Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ХУДОЖЕСТВЕНЫЕ ВЫСТАВКИ

1904 г.
*************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА 1904 г.
На нужды армии и флота. (14 февраля 1904 г. СПб.)
Патриотическая выставка. (Петербургская газета. 1904. 24 октября.)

ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В СЕН-ЛУИ 1904 г. (о судьбе картин русских художников)
Письмо Э.М. Гринбальда к Рериху Н.К. (25 ноября 1904 г.)

Посмертная выставка Верещагина (Декабрь 1904 г.)
***********************************************************************


ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА 1904 г.

Spectator
ВОЙНА И ХУДОЖНИКИ

События на Дальнем Востоке, несмотря на всю свою грандиозность, не прервали обычного строя петербургской жизни.
Под гул пушечных выстрелов столичная жизнь по-прежнему текла своим порядком.
Магазины, театры, выставки, концерты, балы - всё это продолжало функционировать и собирать с публики установленную дань.
Разумеется, война сильно отозвалась на общественном настроении и, так или иначе, нарушила правильный ход житейского колеса. Нарушила, но не приостановила. Колесо продолжало вертеться, но ход его утратил свою равномерность и замедлился.
Мы это видим на различных отраслях искусства и торговли. Возьмём для начала выставки картин, тем более что теперь наступил 'художественный сезон'.
Как они посещались в последнее время?

За два дня до закрытия акварельной выставки мы заглянули на неё и не хотели верить своим глазам.
На выставке можно было насчитать пять-шесть посетителей.
Это на акварельной-то выставке, которая принадлежит к числу наиболее посещаемых публикой, да ещё в здании Общества поощрения художеств, находящемся в наиболее людной части города, на Б. Морской!..
Ещё того хуже, говорят, шла здесь продажа картин.
По закрытии акварельной выставки осталось много непроданных картин, чего опять-таки у акварелистов никогда не бывало.
Между тем, главные художественные выставки ещё впереди.
В течение настоящего месяца их должно открыться пять.

Оригинальный народ гг. художники...
Вместо того чтобы при настоящих невыгодных обстоятельствах уменьшить число выставок до минимума, гг. художники увеличили их, прибавив к обычным четырём ещё одну.
Пример акварельной выставки они, очевидно, совершенно игнорируют.

* * *
О влиянии текущих военных событий на художественные выставки мы беседовали с секретарём Общества поощрения художеств Н. К. Рерихом, и он подтвердил приведённые нами факты.

На акварельной выставке в последнее время бывало очень мало народу...
- Не знаю, произошло ли это вследствие влияния войны или же в силу естественного ослабления к концу выставки интереса к ней, но, однако, это так... Ещё того хуже обстояло дело на выставке московских художников в Академии художеств. Там дела были чрезвычайно печальны. Наконец, недавно открывшаяся в Академии наук выставка 'Нового общества художников' тоже слабо посещается. В понедельник, если не ошибаюсь, там было что-то около двадцати посетителей...

- А продажа картин как идёт?
- Тоже очень слабо... Хотя художник не должен специально думать об этом вопросе, но я того мнения, что следует приготовиться к полному застою в этом отношении... Впрочем, для того чтобы правильно судить о затронутом вами вопросе, нужны более осязательные примеры, чем те, которые передо мной... Посмотрим, что покажут 'сезонные выставки'..
.
- Что вы скажете по поводу того, что число выставок не только не уменьшается, сравнительно с прошлым годом, а увеличивается...
- Я нахожу это явление крайне курьёзным... Хорошо ещё, что нынче не устраивает своей годичной выставки 'Союз русских художников', не то на каждую выставку пришлось бы полтора посетителя...

- Быть может, успех выставки зависит от интересных картин, и если где-нибудь появится интересная картина, то публика забудет думать о войне и стремится её смотреть?
- Я того мнения, что серьёзных картин, над которыми художники долго работали, не стоит теперь выставлять.
- Почему?
- Потому что впечатление их разобьётся... Глядя на них, публика всё же будет думать о другом, и картина не произведёт такого эффекта, на который рассчитывал художник. Я лично предпочёл бы не выставлять нынче серьёзной картины.

