Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

1911 г.
****************************************************
 
3 января 1911 г. Одесса.
О религиозной живописи Н. К. Рериха.

НА ВЫСТАВКЕ АЛ. ФИЛИППОВА

На выставке А. И. Филиппова мы встречаем несколько работ талантливого молодого академика Н. К. Рериха, и ими, так и сказать, провинциальная публика впервые знакомится с новой стороной богатого дарования этого художника, а именно со стороны его религиозной живописи. В этом направлении Н. К. Рерихом ещё сделано не особенно много в количественном отношении, но зато всё это в высшей степени значительно в отношении качественном. В скором времени, положим, мы будем иметь возможность более широко познакомиться с творчеством этого художника в религиозной живописи, так как им теперь подготовляется роспись храма в имении известной меценатки княгини М. К. Тенишевой, и по тому, что удалось видеть пишущему эти строки, эта роспись будет действительно значительнейшим вкладом в сокровищницу русской живописи.

Религиозную живопись Рериха хочется сравнить с таковой же живописью В. М. Васнецова, этого, если можно так выразиться, присяжного современного русского религиозного живописца. Васнецов напал на религиозную живопись случайно. Если бы не приглашение расписать киевский Владимирский собор, то мало оснований думать, чтобы Васнецов отдался религиозной живописи. Он только после приглашения расписать этот собор стал более или менее серьёзно интересоваться религиозной живописью. А Рерих никуда не готовился, ни к какой заказной росписи, и стремление к религиозной живописи явилось у него само собой под могучим впечатлением своеобразной красоты монументального и строгого византийского искусства и искусства восточного, особливо персидского, в сказочной прихотливости и неожиданности которого для художника было столько обаятельного.

В биографии Васнецова, написанной его почитателем, известным в своё время художественным критиком и историком В. Стасовым, ясно говорится о том, что Васнецов, получив приглашение расписать киевский собор, только всего один месяц пробыл перед тем в Италии и что в Равенне, где сохранилась такая бездна глубоко интересного и художественно поучительного из истории византийской монументальной живописи, Васнецов пробыл всего-навсего только один день. Стасов как бы оправдывает в дальнейшем Васнецова и указывает на то, что художник всё же старательно рассматривал и изучал мозаики и фрески старинных церквей византийских по великолепным большим изданиям новейших годов в красках и со всеми подробностями. Наивность подобного оправдания - очевидна. Быть может, такие издания самым точным образом представляют детали того или иного памятника, но в них художнику не найти самого важного - общего впечатления; по атласам, снимкам и промерам духа творчества не схватить и не почувствовать. Не удалось это и Васнецову.

В творчестве же Рериха, как религиозного живописца, играли и играют роль не 'последние издания в красках и со всеми подробностями', а непосредственное изучение памятников. Они были и ближе пониманию Рериха, чем Васнецова. Весь в прошлом, весь ушедший в образы той славянской старины, которой не коснулись иноземные влияния - Рерих трепетно воспринимает красоту стародавней религиозной живописи.
Васнецова же привлекала иная эпоха. Эпоха старины московского периода, когда иноземные влияния всё шире и шире вливались в коренное русское искусство, а в иконописание, крепкое заветами и преданиями старины, входило широко искусство фряжское.

И в этом, отчасти, кроется причина отсутствия характерности и своеобразности в творчестве Васнецова, когда он действует в сфере религиозной живописи. В ней у Васнецова - смешались самым удивительным образом и итальянское искусство, и византийское, и иконописные пошибы. Получилось что-то неясное, сумбурное, какая-то специальная васнецовская наслойка, в которой без остатка растворилось всё типичное национальное, русское и которую неведомо почему называют возрождением русской религиозной живописи.
Не так в творчестве Рериха.
Ему, не разбросанному, а глубоко сосредоточенному художнику, удалось тонко восприять красоту типичной русской живописи, не тронутой влиянием иноземных мастеров. Рерих создал живопись в храме около Шлиссельбурга - несколько замечательных картонов для мозаики, он дал затем ряд картонов для церковной живописи, изумительных по силе, своеобразной красоте и проникновенности в искусство прошлого. В Русском музее Императора Александра III есть удивительная работа Рериха в сфере религиозной живописи - его 'Пещное действо'. Этот сюжет в русской иконописи встречается не часто. И с немногого Рерих собрал и тонко восприял всё самое характерное и интересное, переработал, дал своё настроение и получилось изумительное по силе впечатления произведение.
 
  
 

Н.К. Рерих. Пещное действо. 1907.

