслуживающего всё большего и большего уважения и ту последовательность, с которой он борется за живое искусство против мертвечины и казёнщины. Рерих, во имя своего хорошего дела, готов взять на себя подвиг, иметь сношения с самыми скучными людьми, и при этом он искусно проводит свою линию, не слишком оскорбляя их, не слишком ускоряя своё наступательное движение, зато производя его с тем большими и верными результатами.

Четвёртый год как он уже директор школы Общества поощрения художеств. Первое время казалось, что осторожность его слишком велика и что даже она может погубить его, обезличить и запутать в компромиссах. Но теперь ясно, что система его, будучи при всей своей осторожности неукоснительной, - правильна. От г. Сабанеева Рерих получил такое наследство, которое всякий иной призадумался бы принять, тем более, что это наследство находилось под опекой лиц достаточно могущественных п вполне однородных с г. Сабанеевым. Рерих принял наследство и, как мудрый хозяин, не стал его сразу ликвидировать, ломать и переиначивать, а наметил ряд исправлений, которые он рассчитал совершить в последовательном порядке, не повергая всего дела в риск авантюры. Для этого потребовалась большая выдержка и полное самосознание.

И в настоящее время выставка школы показывает, что 'ремонтные работы' далеко ещё не пришли к окончанию. Во многих местах выставки назойливо ещё торчат уродливые пережитки старины. Хотелось бы, напр., чтобы самое элементарное рисовальное обучение приняло иную, более живую и логичную форму. В школе поощрения до сих пор учатся по тому же способу, как во всех наших художественных заведениях: тупо, кусочками, срисовывая видимость, игнорируя при этом искание общих, типичных линий и характерных силуэтов. Но и для этой болезни, изгнать которую совершенно из школы Рерих покамест бессилен, он всё же нашёл очень радикальное средство - в учреждении класса рисования животных и в поручении молодому, прошедшему западную школу, художнику Бобровскому одного из отделений класса рисования и писания с мужской и женской натуры.

Работы этих классов поражают своей свежестью. Подвижность моделей животного царства заставляют учеников г. Рылова на лету схватывать характерные черты и моменты. Тому же самому учит и г-н Бобровский в своём классе получасовых набросков. Лучшие же ученики г. Бобровского вносят тот же элемент жизненности и в работы, длящиеся понедельно. В этих рисунках и этюдах красками отсутствует прежнее срисовывание кусочками, а обнаруживается изучение предмета, попытки дать одно связанное целое, схватить и понять законы красоты и стройности в человеческом теле.

Ещё определённее сказывается новый дух, проникший в школу Общества поощрения, в работах класса графики, руководимого И. Я. Билибиным, и в классах композиции талантливого, высококультурного архитектора В. А. Щуко и самого Рериха. Выделяется целый ряд учениц, относительно которых позволительно даже при большой осторожности пророчить, что они станут ценными художницами: Щекатихина, Лебедева, Блюмменфельд, Вестфален и Земляницына.

Эти начинающие художницы поражают совершенством своей техники, вкусом и изобретательностью. Замечательна и разносторонность их. Почти от каждой из них имеется по интересному спесименту, в разных художественных отраслях. Затейливы и красиво сделаны их эскизы к афишам и рекламам, их виньетки и книжные украшения. Некоторые эскизы на заданные темы и в пределах заданной формы (класс Рериха) изумляют зрелостью и самобытностью творческой мысли. Особенно хороши эскизы на тему 'Ковёр-самолёт' Лебедевой и Щекатихиной. С большим вкусом (и без следа 'дамского' при-торного вкуса) распределены яркие красочные пятна, да и сами композиции поняты очень смело, бодро и сильно.

Опасно захваливать, а то прямо является соблазн считать этих художниц уже вполне готовыми. Однако для них же будет полезнее, пробыть ещё не-сколько лет в такой свежей и хорошей школе, ибо в ней их таланты окрепнут, и тогда будет менее опасно выйти в жизнь, путающую бессмысленностью своих требований и способную сбить всякого, кто не совсем твёрдо уверен в себе. Уже я слышу наперёд гвалт филистеров, которые встретят этих новичков. И их зачислят в декаденты, и их вымыслы почтут за бред, за вздор, за гримасу, и им придётся взбираться на ту Голгофу, которая в наше время уготована всякому, кто носит в себе яркий пламень искусства.

В классе Щуко обращают на себя внимание рисунки учеников с характерных стильных предметов, хранящихся в драгоценном музее Григоровича (при Обществе поощрения). Рисунки эти исполнены без лишнего педантизма, без лишней отделки. Видно, что преподаватель обращает внимание только на нужное, заставляет вникать в 'душу предмета', оставляя в стороне все за-боты об элегантном виде рисунков. Весьма полезно кажется мне и то, что г-н Щуко систематизирует эти рисунки и обмеры. Ученики составляют из них альбомы, которые могут остаться ценным материалом для всей их последующей деятельности. Интересны и композиции архитектурного и художественно-промышленного характера, сочинённые старшим отделением класса г. Щуко. Здесь, в заданных темах - 'поднос' и 'стенные часы' - особенно выделяются работы талантливой г-жи О"Коннель.

Очень полезной особенностью школы Рериха является то, что многие из декоративных затей учеников могут быть приведены в исполнение - в специальном классе вышивки, руководимом г-жой Линдеман, в классе фарфора, иконописи, расписного стекла. Особенно хорошо поставлен первый из этих классов, и ряд работ делают честь как преподавательнице, так и ученикам.

