Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ВЫСТАВКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.К. РЕРИХА

********************************************************
 
1 марта 1915 г. Петроград.
ВЫСТАВКА 'МИР ИСКУССТВА'

Выставка 'Мир искусства' в течение последних двух-трёх лет заметно слабела и теряла свою дягилевскую физиономию.
Последняя выставка уже совсем изменила свой вид и своё художественное содержание.
Прежде устроители выставки всячески старались украсить помещение цветами, растениями и очень оригинально развешивали картины на драпировках, - теперь от выставки веет пустотой и захудалостью:
Картинки жидко развешаны по стенам без освещения, без наклона и так высоко, что трудно рассмотреть, что на них намалёвано.
Всевозможные кубисты, футуристы и другие мазилки не решились в этом году устраивать свою выставку и примазались к 'Миру искусства'.
Главари вы ставки, художники Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Кустодиев и другие, охотно принимают всю эту безобразную мазню для того, чтобы иметь хороший фон для своих картин:
Академик Н.К. Рерих дал много картин, достойных внимания.
 
  
 

В монастыре. 1914. Декорации к "Сестре Беатрисе".

Лучшая его вещь - это "Сестра Беатриса"; здесь художник показал свой вкус и свою прекрасную своеобразную технику в полной силе и красоте.
 
  
 

Град обречённый. 1914.

Очень красива по замыслу и исполнению картина 'Град обречённый', окружённый громадной красной змеёй, зорко посматривающей на город своими злыми, ехидными глазами.
Великолепные эскизы декораций дополняют интерес его произведений. :

Петроградский вестник. 1915. 1/14 марта. ? 58. С. 4.
_____________________________________________


7 марта 1915 г. Петроград.

Выставка 'Мир искусства'

:Конечно, крупнейший интерес представляет появление на выставке редких в последнее время работ Сомова, особенно большой картины 'В лесу'. К сожалению, должен оговориться: от этой картины трудно получить цельное впечатление, благодаря покрывающему её стеклу. То же, кстати, относится ко многим работам Рериха (особенно к картине 'Зарево') и др. Большая ошибка со стороны художников покрывать именно на выставках стёклами большие картины: благодаря стеклу, отнимается часть света, а при тёмном общем тоне картины становятся зеркалами. <:>
 
  
 

Крик змея. 1914.
Неисчерпаемая красивая фантазия Рериха звучит по обыкновению и в его новых работах, где как бы более, чем прежде, чувствуется успокоившееся мастерство в декоративной обобщённости, в найденных красках. Особенно сильна и красива картина 'Крик змия', действительно фантастического и могучего, вздымающего среди тёмных и голубых гор к золотому небу красную голову. Цельна и красива композиция и 'Града обречённого', тоже с красным змеем. В прекрасной по замыслу и лежащей в основе его легенде 'Прокопий Праведный' (? 220) хороши небо, дали, общая концепция пейзажа, но и он, и фигура очерчены несколько графически-сухо и неубедительно в смысле обобщённой точности. Очень хорошо фантастическое 'Подземелье'. Какой Рерих декоратор уже в специальном смысле, наглядно говорят его эскизы к 'Князю Игорю' и 'Сестре Беатрисе' (особенно очень цельный и оригинальный 'Зимний пейзаж!). :
 
  
 

Н.К. Рерих. Зимний пейзаж. 1914. Эскиз занавеса.

Речь. 1915. 7/20 марта. ? 64. С. 3.
______________________________