* * *
Вероятно, в силу того же взгляда, две большие картины, ожидавшиеся на передвижной выставке, оставлены их авторами до будущего года в мастерских.
Вряд ли нужно говорить, что публику больше всего интересует теперь война, и поэтому художники поступили бы весьма остроумно, если бы, вместо традиционных 'видов Ай-Петри', да жанров с претензией на 'идею', на-писали несколько полотен, изображающих эпизоды происходящей войны.
Например, бой возле Чемульпо!..
Вот когда на выставку повалил бы народ.

Петербургская газета. 1904. 13 февраля. ? 43.
________________________________________


14 февраля 1904 г. СПб.
НА НУЖДЫ АРМИИ И ФЛОТА

Наши художники откликнулись на доброе дело помощи больным и раненым воинам. На днях в помещении постоянной выставки Общества поощрения художеств (Морская, 38) открывается выставка картин и скульптуры художников: И. И. Андреолетти, Альб. Бенуа, В. А. Беклемишева, А. Ф. Белого, П. Н. Вагнера, В. И. Зарубина, А. А. Киселёва, М. П. Латри, М. В. Нестерова, Н. К. Рериха, Е. И. Столицы, Н. П. Химоны и др., а также несколько вещей изделия школы в селе Талашкине княгини М. К. Тенишевой, пожертвовавших свои произведения в пользу общины св. Евгении на нужды больных и раненых воинов.
29 февраля сего года большинство из этих произведений будет продаваться на аукционе Общества поощрения художеств. Некоторые из этих картин были экспонированы на известных выставках; в настоящем же случае цены на эти произведения будут понижены.

Новое время. 1904. 14/27 февраля. ? 10038.
______________________________________


Nuntius
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА

15-го декабря в залах Общества поощрения художеств открывается выставка, посвящённая событиям на Дальнем Востоке.
По поводу этой предстоящей выставки мы беседовали с секретарём выставочного комитета Н.К. Рерихом.

- Выставка будет разделена на несколько отделов: художественный и библиологический, врачебно-санитарный, военный и исторический.
В художественном отделе будут собраны, по возможности, все русские и иностранные картины, относящиеся к нынешней войне. Тут будут и оригиналы рисунков, помещённых за время войны в различных периодических изданиях, не только русских, но и иностранных, а также всевозможные картины различных фазисов войны, изданные отдельно. Мы имеем в виду массу всевозможных лубочных картин. Собрание воедино всех этих картин даст очень богатый для обозревателя материал.

В библиологическом отделе будет собрана русская и иностранная литература, имеющая отношение к нынешней русско-японской войне. Несомненно, что и эта часть первого отдела выставка будет очень богата экспонатами.

Второй отдел будет называться военно-санитарным.
- В этом отделе будет наглядно экспонировано устройство и деятельность наших военно-санитарных отрядов. как летучих, так и плавучих, а также перевязочных пунктов.
Эта часть прекрасно поставлена в нашей армии. а потому этот отдел будет иметь массу весьма интересного материал.

- Едва ли не самым интересным отделом предстоящей выставки будет военный отдел. Здесь будут, по возможности, собраны все данные, касающиеся военной части обеих воюющих сторон.
Понятно, тут будет выставлена разнообразная обмундировка различных частей, как русской, так и японской армии, а также историческое развитие военного дела.

- А последний отдел?
- Последний отдел будет всецело предоставлен Красному Кресту. Здесь будет экспортирована история развития этого гуманнейшего современного учреждения, историческое развитие благодетельницы русского воина - сестры милосердия и т.д.

Эта выставка будет устроена с благотворительной целью.
Установкой экспонатов и декорацией этой интересной выставки займутся Н.К. Рерих и В.И. Зарубин.