Достойны ещё внимания пригородные отделения школы Общества поощрения. В них обучаются преимущественно дети фабричных, и прямая цель, их дать руководство для технического рисования (машин и всяких орудий).

Но в то же время этой фабричной молодёжи дают возможность выучиться смотреть на мир и передавать его прелесть. Несколько этюдов, сделанных самым примитивным образом, но не без вкуса и не без некоторых уже знаний, показывают, что дело преподавания поставлено в этих пригородных отделениях правильно, и что они со временем могут принести большую пользу как в чисто техническом, так и в общекультурном смысле.

Александр Бенуа

Речь. 1910.14/27 мая. ? 130. Пятница. С. 2.
_____________________________________


18 мая 1910 г. СПб.

Ник. Брешко-Брешковский

НОВОЕ В СТАРОЙ ШКОЛЕ
(Но поводу ученической выставки в Обществе поощрения художеств)

Уже беглое знакомство с этой выставкой, когда пройдёшь мимо щитов нижней и верхней галереи, - даёт впечатление чего-то яркого, свежего, бодрого. Ещё не вглядываешься, а уже нравятся многие пятна. Остаются и глазу сочетания красок. Запоминаешь певучесть гармоничных линий.

С каждым годом эти отчётные выставки всё интереснее, богаче, глубже. Угадывается дружная, вдумчивая работа как самого директора школы Рериха, так и талантливой фаланги его товарищей преподавателей.
Большая публика оценила эту выставку. И, несмотря на глухое время, её посещают усердно. Кругом слышатся сетования на упадок рисунка и формы среди нашей молодёжи. Сетования справедливые. Но вы пойдите туда, где были ещё недавно передвижники, и посмотрите, как рисуют и владеют формой питомцы и питомицы школы Общества поощрения.

Моментами поражаешься той грамотностью, что знаменует собой зрелых законченных мастеров. И у кого же она, эта грамотность? У юнцов и юниц, которые прямо физически не могли успеть поработать над своими Богом данными способностями.

И повсюду бурлит и брызжет упругим фонтаном новая освежающая струя. Ходить недолго за примером. Вот вам анималистический класс Рылова. Смотришь и диву даёшься! Уж не японцы ли это? Нет, читаешь ряд русских фамилий. А по технике, приёмам и анатомическим знаниям животного и птицы - точно и взаправду японцы. Те самые японцы, которых никто не превзошёл ещё в искусстве одним эскизным контуром дать изумительную
штудировку ворона, собаки, обезьяны. И вы видите здесь отлично прорисованную голову борзого пса рядом с контуром фантастической птицы.

О классе графики можно было написать целый фельетон. Композиции эскизов, вдохновлённых Рерихом, - это гирлянда прозрачных сновидении, чарующих блёклостью нежных красок. Красок минувшего. Красок воспоминаний. Я не думал, чтобы ученики могли так красиво и с таким вкусом грезить о сказочной поэтической старине.

И повсюду чистое искусство, творчество для творчества переплетается и чередуется с прикладными задачами комфорта, уюта и аристократическою убранства. Изящным и самобытным новшеством являются парчовые рамки. Что за прелесть эта густая, кованая, нежно-золотистая парча, напоминающая митрополичьи ризы екатерининских времён.

А класс майолики Герардова. Когда скупое солнце глянет сквозь верхние окна, какими яркими переливами загораются эти врубелевские гаммы на птицах, вазах и декоративных чудовищах. Почти вся майолика уже раскуплена.

Элегантно, с благородным, чисто европейским шиком рисуют в гипсовом классе Эберлинга нет нудной скуки. Все эти Аполлоны и Гермесы живут, и даже зыблется какая-то тёплая жизнь в гипсовом мертвенном тоне.
Уверенно и строго рисуют пером ученицы Самокиша.
Оглянешься, вся стена так и горит сочными натюрмортами.
Вот, приблизительно, всё то новое, что вы видели в старой школе...

Биржевые ведомости. 1910. 18/31 мая. Вечерний выпуск. ?11719. С. 6.
_______________________________________________________________



20 мая 1910 г. СПб.
Школа Общества поощрения художеств

УСПЕХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКИ
Открывшаяся на днях выставка работ учащихся в классах Общества поощрения художеств дала блестящие результаты.
Ежедневно её посещают до 300 человек, причём весьма бойко идёт продажа произведений по керамике и живописи на фарфоре. На днях образцы работ на этой выставке были перевезены директором школы Императорского Общества поощрения художеств академиком Н. К. Рерихом для доклада августейшему президенту Общества Е. И. В. принцессе Евгении Максимилиановне Ольденбургской в Ст. Петергоф. Несколько работ приобретены даже для музея Общества.

Санкт-Петербургские ведомости. 1910.20 мая/2 июня. ? 112. Четверг. С. 5.
_____________________________________________________________


21 мая 1910 г. СПб.
Школа Общества поощрения художеств

ХУДОЖЕСТВЕНЫЕ ВЕСТИ
При Обществе поощрения художеств образована под председательством Н. К. Рериха комиссия для издания художественного альбома работ учеников рисовальной школы. На издание ассигновано 5000 р., оставшихся свободными за прекращением издания 'Сокровища России'.

Речь. 1910. 21 мая/3 июня. ? 137. Пятница. С. 5.
********************************************************************************************

1913 г.

21 апреля 1913 г. СПб.

