Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

1906 г.
************************************************
 
14 января 1906.
Художественные новости

В феврале месяце в Праге открывается выставка картин и этюдов художника Н.К. Рериха. выставка устраивается кружком венских художников. выставка продлится целый месяц.

С.Петербургские ведомости. 1906. 14 января. ? 10.
____________________________________________


14 марта 1906 г.
СЛУХИ И ФАКТЫ

В Париже предполагалось устроить отдельную, ещё небывалую выставку картин русских художников. Предприниматель - г. Рябушинский, издатель 'Золотого руна'. Участники - художники 'Мира искусства' и 'Союза'. Говорят, очень полно будет представлен Врубель многими прежними его вещами, взятыми из частных коллекций. Чрезвычайно интересно, как отнесутся к наиболее талантливым и оригинальным русским художникам на 'всемирном художественном рынке'. Сомов, напр., столь популярное и крупное имя в Германии, там ещё почти неизвестен. До сих пор почти все русские отделы на Всемирных выставках представляли нечто жалкое и пёстрое.

Говорят, недавно один предприниматель обратился к С. П. Дягилеву с предложением везти выставку 'Мира искусства' в Америку, пророча ей там крупнейших успех и распродажу картин, которых, кстати сказать, продано уже больше, чем на всех других выставках.

Впрочем, русские художники уже проучены Америкой, правильнее сказать, пресловутым меховщиком Грюнвальдом, устроителем русского отдела на выставке в С.-Луи. Недавно было опять общее собрание экспонентов, которые никак не могут добиться хотя бы только возвращения всех картин, не говоря уже о деньгах за якобы проданные картины. Выяснилось, что выставка в настоящее время в Нью-Йорке, где будто бы г-ном Грюнвальдом был устроен без разрешения художников аукцион, с которого выручено будто бы около 10 тысяч и на который наложен запрет местным русским консулом. Решено действовать через Министерство иностранных дел, под покровительством которого был русский отдел.

Получили ли по крайней мере художники медали и дипломы, столь курьёзно присуждённые международным жюри, очевидно, не без компетентных указаний г-на Грюнвальда? Всё-таки утешение. Зато в Праге большой успех имеет выставка Н. К. Рериха. Продано несколько картин, в местной печати - целый ряд одобрительных статей о выставке. Художник получил предложения устроить её в Вене и Париже.

Несомненно всё-таки, что наше художество становится всё продуктивней....

А. Ростиславов

Слово. 1906. 14/27 марта. ?411.
___________________________


ОКТЯБРЬ

ОСЕННИЙ САЛОН В ПАРИЖЕ
 
  
 

Париж. Большой дворец. Фото 1900 г.

13 октября 1906 г. Париж

Сергей Маковский
ХУДОЖЕСТВЕНЫЕ ЗАМЕТКИ. XI

В Париже на Осеннем салоне открыта выставка русской живописи, организованная С.П. Дягилевым. Судя по отзывам французских газет, она имеет большой (и вполне заслуженный) успех. Это приятно отметить в ожидании подробных сведений от наших парижских корреспондентов.

Выставка задумана чрезвычайно интересно. Она представляет всю школу русской живописи в исторической последовательности, начиная с никитинского 'Петра на смертном одре', с портретов Шибанова, Щукина, Матвеева, и кончая мятежными искателями последних лет: Врубелем, Рерихом, Мусатовым, Кузнецовым. И весь этот длинный ряд холстов выбран одним человеком, тонким, субъективным ценителем, смотрящим на эволюцию нашей живописи 'глазами современников'.

