Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

1905 г.
***************************************************
 

16 февраля 1905 г.
Художественная летопись

Художник Рёрих, член Союза русских художников, в этом году не
принимал участия ни в одной из выставок, зато его вещи будут выставлены
за границей в [Праге] Париже , на выставке чешского кружка (между прочим 'Поход Владимира на Корсунь', 'Собор' и др.) и на международной выставке в Мюнхене. В 'L"art decoratif' должна появиться статья о нём и снимки более чем с 20-и его произведений.

Слово. 1905. 16 февраля / 1 марта. ? 69.
_____________________________________


13 июля 1905 г.
КАРТИНЫ РУССКОГО ХУДОЖНИКА В ПРАГЕ

В Праге, на открывшейся там большой художественной выставке, экспонируется работа нашего молодого, но хорошо известного художника и археолога Н. К. Рериха. Удачно и толково размещённые произведения Н.K. Рериха произведут на тамошнюю публику и артистов отличное впечатление и вызовут поощрительные отзывы в печати как художественной, так и общей.

Санкт-Петербургские ведомости. 1905. 13/26 июля. ? 167.
___________________________________________________


4 сентября 1905 г.
ЯПОНСКАЯ ВЫСТАВКА

Вчера мы узнали новость: в октябре месяце, в залах Общества поощрения художеств предполагается открыть грандиозную японскую выставку...
Устроителем её называют известного знатока Дальнего Востока, полковника С. Н. Китаева, однажды, лет десять назад, уже познакомившего петербуржцев в залах Академии художеств с образцами японского искусства.
Ныне С. Н. Китаеву явилась мысль повторить эту выставку, однако, дополнив её многими новыми предметами японской художественной промышленности.
Более подробно об этой, безусловно, злободневной выставке нам сообщили в Обществе поощрения художеств следующее. Главное внимание будет уделено картинам известных японских художников; таковых будет 250 ??.

Наряду с картинами будут фигурировать несколько сот этюдов тех же художников.
Далее большой интерес представит огромная коллекция крайне оригинальных цветных гравюр, иллюстрирующих мифологию, историю и литературу Японии. Этих гравюр наберётся несколько тысяч.

Наконец, будет выставлено 1 300 штук художественно-исполненных, раскрашенных, больших размеров фотографий, рисующих быт страны 'восходящего солнца'... Вся эта обширная коллекция, составляющая плод долгот пребывания полковника С. Н. Китаева в Японии и вывезенная им оттуда, составляет собственность его жены...

- Представляют ли из себя японские художники что-нибудь особенное? - спросили мы секретаря Общества поощрения художеств Н. К. Рериха, - они, кажется, крайне своеобразны...

- В этом действительно состоит их особенность.
У нас принято считать японцев условными, но, по правде говоря, не они условны, а мы сами.
В японских художниках много непосредственности...
И это понятно: они гораздо ближе нас к природе и поэтому вернее воспроизводят её...
Они постоянно живут на солнце, а мы любуемся солнцем только на стрелке, да и то, став к нему спиной...

- Но если японские художники так хороши, почему же они так сравнительно мало популярны?
- Потому что масса смотрит на природу фальшиво, заранее представляя себе в известном, шаблонном виде.
Но попробуйте на секунду отделаться от представления себе природы в установленной форме, и вы увидите её такой, какой её изображают японские художники...
Однажды один художник предложил своему знакомому внимательно всмотреться в воду...
- Что вы видите? - спросил он его.
- Воду, - ответил тот...
- Всмотритесь ещё, непосредственнее.
Теперь?
-Теперь я вижу не воду, а точно ковёр...

Вот в виде таких 'ковров' и изображают японцы природу, будучи в этом отношении очень близки к импрессионистам, и если нам такая живопись кажется странной, то потому, что мы не в состоянии отделаться от условности, мешающей смотреть на предметы трезво.

Японская выставка устраивается, по словам г. Рериха, отчасти в пользу вдов и сирот погибших в эту войну матросов, которым будет отдана половина входной платы.

Петербургская газета. 1905. 4 сентября. ? 234. _________________________________________