ШКОЛА ХУДОЖНИКОВ
Беседа с юбиляром Рерихом
На днях ученики и ученицы школы Общества поощрения художеств чествовали своего директора, Н. К. Рериха, по случаю исполнившегося 15-летия его службы в Обществе.
Н. К. Рерих начал службу в Императорском Обществе поощрения художеств должностью помощника секретаря, потом он был помощником директора музея, потом секретарём и, наконец, в 1906 г. был назначен на должность директора школы.
За семь лет пребывания г. Рериха в школе он поднялся на значительную художественную высоту.
Лучшим доказательством этого являются ежегодные ученические выставки этой школы.
- Какие преобразования вы ввели в ней? - спросили мы г. Рериха.
- При мне введён целый ряд новых классов, как то: чеканная мастерская, иконописная, рукодельная, ткацкая, класс медальерный, класс графики, класс рисования животных и т. д.
Введено также чтение анатомии, чтение лекций по древнерусскому искусству, увеличены классы фарфоровый и керамический.
Наконец, введены заново классы натурно-фигурный и головно-живописный.
Что касается наших выставок, то печать неоднократно дарила меня лестными отзывами, находя, что выставки школы Общества поощрения художеств не уступают даже академическим.
Несомненно, что школьные выставки за моё пребывание сильно разрослись. Достаточно сказать, что они уж не помещаются, как прежде, в школе, а требуют более обширного помещения и устраиваются в большом выставочном зале Императорского Общества поощрения художеств...
- Сколько человек обучается в школе Общества поощрения художеств?
- Общее количество обучающихся в школе и в отделениях колеблется от 1500 до 1600 человек.
- Это считается много?
- Очень. Наша школа самая многочисленная из имеющихся в России.
- Куда преимущественно поступают окончившие курс?
- Смотря по избранной специальности.
Часть ежегодно поступает в Академию художеств, часть идёт в преподаватели разных учебных заведений, наконец, часть на фабрики по соответствующим производствам...
- Кого из новых преподавателей вы пригласили?
- Многих. Щуко, Билибина, Линдеман, Щусева, Наумова, Варфоломеева, Цейдлера, Плотникова и т. д.
В будущем году исполнится 75-летие существования нашей школы. Это единственная в России школа, существующая 74 года без всяких прав...
Р.
Петербургская газета. 1913. 25 апреля. ?111. С. 3. Помещён ч/б фотопортрет Н. К. Рериха.
************************************************************************************************

1914 г.

13 мая 1914 г.
В Рисовальной школе ИОПХ

Иероним Ясинский
ОТЧЁТНАЯ ВЫСТАВКА 'Общества поощрения художеств'

'Общество поощрения художеств' существует уже семьдесят пять лет, и деятельность его можно помянуть только добром. Это Общество воспитало на протяжении своего семидесятипятилетнего существования несколько замечательных художников, но если бы оно воспитало только двух - Верещагина и Фёдора Васильева, в особенности Фёдора Васильева, то уж и это одно свидетельствовало бы о высокой роли его в деле русского просвещения. Фёдор Васильев внёс обновление в русский пейзаж и был великим предшественником Куинджи и Левитана, а Верещагин сблизил русское искусство с иностранным в том смысле, что заставил европейскую критику и первоклассных европейских художников признать русскую живопись и её художественную ценность на мировом идейном рынке.

Но не надо забывать, что Общество поощрения в сильной степени способствовало и способствует распространению художественных вкусов и любви к искусству в незаметном простому глазу мире отделения Общества - такие, как полюстровское, как сестрорецкое, как ушаковское, как александровские земские курсы и др., являются рассадниками художественных знаний и вкуса среди учеников и учениц городских и земских школ. А иконописная, малярно-плафонная и медально-чеканная мастерская и мастерские свинцово-стеклянных, керамиковых и гипсовых работ производят образцовые вещи, связывая искусство с жизнью, украшая и делая более удобным житейский уклад современного русского человека и косвенно увеличивая ценность его личности.

Не сразу развилась такая разносторонняя деятельность Общества; во многом художественная захватность его обязана своею глубиною талантливому руководительству его теперешнего директора Н.К. Рериха.
Как разностороння и широка деятельность Общества, как полезна и целесообразна и какие прекрасные обещания, наполовину уже исполненные, даёт он русской жизни, видно из отчётной выставки его, обширной, пёстрой, поучительной и крайне любопытной, открывшейся в его здании на Морской.
Я осмотрел всю выставку, все многочисленные отделы её. Может быть, это - одна из лучших выставок Общества за последние годы.
Уже на рисунках первого класса (в особенности мужского отделения) лежит печать трудолюбивой самостоятельности учеников. Некоторые гипсовые орнаменты переданы с изумительной точностью, вырисованы даже случайные трещины гипса:

Бесспорно, знание орнамента необходимо для таких мастерских, которые исключительно посвящены прикладному искусству. Должны разбираться в орнаменте и стилизации будущие архитекторы, ведающие постройку и внутреннюю отделку, столяры, маляры, лепщики и т.п. Но на мой взгляд, было бы ближе к цели вести первый, второй и третий классы в таком направлении, в каком ведутся отделения Общества и как ведутся за границею уже почти повсеместно элементарные художественные школы: ученику предлагается рисовать с натуры то, что ему хочется и что, на выбор, вносит в класс учитель - птицу, цветок, вазочку, куклу; сначала неподвижные предметы, потом находящиеся в движении; потом, наконец, по впечатлению (на память). Такой метод устраняет классную скуку, развивает любовь к делу, обостряет индивидуальность ученика, развивает память, воображение, самостоятельность и глазомер. Тут возможен и карандаш, и акварель, и цветной мел. От таких свободно исполненных классных рисунков, сколько я их не видел, веет свежестью, непринуждённостью и нередко большим мастерством. Да и на выставке Общества некоторые школьные рисунки отделений, напр., ушаковского (чашечка в русском стиле и ещё птичье пёрышко какой-то десятилетней девочки) затмевают своею непосредственностью и правильностью рисунка и колорита натюрмортного или декоративного отделения, куда переходят ученики, уже окончив несколько классов. Положительно следовало бы с орнамента не начинать, а скорее им кончать, имея в виду полезность его лишь в некоторых отделах прикладного искусства, а не воспитательное значение в рисунке и живописи.