Петербургская газета. 1904. 24 октября. ? 294.
________________________________________


************************************************************************************

 
  
 


ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В САН-ЛУИ, США.

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ В САН-ЛУИ
30-го апреля всемирная выставка в Сан-Луи, как известил телеграф, открыта. По знаку президента Рузвельта в Вашингтоне, нажатием кнопки, соединенной с выставкой электрическим проводом, взвились на выставочных зданиях флаги, заработали машины и огромная стотысячная толпа, собравшаяся на открытие выставки, запела гимн: "Знамя, усеянное звёздами". <...>

Новости дня (Москва). 1904. 4 мая / 21 апреля. ? 1391.
________________________________________________



29 сентября 1904 г. Сан-Луи, США.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НОВОСТИ

На Всемирной выставке в Сан-Луи был устроен русский художественный отдел, в котором приняли участие многие профессора и художники.
На этих днях художники-участники выставки получили уведомление о присуждённых русскому художественному отделу наградах.
Распределение наград очень оригинально. Награждены медалями лишь молодые художники. Золотые медали получили гг. Рерих и Иванов и серебряные - гг. Эберлинг, Зарубин и Шмаров. На Парижской всемирной выставке награды получили также только молодые художники.
В художественных кружках много говорят об этом оригинальном факте.

Петербургский листок. 1904. 29 сентября/12 октября. ? 269.
____________________________________________________



ХРОНИКА

Международная комиссия экспертов Всемирной выставки в Сен-Луи, состоящая из 78 художников, признала произведения академиков Императорской Академии художеств в С.-Петербурге: гг. Дубовского, Касаткина, Маковского, Репина, Волкова, Маймона, Сухоровского и фон-Липгардта; профессоров той же Академии гг. Карла Венига, В.П. Верещагина, Кошелева и Александра Маковского; профессоров художественного училища Императорского Общества поощрения художеств гг. Бухгольца, Фёдорова и Химоны и профессоров Художественного училища барона Штиглица в С.-Петербурге гг. Адамсона (скульптора) и Манизера, выставленные во Дворце изящных искусств на Всемирной выставке в Сен-Луи 1904 г. вне конкурса, как уже имеющие 'Grand pris' на международных выставках. Кроме этого, международная комиссия экспертов присудила русским художникам-экспонентам нижеследующие награды:
Наивысшую награду - памятную золотую медаль и диплом за особые труды и заслуги на поприще живописи и искусств гг. академикам Императорской Академии художеств в С.-Петербурге Владимиру Маковскому и Илье Репину.
Золотые медали: скульптору Илье Гинцбургу и художникам Михаилу Иванову и Павлу Шмарову.

Серебряные медали: скульптору г. Бернштейн-Синаеву и художникам и гг. Пирогову, Денисову-Уральскому, Дженееву, Латри, Владимирову, Сычкову, Каль, Рериху, Зарубину, Макушенко, Кардовскому и Эберлингу.

Бронзовые медали: художникам гг. Гаушу, Петровичеву, кудряшову, Фокину, геллеру, Николаю Иванову, Рооту, Светлицкому, Билиту, Попову, Цириготти. Фельдману, Шмидту, Ксидиасу и художницам г-жам Баклунд и Ландау.
Постановление международной комиссии утверждено президентом выставки.

Новое время. 1904. 16/29 октября. ? 10283.
_____________________________________



25 ноября 1904 г.
Письмо Э.М. Гринбальда к Рериху Н.К.

ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В С. ЛУИ 1904 ГОДА.
СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИЕ СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ.
-----------
Отдел по организации Выставки Русских Художественных Произведений.
-----------
С.-Петербург, число почтового штемпеля.

М.Г.
Первого Декабря нового стиля сего года закрылась всемирная Выставка
в С. Луи.
Местные условия, как то закрытие навигации и т.д. не допускают обратной доставки в С.-Петербург экспонатов раньше Марта месяца 1905 года.
Но для того, чтобы дать возможность Американской публике более подробно ознакомиться с русскими художественными произведениями, я намерен открыть в Нью-Йорке или другом крупном центре Америки исключительно Русскую Художественную Выставку с продажею оных экспонатов.