Неудивительно, что французы, знавшие русских художников только по большим международным выставкам. где всегда преобладали случайные 'знаменитости' минуты, - поражены неожиданным 'откровением' и рассыпаются в похвалах по адресу талантливого устроителя. Arsеne Alexandre, в длинном отчёте на страницах 'Figaro', говорит восторженно о значительности этой выставки Дягилева, познакомившего малоосведомлённую публику Парижа с 'волнующими сокровищами' Боровиковского и Левицкого, с замечательными 'по национальному акценту' работами Кипренского, Брюллова, Веницианова, с прекрасными портретами Репина и пейзажами Левитана, Якунчиковой, Рериха, Петровичева, Коровина, Юона, Анисфельда, Рылова, Богаевского и других 'искателей острых ощущений и неведомых аккордов'.

Автор статьи называет Малявина 'riche et puissant' [богатый и могущественный (фр.) - ред.]. Щербова - пленительным рисовальщиком и юмористом. Сомова - тончайшим мастером, ясновидцем старинных идиллий, 'то нежным, то комическим, то мечтательным', Врубеля - 'создателем гигантских эпопей и горделиво-нервных грёз' и т.д.
Я не знаю, насколько следует верить искренности французского критика. В парижской печати слишком приняты: другие поводы для похвал. Но, во всяком случае, Arsеne Alexandre - имя, и я не думаю, чтобы он стал так очаровательно восхищаться, если бы парижская публика оставалась равнодушной.

Страна. 1906. 13/26 октября. ? 185. Пятница. С. 5.
___________________________________________


НОЯБРЬ

ПАРИЖСКАЯ ВЫСТАВКА
19 ноября 1906 г. Париж.

РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
(Итоги и результаты)

Париж. Большой дворец. Фото 1900 г.

Выставка в Париже была открыта Фальером 3 октября в залах большого дворца. Она занимала 14 больших зал в бельэтаже и состояла из 750 номеров как старинных, так и новых русских художников. 1-й зал был посвящён собранию икон XV-XVII столетий. Затем следовали петровская и екатерининская эпохи, боскет с бюстами, эпоха 1830-х годов, 60[-е] года, и, наконец, современники.
Выставка была открыта месяц, и её посетило 60 000 человек.

Общество французского Осеннего салона, помимо всех правил своего устава, выбрало в число действительных членов общества 15 русских художников, а именно: Врубеля, Сомова, Бенуа, Кона, Грабаря, П. Кузнецова, Аннесфельда, Луговскую, Рериха, Остроумову, Тархова, Милиоти, Богаевского, Рылова и Бакста, и, кроме того, французское правительство, при особом содействии министра изящных искусств Бриана, признало достойным награждением орденом Почётного Легиона членов комитета выставки С.С. Боткина, И. Морозова, В. Гиршмана, Р. Вострякова, Александра Бенуа и художника Л. Бакста.
Отзывы печати были более чем благоприятны.

19 октября в залах выставки состоялся раут, устроенный выставкою в честь французских художников. На рауте лучшие музыкальные силы Парижа исполнили исключительно русскую программу из сочинений Глинки, Серова, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Балакирева, Рубинштейна и Рахманинова. Главными исполнителями были Дельмас, Руссельер, Эглон, Линдсей - все из Grand Opéra и наша знаменитая Литвин.

Раут посетило свыше 1500 человек самого разнообразного общества, начиная с находившихся в Париже русских великих князей, инфанты испанской, дипломатического корпуса, бесчисленных Ротшильдов и кончая Рошфором и художниками-рапэнами с Монмартра. Принимал русский посол Нелидов.

Теперь выставка переезжает в Берлин, где в скором времени открывается или в нанятом для неё помещении., 75 Unter den Linden, или в одном из императорских берлинских дворцов.

Почётным президентом выставки выразил желание быть русский посол в Берлине граф Остен-Сакен. принимающий это дело очень близко к сердцу.
Кроме того, генеральный комиссар получил просьбы об организации выставки в Лондоне, Вене, Брюсселе, Венеции и Барселоне. Предложения эти не приняты, за исключением Венеции. где, однако. выставка будет устроена в ином составе.

Новое время. 1906. 19 ноября / 2 декабря. ? 11023.
_______________________________________________