Конечно, есть рисунки в классах гг. Бухгольца, Рылова, Эберлинга, Навозова, Дмоховского и Вахрамеева превосходные. Школа может гордиться, например, рисунками г. Коваленкова. Но всё же для чистого искусства исключительное высиживание орнаментных выкрутасов не приносит ощутительной пользы. Испытывать терпение на первых же порах - плохая педагогическая мера.
Рисуют в школе Общества поощрения художеств лучше, чем пишут. Есть виртуозные рисунки. Среди натюрморта, где ученики начинают разбираться в красках, недурны работы г-жи Маршевой, а в классе Наумова хороши по колориту этюды Миллер, Дюшен и Милеева. Впрочем, колорит в этом классе тусклый и достигает некоторой гармоничности, а местами мастерства и красоты уже в классе Н.К. Рериха (г. Бочаров и др.). При взгляде на работы учеников г. Рериха сразу видишь, кто ими руководит, но в то же время и не подавляет их индивидуальности.

Ещё следует обратить внимание на класс анимальный: под руководством г. Рылова ученики великолепно рисуют птиц, собак и других животных. Хороши работы пером в классе г. Дмоховского. И следует отметить строгие этюды в натурном классе г. Вахрамеева, а также великолепные проекты мебели в классе г. Щуко, иконы в мастерской, руководимой г. Рерихом, керамику (г. Досс) и плафоны.

Биржевые ведомости. 1914. 12/25 мая. Вечерний выпуск. ? 14148. С. 5.
_____________________________________________________________


30 октября 1914 г. Петроград.

ПРАЗДНИК НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА
(75-летие школы поощрения художеств)

Ровно три четверти века тому назад было осуществлено прекрасное, поистине культурное и совершенно новое для нашей родины начинание, сыгравшее огромную роль в истории эстетического развития народных масс России.
При Императоре Николае I, 31 октября 1839 года, Министерством финансов во главе которого стоял тогда граф Е.Ф. Канкрин, была открыта первая и единственная в своём роде школа рисования, ныне - школа Императорского Общества поощрения художеств.

История возникновения этого художественного учреждения, созданного с исключительной и скромной целью поднятия художественных вкусов рабочих масс, в кратких чертах такова.

В 1835 году в интересах распространения художественного образования в самых широких народных массах были открыты общественные воскресные классы рисования при Технологическом институте. Начальником этих классов был член мануфактурного совета, директор военно-типографического депо, д.с.с. Л.Х. Рейссиг. Последний, воочию наблюдая назревшую потребность в среде ремесленников и фабричных рабочих в рассаднике элементарных художественно-эстетических познаний и имея перед собой пример поразительно успешного развития руководимых им классов, пришёл к убеждению, что России, в частности Петрограду, необходима вторая школа, которая могла бы удовлетворить в широких массах жажду художественных познаний и стремление постичь тайны элементарных законов в формах и красках. И вот открытая Министерством финансов в 1939 году школа явилась результатом энергичных ходатайств К.Х. Рейссига, который в полном смысле этого слова является её созидателем, духовным отцом и вдохновителем. Вызванная к жизни энергией К.Х. Рейссига, школа рисования в скором времени становится единственной в России художественной школой. Но особенно блестящий путь неуклонного развития и процветания начинается для школы с момента её перехода под покровительство комитета Общества поощрения художеств в декабре 1857 г.

С этого времени идёт необычайно быстрый рост школы, именующейся уже школой поощрения художеств. Благодаря благотворной неоценимой для школы деятельности таких ближайших её руководителей, как Ф.Ф. Львов, К.П. Колзаков и затем не-сколько позже Д.В. Григорович, школа, необычайно быстро расширяя сферу своей деятельности, в сравнительно короткий период, занимает прочное и почётное место истинного рассадника искусства, причём не только в тех слоях, для которых она предназначалась при своём основании, но, захватив вместе с тем самые разнообразные классы русского общества, открывает всё новые и новые области художествнно-педагогические дела. И. наконец, в последние 8 лет школа достигает высшей точки своего процветания, благодаря нынешнему директору и руководителю, академику Н.К. Рериху, отдающему её весь свой досуг. При нём, между прочим, заведены такие крайне важные для художественной промышленности специальные классы, как, например, класс графики, класс медальерный - в области искусства ныне совершенно забытый, класс съёмки с натуры и изучения стилей. То касается специальных мастерских, то здесь, прежде всего, необходимо назвать мастерскую иконописи, чрезвычайно важную с точки зрения оживления того художества, которое некогда достигало на Руси необычайной высоты своего процветания.