Кроме пользы такая выставка Вам, М.Г., ничего принести не может, так как все расходы по устройству означенной выставки я принимаю на свою честь.

Если Вам угодно участвовать в означенной выставке на тех же условиях, на каких состоялось наше соглашение для Всемирной Выставки в С. Луи, то покорнейше прошу Вас подписать прилагаемое при сём обратное письмо и, в виду краткого времени, немедленно отослать ко мне в С.-Петербург, Невский 22.

В противном случае Ваши экспонаты будут уложены и останутся в кладовой Нью-Йоркской таможни до времени отправки обратно в Россию.
Примите уверение в искреннем к Вам почтении
Э.М. Гринбальд.

Дозволено цензурою, С.-Петербург, 25 Ноября 1904 г.
.........................................................................................
Типо-Литография Высочайшего Двора К.Ф. Далина. Невский 12.


Отдел рукописей ГТГ, ф.44/755, 1л.
__________________________________________



1906 г.
8 февраля 1906 г.

ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ С КАРТИНАМИ
Императорское Общество поощрения художеств 6 февраля получило от русского посольства в Вашингтоне ответ на запрос Общества относительно судьбы картин русских художников, доверивших свои произведения устроителю частного русского художественного отдела на бывшей Всемирной выставке в С.-Луи г. Грюнвальду, не возвращающего художникам ни картин, ни денег. Барон Розен пишет, что он был почётным председателем на перенесённой г. Гринвальдом выставке из С.-Луи в Нью-Йорк, но о дальнейшей судьбе её и дне закрытия ему ничего не известно. Г[-н] Гринвальд заявил лишь послу, что он не продавал ни одной картины, и о возвращении их художникам не может быть и речи до тех пор, пока он не вернёт своих расходов. Многие художники доверились на очень крупные суммы: так, проф. М. Г. Сухоровский отправил в Америку картин на 38 т. руб., В. Е. Маковский на 30 т. р., Н. К. Рерих на 14 т. р. и т. д. В общем, в это предприятие, являющееся почти безнадёжным для художников, ими дано художественных произведений на 400 т. руб.

Россия. 1906. 8 февраля. ? 35.
_____________________________


10 марта 1906 г.
СОБРАНИЕ ХУДОЖНИКОВ-'АМЕРИКАНЦЕВ'

В помещении Общества поощрения художеств вчера, 9-го марта, собралось человек 35 художников-'американцев', т. е. участников выставки, устроенной Э. М. Грюнвальдом на Всемирной выставке в С.-Луи и 'Русской выставки' в Нью-Йорке.

Настроение собрания было весьма подавленное, художники, по-видимому, потеряли не только надежду получить 'крупные' деньги американских миллионеров-меценатов, но даже разочаровались в возможности когда-либо вернуть свои сокровища-картины обратно. Заведённая переписка с нашим консулом в Нью-Йорке и телеграфные переговоры выяснили только, что в настоящее время аукцион картин, начатый г. Грюнвальдом на его 'Русской выставке' в Нью-Йорке, остановлен при помощи американских властей и что Обществу заинтересованных художников-'американцев' предлагается пригласить адвоката для ведения иска в Нью-Йорке.

Продолжительные частные разговоры между 'пострадавшими' художниками выяснили очень невыгодное для них обстоятельство, а именно, оказалось, что перед устройством выставки в Нью-Йорке г. Грюнвальд получил от каждого художника письменное согласие не только на устройство, продажу и оборудование выставки без какого-либо срока, но даже согласие на 'ликвидацию' всего дела.

Что же надеются получить наши бедные художники-'американцы'?
Общая печаль и уныние сблизили художников между собой, и к концу собрания они решили выбрать председателя.