По выставленным работам на выставке А. И. Филиппова ясно видишь, как тонко и своеобразно чувствует талантливый художник красоту прошлого, сохранившуюся в памятниках иконописи, и с каким настроением передаёт это в своих произведениях. Будем надеяться, что в дальнейших выставках А. И. Филиппова Рерих выступит перед провинциальной публикой более определённо как религиозный живописец; этого надо ждать; особенно после окончания росписи храма в имении кн. Тенишевой - тогда провинции будет что показать.
Н. Баженов

Одесский листок. 1911.3 января. ? 2. С. 3.
_________________________________________



2 февраля 1911 г. СПб.
О предстоящей выставке Общества 'Мира Искусства' в Москве.

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ 2 ФЕВРАЛЯ 1911 Г. У Н.К. РЕРИХА
ПО ВОПРОСУ О ВЫСТАВКАХ В МОСКВЕ.

Присутствовали: Яремич, Петров-Водкин, Кустодиев, Билибин, Остроумова, Ционглинский, Сомов, Серов, Бенуа, Рерих, Добужинский, Щуко, Кузнецов, Локкенберг и Яковлев.

Отсутствовавшие Сапунов, Милиоти и Лансере письменно уведомили о желании голосов за устройство выставки. Грабарь уведомил о желании воздержаться от голосования по этому вопросу.

Секретарь Комитета сообщил, что в Комитет поступили заявления со стороны некоторых членов о неправильности последних выборов и что Комитет находя, что действительно выборы в новые члены произведены были с нарушением устава, так как по  10, действовавшему с самого начала бывшего Союза' и включенному в новый устав, все наличные члены Общества должны быть извещены заранее о предложенных кандидатах - нашел, что следует признать произведенную 13 Января баллотировку - предварительною.

Председателем было разъяснено присутствовавшим, избранным в заседании 13 Января в члены, - что окончательное голосование будет произведено
весной, но что произведенная баллотировка дает право приглашать будущих членов и ныне на заседания с правом совещательного голоса.
По вопросу об устройстве выставки в Москве было сделано Сомовым за-явление, что выставки 'Мир Искусства' по характеру и количеству своих вещей, не уступающая 'Союзу', может рассчитывать в Москве и на материальный успех, в виду определенного отношения к ожидаемой выставке интересующихся кругов.

Само устройство выставки является выполнением того обязательства, которое приняли на себя члены-учредители, обещая новым членам и экспонентам участие на выставке в Петербурге, а также и в Москве в текущем сезоне.
Устраиваемая на короткое время уже после открытия 'Мир Искусства' в помещении Литературно-Художественного Кружка, выставка 'Среда' не может иметь значения. Что касается осеннего помещения в школе живописи, то вероятия, что оно будет готово к ноябрю, мало.

Прочитана телеграмма В.О. Гиршина, что до 26-го Февраля свободно все помещение 'Союза', после же этого срока придется на время открытия вы-ставки 'Среда' перенести выставку 'Мир Искусства' в нижнее помещение. Прочитана телеграмма из Москвы Милиоти, убеждающего в безусловной необходимости устройства выставки. Произведённым голосованием единогласно решено в отмену решения от 27 Января*) устроить выставку в Москве, кроме осенней - непосредственно после Петербурга, в помещении Литературно-Художественного Кружка в Феврале-Марте.
О заведующем выставкой предложено хлопотать за Рабиновича, в случае неудачи предложены Кандауров или Кранц.
-------------------------------------------------
*)В голосовании постановления 27 Января об отмене весенней выставки принимали участие 10 членов учредителей и 4 члена, вновь избранных на заседании 13 Января, причём голоса членов учредителей разделились поровну, а голоса вновь избранных, голосовавших единогласно против выставки, дали перевес.
Вопрос о выборе нового члена Комитета взамен выбывшего Юона. Единогласно намечен Милиоти, которого предложено запросить о его согласии.

Отчёт по выставке за Январь, Февраль.
Продано картин на 12. 835 руб.
Приход ________________________4. 456 р. 69 к.
Расход _________________________3. 267 р. 98 к.
Чистый доход_______________ 1. 188 р. 71 коп.

Предполагаемый дальнейший приход будет равен расходу и чистая прибыль составит около 1. 200 руб.
Предложение Рериха о покупке Обществом 'Мир Искусства' картин с выставки для Музеев. Решено принципиально принять, но отложить до будущего времени, когда Общество окрепнет, причём необходимо выработать точные правила приобретения.

Отдел рукописей ГТГ, ф.44/688, 3 л.
_____________________________