Петроградский курьер. 1914. 30 октября. ? 276. С. 7.
___________________________________________


11 декабря 1914 г.
Письмо К. Ардаматского к Рериху Н.К.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМЕИЯМИ И ДЕЛАМИ
княгини М.К. ТЕНИШЕВОЙ
Почт.-тел. адрес: Смоленск, почт. я. ? 30-й; тел. ? 33
Имение ТАЛАШКИНО
*********************************

Декабря 11 дня 1914 г.
Многоуважаемый
Николай Константинович,
Приезжал мастер-Алексеев от Левинсона фотографировать живопись церкви. Говорил, что было темновато для этой работы, но допускал, что выйдет всё хорошо. Обратил внимание на потёки коричневой краски. Сходит она с позолоченных изображений зверей, птиц и пр., которые окаймлены ею. Краска клейкая. Пока не засохла, стирается бесследно. Это, впрочем, нужно делать умело, и за это из нас никто не брался. Сырости, как он передавал, в церкви не замечал и явление с краской объяснял не особенно хорошим её качеством. Обещал написать и Вам об этом. Не найдёте ли лучшим приехать лично и убедиться в том, что есть на самом деле.
Прошу Вас принять моё уверение в совершенном почтении и уважении

К. Ардаматский

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/576, 1 л. (машинопись)
_____________________________________________


1915 г.

3 февраля 1915 г.

Художественные вести

Совет Общества поощрения художеств по предложению директора рисовальной школы Н.К. Рериха постановил открыть при школе архитектурную мастерскую с 5-ти летним курсом. В руководители мастерской, которая начнёт функционировать с начала будущего учебного года, приглашён академик архитектуры, действительный член Академии художеств В.А. Щуко. Новая архитектурная мастерская будет находиться при художественно-ремесленных мастерских Общества в Демидовом переулке. Для архитектурной мастерской будет сделана специальная надстройка над домом Общества.

Речь. 1915. 3/16 февраля. ? 32. С. 6.
________________________________




29 мая 1915 г. Петроград

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕСТИ
Общество поощрения художеств, как уже сообщалось, решило открыть с осени текущего года архитектурную мастерскую. В руководители приглашён академик архитектуры В.А. Щуко. Помощником его будет состоять архитектор-художник Б.К. Рерих. В настоящее время в Демидовом переулке заканчивается надстройка над зданием, где помещается ремесленные классы Общества поощрения художеств. Надстройка предназначается для новой архитектурной мастерской.

Речь. 1915. 29 мая /11 июня. ? 145. С. 5.
____________________________________


1 июня [1915 г.] Петроград.
ПИСЬМО Зарубина к Н.К. Рериху

1 Июня
Дорогой Коля
28 Мая был Комитет. По вопросу о субсидии М-ва Торговли и Промышленности А.Е.Лагорио предложил дать не позже 20 числа Июня сведения, на какие нужды, именно, Мастерским требуются дополнительные ассигнования, т.е. на какое расширение преподавания, на увеличение служеб. персонала, на учебные пособия и материалы, на обзаведение и т.п.
Надо точно определить по каждой мастерской в отдельности.
По мнению А.Е. Лагории, на эти нужды скорее можно ожидать поощрения субсидий, чем на нужды содержания помещений, дороговизны и увеличения жалования преподавателям.

На этих днях у нас ещё будет заседание хозяйств. Комиссии по этому во-просу, не напишешь ли ты мне спешно твои соображения и цифры по выше-приведённым нуждам Мастерских Школы.

Умер М.А. Чижов, вчера похоронили на Смоленском, умер от рака в печени.

Приглашали и Эделя в заседание 28 Мая, но он уехал, и этот вопрос отложен до следующего заседания, которое намечено в конце Июня или в начале Июля. Гнедич уехал, Волков также.

Идут дожди - уныло. Как же ты устроился? Мои шлют привет.
Сердечно жму твою руку, искренно твой
Виктор Зарубин

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/794, 2 л.
_______________________________


13 июня 1915 г. Петроград
Письмо Зарубина к Н.К. Рериху

13 июня 1915
Петербург
Дорогой Коля.
По просьбе В.Ф. Белого сообщаю тебе о нижеследующем. Вопрос о заготовке угля для центрального отопления в количестве 7000 пудов для Школы, выставки и пр. стоит очень остро. В.Ф. нигде не может достать. Одна фирма берётся доставить нам 7000 пудов угля по 56 или 60 коп. пуд, но только с тем условием, чтобы Общество исхлопотало у Министерства Путей Сообщения 10 вагонов для нагрузки и поставки в Петроград купленного Обществом угля по одной из станций Юго-Западной дороги.

Этот вопрос надо решить в течение Июня, а то этот уголь будет продан другим лицам. В.Ф. просит тебя написать А.Е. Лагорио письмо с просьбою че-рез Министерство Торговли исходотайствовать для Общества эти 10 вагонов для доставки нам в Петроград угля, в противном случае, В.Ф. не ручается, что с осени Школа, выставка могут начать функционировать - нечем будет отапливать помещений, а без отопления замерзнут и ученики, и натурщики, и выставки, да и мы сами.

На твоё письмо я тебе ответил сейчас же, и спрашивал, что делать с 400 рубл., находящимися в кассе, но до сих пор ответа нет, а кассир уезжает завтра на месяц, и до 15 августа будет только три платёжных дня. Сегодня в три часа жду Гнедича из Финляндии. Сегодня же он уезжает обратно.
В Обществе полное затишье, в понедельник закрываемся. Заходили Макаренко, Дмоховский, Билибин, Щербов, Яремич. Приезжал на один день Стёпа. Новостей интересных никаких, у нас также ничего нового, за исключением несчастья с нашими собаками, подробно описанного мною в прошлом к тебе письме.

Мои шлют тебе привет, поклон, и привет от меня твоим, тебя же сердечно обнимаю и желаю всего лучшего.
Твой Виктор Зарубин.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/792, 2 л.
________________________________


1916 г.