После тщательно выполненной закрытой баллотировки председателем был выбран секретарь Общества поощрения художеств - художник Н. К. Рерих.
Собрание скоро разошлось, не придя к какому-либо определённому решению.

Маль-шток

Петербургский листок. 1906. 10/23 марта. ? 68. Пятница. С. 3.
_______________________________________________________


1907 г.
26 мая 1907 г.

Ив. Лазаревский
ЗАМЕТКИ

В странную и пренеприятную историю попало сто пятьдесят три человека наших художников. История эта такова.
Когда устраивалась всемирная выставка в Чикаго, то Россия на ней не принимала официального участия. Но нашим художникам хотелось выставить в далёкой Америке свои произведения, хотелось познакомить со своим искусством, искусством действительно оригинальным и интересным, предприимчивых американцев.

Наши художники плохие организаторы. Личными силами им никогда бы не организовать посылки в далёкое Чикаго своих произведений. Но нашёлся энергичный предприниматель, в то время довольно видный, петербургский купец-меховщик, некто г. Грюнвальд. Узнал он о намерении художников послать в Чикаго свои произведения и тотчас предложил им свои услуги: на чрезвычайно льготных условиях перевезти за океан их работы и лишь с продажных картин оставлял себе некий, очень скромный, процент.

Художникам весьма по душе пришлось такое предложение крупного меховщика-купца. Они согласились. Согласились со свойственной художникам доверчивостью и незнанием дела. Отдали ему в полное и совершенно бесконтрольное временное владение работ, худо-худо, на несколько сот тысяч рублей.

А у крупного меховщика, купца, владевшего тогда громадным велико-лепным магазином на Невском, уже дела никуда не годились и трещали по всем швам; не знали художники, что и в то время задолженность г. Грюнвальда была такова, что кредита ему не оказывалось ни малейшего, и что только для возможного спасения и поправки своих расшатанных вконец дел, он принимался за различные аферы, далёкие от его постоянной профессии. Такой же аферой было и артистическое турне г. Грюнвальда со многими и многими произведениями наших доверчивых художников.
Итак, г. Грюнвальд собрал свыше двухсот работ легковерных художников. Я не буду перечислять поимённо доверившихся г. Грюнвальду лиц. Скажу лишь, что ему согласились с охотой дать свои произведения художники самых различных направлений; в числе экспонентов грюнвальдовской выставки находятся и г. Сухоровский, и Вл. и Константин Маковские, и Рерих, и Кардовский, и Пасс, и Зарубин, и Бухгольц, и Владимиров, и Гинзбург, и Прокофьев, и Химона, и т. д., и т. д. Словом, желающих набралось в общем числе сто пятьдесят три человека.

Уехал г. Грюнвальд, и художники стали спокойно ожидать результатов поездки, и многие мечтали увидеть свои произведения в разных американских музеях. И мечты наших художников имели полное основание, потому что за океаном русским искусством сильно интересуются. И русские художники, устраивавшие в Америке самостоятельно выставки своих работ, имели крупный успех.

Первое время с г. Грюнвальдом всё обстояло благополучно. Вести от него приходили самые утешительные. Павильон на выставке был устроен, критические отзывы о большинстве произведений были очень лестные, сам Грюнвальд писал, что продажа произведений наших художников идёт отличная. Художникам оставалось только радоваться. Но вот хорошие вести сменили недобрые.

Сначала взволновали художников подтвердившиеся слухи о несостоятельности г. Грюнвальда. А потом и самоличными действиями ловкий предприниматель открыл нашим художникам глаза на то, что они попались в ловушку.

В первую голову, г. Грюнвальд перестал отвечать художникам на их запросы. Ни письма, ни срочные телеграммы, ничего не помогало. Грюнвальд словно в воду канул. А стороной идут слухи, что он и за океаном совершенно запутался, что и там г. Грюнвальд ухитрился так кругом задолжать, что привезённые им произведения наших художников и сданные им после выставки на хранение в склады при нью-йоркской таможне будут проданы с аукциона как за долги г. Грюнвальда, так и за неоплаченные таможенные пошлины.