6 мая 1916 г. Петроград

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ
По собственной Его Императорского Величества канцелярии

Государь Император, во внимание к особым трудам и заслугам, Всемилостивейше соизволил 6-го мая сего года пожаловать:
По Императорскому Обществу поощрения художеств, состоящему под Высочайшим Его Величества покровительством, ЧИН СТАТСКОГО СОВЕТНИКА в порядке ст. 292 уст. служб. прав; изд. 1896 года директору школы Общества, академику Николаю Рериху:.

Зодчий. 1916. 22 мая. ? 21. С. 203.
______________________________


10 мая 1916 г.
В Рисовальной школе ИОПХ

ИСКУССТВО И ХУДОЖНИКИ
Завтра в выставочном помещении Общества поощрения художеств откроется выставка ученических работ питомцев школы Общества.
Выставка эта, как и предшествовавшие ей подобные же ежегодные выставки школьных работ, является как бы итогом всей годичной деятельности школы, фактически отчётом достигнутых за год результатов.

В школе есть что показать, есть, чем похвастать. Как насадительница художественных знаний, она является совершенно оригинальным и, как показал опыт, вполне целесообразным училищем самых разнообразных отраслей изобразительных искусств. В этом своего рода 'народном университете эстетических знаний' всякий, чувствующий в себе силы и любящий искусство, без различия возраста, пола, звания, положения, может, начав с азов, достигнуть совершенства в области изучения избранной специальности.

И за школьным столиком, мольбертом или формою сходятся и фешенебельные барыши света и плутократии, и скромные, фабричные труженики. Всех объединяет стремление к подлинному художественному пониманию, к точным техническим знаниям.

Деятельность педагогического персонала школы проявлялась в самых различных видах художественных знаний. Одних рисовальных классов (от начального орнамента и вплоть до изучения натуры) действовало до 22-х. Кроме того, занимались в 4-х живописных классах, 2 - черчения, 2 - композиции, стилизации, графики, офорта и гравюры, акварели и т.д. и т.д. Ряд мастерских с полным пятилетним курсом подготовлял специалистов-художников в области: иконописи, скульптуры, ткацкого искусства, керамического, чеканного и т.п.

Художники самых различных оттенков эстетических взглядов и верований были руководителями в этом большом, поистине национальном деле поднятия уровня художественного развития в широких слоях населения. Под эгидой Н.К. Рериха самоотверженно работали и 'куинджисты' - Вроблевский, Химона, Эберлинг, и 'мирискусники' - Билибин, Линдеман, Наумов, и 'союзники' - Рылов, Бобровский, и профессора нашей официальной школы В.В. Матэ, Н.С. Самокиш и мн. другие.

Школа широко открыла свои двери всем желающим и способным. В истекшем году учеников было свыше 1510 чел. И из них 684 малоимущих, бесплатных.
И тем тяжелее сознание, что отсутствие средств, невозможность без дефицита скромный, в 80 000 р., годовой бюджет школы, закрывать некоторые из действовавших так успешно мастерских?
Неужели русское общество безнадёжно глухо?

Биржевые ведомости. 1916. 10/23 мая. Вечерний выпуск. ? 15550. С. 4.
_______________________________________________________________


26 октября 1916 г. Петроград
МУЗЕЙ РУССКОГО ИСКУССТВА ПРИ ШКОЛЕ И.О.П.Х.

Возникший в прошлом году Музей русского искусства при школе Императорского Общества поощрения художеств продолжает развивать свою деятельность и пополняется новыми пожертвованиями. Выпущенный прошлой весной первый каталог музея свидетельствует о том, что его устроителям удалось собрать ценные для всякого хранилища произведения русского художества - как старых, так и современных мастеров - о чём говорят имена Кипренского, Ал. Иванова, Соколова, Саврасова, Ге, Куинджи, Врубеля, Серова, Сомова, Рериха, Александра Бенуа, Серебряковой, Яремича и многих других.

Второй год существования музея ознаменовался целым рядом новых ценных пожертвований, добрый почин которых принадлежит, как и в прошлом году. ближайшему устроителю музея Н.К. Рериху. Им принесены в дар две автолитографии: 'Кладбище' и пейзаж к картине 'Мехески - лунный народ' (отпечатанные только в количестве четырёх экземпляров), акварель и три рисунка художника И.И. Шапошникова (1833-1898), два рисунка В.Я. Чемберса - оригиналы для титульных листов, гипсовый бюст Н.К. Рериха работы Стеллецкого и весьма ценный архитектурный рисунок Гонзаго.

От наследников М.П. Фабрициуса поступили четыре картины: любопытная работа художника венецианской школы Инина 'Игра в шахматы', Светославского 'В степи Средней Азии', Орловского 'Осени в Крыму', и портрет П.П. Семёнова-Тянь-Шанского Егорнова. Затем сделали пожертвования С.П. Яремич - акварельный этюд 'Монтаньола', Г. Лукомский 'Церковь Знамения в Твери' и кн. В.Н. Аргутинский-Долгоруков - карандашный рисунок Павла Соколова 'Домик в Коломне'.
Кроме того, со смертью коллекционера С.П. Крачковского музей унаследовал его художественное собрание. Этот ценный и крупный дар ещё не поступил в музей и заслуживает быть отмеченным особо.

Биржевые ведомости. 1916. 26 октября / 8 ноября. Утренний выпуск. ? 15885. С. 5.
__________________________________________________________________


1921 г.

15 августа 1921
ПИСЬМО А. Ф. Белого к Н. К. Рериху

15/VIII.
Дорогой Николай Константинович,
Правда, что очень давно не писал тебе, но я писал большие в своё время письма. Писал обо всём, но отправить мне их не представлялось возможным в своё время, носил в контору на Выб[оргскую] Сторону, но их не взяли тогда. Наконец, когда Гессен ехал - не взял писем, а по телефону дал мне 10 минут на разговор, и не знал я, видел ли он тогда тебя. Во всяком случае, мы живы, и я страшно радуюсь, что, наконец, можем переписываться, а даст Бог, и свидимся. Писать столько нужно, что я теряюсь, и сделать это можно только постепенно, не сразу. Но в сжатой форме постараюсь сказать тебе обо многом.

Вчера у меня была сестра Ольги Дмитриев[ны] и принесла повестку Ары для получения продуктов. Я от всего сердца благодарю тебя за память и заботу и целую тебя крепко. Во Втор[ник] буду получать.
Ол[ьга] Дм[итриевна] болела, немощна, и я все формальности проделал.

Твою открытку получил - спасибо. Радуюсь твоим успехам и славой за морями. Я читал и слыхал много. Да и иначе и быть не могло. Одного хотел бы - это твоего приезда в Рос┐сию, и видать новые твои вещи, и тебя видеть.

Теперь, дорогой, вооружись терпением и выслушай меня. Ведь мы, славяне, - далеки американского духа - неврастеники, особенно в на┐стоящее время исстрадались. Так слушай. Я нажил туберкулёз (начал болеть с 1918 г.), была цинга, и я потерял массу зубов и проч. О нервах и не пишу. Всё от истощения. Жаловаться много не буду. Это скучно. Когда-нибудь расскажу при свидании. Важно, что выжил. Но буду тебя, дорогой, просить очень за Стёпу . У него тоже с лёгкими не благополучно, и бедняга, обременённый семьёй. Ему страшно тяжело. Он хормейстером в оперетке. Труд тяжёлый и неблагодарный. Затем хочу связать его имя с именем брата Владимира (моего).

Дело в том, что Стёпа был у меня и жаловался, что Влад[имир], имея физиономию до того упитанную и жирную, что стыдно глядеть в такое время, - чинит препятствия к получению твоих вещей. Ах, прости, я забыл сказать тебе о том, что я ведь совершенно порвал всякие родственные отношения с братом. Т. е. не считаю его своим братом. Он со мной не живёт.

Дело в том, что в это время (с 18 г.) - многие сбросили с себя маску и показали, каковы они есть на самом деле, - то же случилось и [с] моим
млад[шим] братом. И у меня к тебе просьба никогда не писать общего письма. У меня нет брата. Это мой крест за 4 года. Подробно не пишу. Тоже откладываю до нашего свидания. Скажу одно, что он сделал много в смысле сохранности твоих вещей. Это так, но и Степан Петрович немало сделал (но только по скромности своей не кричит об этом, кк. Влад.
Так вот, дорогой Ник. Константинович, ты считай, что он надеялся на милости за это. И мой совет - (знаю до тонкости его психологию - кот. я наблюдал все эти 4 года) - поблагодари его посылкой - что ли. Я не знаю ещё что. Но за то моя просьба следующая. Ты непременно пришли ему письмо, в кот. твёрдо укажи, что он должен сдать всё взятое им из твоей квартиры Стёпе или Боре - если последний приедет сюда. Это мой совет.
Я смотрю на Стёпу, кк. на кристальной души человека и мне больно глядеть, кк. какой-нибудь Влад[имир], ничтожество во всех отношениях, измывается над Стёпой. Я эти годы не раз плакал втихомолку благодаря милому брату.

Но ныне я ожил и сбросил с себя его иго. Да, тяжело иметь дело с хамами. Я же его спас. Устроил по службе, и вот - отблагодарил. Но довольно. Это скучно для тебя, но необходимо осветить, чтобы ты был в курсе. Одно скажу. Пора уже передать это 'своим', если скоро сам не приедешь. Повторяю, Стёпа, Боря и Ол[ьга] Дм[итриевна] сами всё могут досмотреть и без Владим[ира].

Теперь начну писать о Школе. На неё я убил и здоровье, и всё время, но хочется всё же тебе сообщить, что она не погибла только потому, что я стерёг её [как] пёс. Дело в том, что сначала Наумов заделался комиc[cаром] её. Ничего не делал и только языком болтал и был удалён. Назначен был Щуко, тоже бросил её. Наконец, 1½ года правил ею Тырса. Вот тут-то и самое интересное время. Я всё время с ним работал. Вся его роль свелась к разрушению этой школы. Его тоже убрали, и вот с Октября 1920 г. я стал в[о] главе и по мере своих сил её поддерживаю. Это мне удалось. Я стараюсь сохранить дух твой. Всё время учащимся твержу о том, кк. ты школу поднял. И все мы, учащие и ученики, вспоминаем то славное время, когда ею руководил [ты]. И это не фразы. Я пишу искренне. Ты всё же меня знаешь. Школа с Мойки 2 года [как] переехала в Демидов пер. Там трудно работать. Нужен бол[ышой] ремонт. Денег нет, а здесь уплотнились. Ждём лучших времён. Я же лично только и жду твоего приезда и мечтаю вручить тогда тебе школу. Повторяю, это моя мечта: Ты бы много мог бы сделать в смысле её возрождения.
Конечно, опять вводится плата за учение. Правда, мы очень скудно получаем вознаграждение, но у Государства нет средств. Беру заказы, и таким образом отчасти содержим себя. Лично я отдал школе [половину] здоровья своего и сил. И сейчас потрёпан. Но сохранил школу и даже дух её. Но я устал. Устал ужасно. В лицо ты не сразу узнал бы меня. Я постарел.