Не на шутку взволновались наши художники. Решили принять быстрые меры к тому, чтобы как-нибудь спасти своё легкомысленно доверенное имущество. Обратились в первую голову в Министерство иностранных дел, дабы через посредство нашего посла вырвать из рук г. Грюнвальда свои произведения.
Пошла казённая переписка, от которой никаких существенных результатов наши художники не получили. Тогда, кажется, послали 'ходока'. И ходок не привёз ничего утешительного. Пришлось пострадавшим художникам оставить всё на волю судьбы.

Но судьба оказалась до конца безжалостной для наших художников. Недавно пришло такое известие: '2-15-го июня в нью-йоркской таможне состоится публичная аукционная продажа картин русских художников за долги г. Грюнвальда по неоплаченным пошлинам и так далее в сумме 60 000 долларов'.
Все надежды на мирное окончание дела пропали.

Вчера в помещении Общества поощрения художников собрались участники злополучного американского художественного турне и решили, что ввиду того, что г. Грюнвальд объявлен уже должником несостоятельным и по делам его назначено конкурсное правление, заявить этому правлению о желании участвовать в ликвидации имущества г. Грюнвальда.
Желание художников, понятно, будет удовлетворено.

Но насколько будут удовлетворены их претензии - вопрос ещё очень спорный, потому что пассив г. Грюнвальда намного превышает его актив.
Такова неприятная история, в которую попало сто пятьдесят три человека русских художников.

Слово. 1907. 26 мая / 8 июня. ? 158.
________________________________


О СУДЬБЕ КАРТИН РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ в Сен-Луи:

12 сентября 1907 г.
ПИСЬМО секретаря СПб. Общества Художников Малышева М.Г. к Рериху Н.К.

С.-ПЕТЕРБУРГСКОЕ
ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ

СЕКРЕТАРЬ
Михаил Георгиевич Малышев
В.О. 10 л. 43, 45.
______________

12 Сентября 1907 г.

Милостивый Государь, Николай Константинович.
На Конкурсном Управлении по делам Грюнвальдского дела не блестящи.
Как я узнал стороной, и надеяться на получение через него чего-либо не следует. Думается, в лучшем случае, можно рассчитывать на 1/2 к за рубль! Но люди оттуда говорят, что художники должны попытаться вернуть свои картины, хотя то, что лежит в таможне. <Соответствующей> депутацией идти к Президенту Ак. Худ., к Президенту Общ. Поощрен. Худ., к Толстому И.И. и, ссылаясь на доклады и царскую подпись на нём, требовать защиты интересов русских художников.

Говорят, что этим путём можно поднять на ноги <всех>, и правительство легко может <эвакуировать> те вещи, которые не погибли. Вы более других заинтересованы в этом деле, поэтому считаю долгом сообщить Вам то, что узнал. <Сухаровскому> я тоже написал одновременно.
Желаю всего хорошего
М. Малышев

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/963, 1 л.
_______________________________

***********************************************************************************


ПОСМЕРТНАЯ ВЫСТАВКА В.В. ВЕРЕЩАГИНА

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

На 'посмертной' выставке В.В. Верещагина, как мы уже писали, будут фигурировать несколько японских картин. Зная, насколько всё японское теперь у нас не в фаворе, мы почти были убеждены, что эти картины, при всех своих достоинствах, не найдут себе у нас покупателей. И что же? Выставка ещё не открылась, а японские картины можно уже считать проданными. Совет Третьяковской художественной галереи, по словам устроителя выставки художника Н.К. Рериха, заявил в своём желании их приобрести. Этому, разумеется, можно только порадоваться, ибо, чем больше останется в России картин Верещагина, тем это приятнее для русского сердца.

Петербургская газета. 1904. 28 октября. ? 298.

*******************************************************************************************