Вообще пережил многое. Школу потрепали изрядно. Керамику увезли на Фарфор[овый] завод (Тырса). Библиотеку потрепали тоже (Тырса и Пунин). Первый вообще настроен против тебя. По моим наблюдениям, твои лавры не давали ему покоя, он всегда с усмешкой говорил об былом ореоле кот[орый] ты имел и [как] Директор и [как] художник. Он сейчас Директор] в шк[оле]Штиглица. Тщеславен ужасно. Но очень не популярен и среди ху-дож[ников], и среди учащихся. Теперь о твоей просьбе вы┐слать издания - Стёпа и
друг[ие] узнали, что это невыполнимо и по цензурным условиям, и по финансовым. Нужны громадные деньги. А их нет. Мы все голыши. Рад бы выслать - но сейчас это невозможно. Рылов, Вахрамеев, Бобровский просят тебе слать привет.

Рылов, Вахрам[еев], Бобровск[ий] в Академии. Там же Петров-Водкин, Горбатов, Татлин, Школьник, Браз, Наумов и др. У Штиглица Тырса, Денисов, Матвеев, Карев, Лебедев и много новых молодых. В нашей школе, кр[оме] старых Эберлинга, Фёдорова, Линдеман, Денисова, из молодых-Лишев
(скул[ьптор]), Дроздов, Авилов.

В Об-ве Поощ[рения] я очень редко бываю. Там 1-ю скрипку играет Яремич. Председательствует Нерадовский (безличен). В Комитете из стариков - А. А. Ильин, а дальше всё больше новые лица Эрнст, Воинов, Бенуа А-др, Степанов (секр.), Верещагин. Об-во в кризисе. Денег нет. Щавинского убрали и хорошо сделали. Он метил в председатели, задавал тон. Он очень прицеливался к твоей квартире. Вообще некрасивый господин и очень интересовался твоей коллекцией картин. Мой Влад[имир] в Об-ве себя отлично чувствует. Я думаю, что ты и Елена Ивановна рисуете себе прекрасно его там роль, позы и проч.
Конечно, нужно отдать справедливость, что у него все достоинства 'старшего дворника'. Но всё же мне очень грустно, что v меня оказался такой брат. Это мой крест. В своё время я оказался малодушным и пошёл навстречу просьбам моей покойной матери взять его под свою опеку и влиять на него с доброй стороны. Но я ошибся жестоко и теперь за оплошность свою сильно наказан. Да, забыл тебе сообщить, что я ведь женат. Это моя старая привязанность, о кот[орой] я тебе говорил. С год [как] умер жены всё время болевший муж, и теперь она с дочкой и своей сестрой (проф. рояли Московск. консерватории), со мной. Дивные они все люди. Стёпа их всех знает и может тебе сообщить свои наблюдения. Они ему пришлись по душе.

За эти годы я многих потерял из близких и знакомых. Умерли моя мать, сестра, брат Николай, его жена и мать жены (все от голода). Из художников умерли Навозов (на улице), Беклемишев, Берггольц, Сергеев, Химона, Юдин, Косяков, Штемберг, Плотников и многие другие.

Забыл ещё сообщить, что в школе работают мастерские: рукодельная, столярная, ювелирная. Я брал заказы, и мы, таким образом, заработали на дрова в Школу. Это теперь называется - 'самоснабжение'. Думаю развить его ещё более широко. На днях, верно, откроем работу литографс[кой] мастерской. Руководить будет ею худ[ожник] Бучкин. Была у меня жена Кустодиева, кот[орому] ты прислал посылку. Он очень благодарит тебя.

Ну, дорогой мой. Я кончаю и ещё раз целую тебя за внимание; а также прошу поцеловать ручку Елене Ива┐новне и детей. И буду ещё раз просить тебя не забывать Степана Степановича. Это дивная, святая душа. Повторяю, что эти годы дали возможность окончательно выявить себя всем окружающим. И стало очень видно хороших и худых людей. С радостью буду читать твои большие подробные письма. Пиши же на имя Стёпы для меня. На всякий случай не пиши на Демидов.

Желаю тебе счастья, здоровья и радостей в твоих работах. То же и семье. Твой всем сердцем
А. Белый

Прости что вышло такое сумарное письмо. Я сейчас весь в заботах, труде и пр. Боюсь даже того, что с трудом будешь разбирать моё письмо. Вот я ещё что хотел тебе сообщить - это что у брата находится, кроме разных картин, эскизов - некот[орые] вещи и домашнего обихода. Одну из твоих картин я у него взял к себе (это небо зелёное с месяцем - пастель 'Весна священная') - это объясняется огромным моим желанием иметь пред глазами хоть од[н]у твою картину, т. к. твоего 'старика' - я, увы, продал в 18 году, когда я умирал с голоду, а хватил её тогда Никифоров (из банка Нольхена) за 500 р. Грустил я - но быть может и спас себя от смерти.

Вот я ещё дивлюсь на Ол[ьгу] Дмитр[иевну], [как] она любит Школу. Какая это редкая натура и [как] хранит она твои вещи.

Пиши же, дорогой, подробно, что поделываешь. В каком духе пишешь картины. Это нас, художников, очень интересует. У Куинджи, когда я бываю, старые друзья засыпают меня вопросами о тебе. Привет от моей семьи. Целую ещё.

Архив Русского культурного центра, Дели, Индия. Ф. 1, on. 1, д. 36, л. [1-5об.].
Печатается по изданию: Н.К. Рерих. 1917-1918. СПб. ООО 'ИПК 'Фирма Коста'. 2008.
__________________________________________________________________