Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

1900 - 1905 гг.
***************************************************
 
ВЕСЕННИЕ ВЫСТАВКИ 1902 г.



17 февраля 1902 г. , СПб.
Хроника

На собрании 17 февраля экспонентов Весенней выставки в Императорской Академии художеств избран комитет. Большинством голосов избраны: В. А. Беклемишев, А. И. Куинджи, Е. И. Столица, Ф. Р. Райлян, Н. К. Рерих, В. И. Зарубин, И. Я. Гинцбург, Н. П. Химона, К. А. Стабровский, Мурашко, С. М. Дудин, А. А. Борисов, Щербиновский, Зейденберг, К. Я. Крыжицкий; кандидаты: А. Г. Орлов и Катарбинский. Председателем комитета, за отказом Й. А. Беклемишева, избран А. И. Куинджи, товарищем председателя Н. К. Рерих. Жюри начало работу 18 февраля. Выставка откроется к 1 марта.

Санкт-Петербургские ведомости. 1902. 20 февраля / 5 марта. ? 50. С. 4.
________________________________________________________________


18 февраля 1902 г.
Художественные новости

Вчера в Академии художеств началась экспертиза картин, представленных для открывающейся здесь на днях Весенней выставки картин. В состав жюри избраны художники: В. А. Беклемишев, Н. К. Рерих, В. И. Зарубин, Столица, А. И. Куинджи, И. Я. Гинцбург, К. Я. Крыжицкий. . <...>
К устройству выставки будет приступлено не ранее первой недели поста, ибо в течение масляной недели залы Академии предоставлены для устройства 'бала художников'.

Петербургская газета. 1902. 19 февраля. ? 49.
Публикуется в сокращении по изданию: Николай Рерих в русской периодике. Выпуск II. 2005.
_________________________________________________________



23 февраля 1902 г., СПб.
Посещение их величествами художественных выставок.

Вчера, 23-го февраля, их императорские величества Государь Император и Государыня Императрица Мария Феодоровна, их императорские высочества великий князь Владимир Александрович с августейшей супругой великой княгиней Марией Павловной, великий князь Андрей Владимирович, великая княжна Елена Владимировна, великий князь Алексей Александрович, великий князь Георгий Михайлович с августейшей супругой великой княгиней Марией Георгиевной посетили XXX передвижную выставку, открывающуюся в залах Императорского Общества поощрения художеств. <...>

В вестибюле их величеств встретили вице-председатель Императорского Общества поощрения художеств гофмейстер Ю. С. Нечаев-Мальцов с секретарём Н. К. Рерихом, член М. П. Боткин, директор Рисовальной школы действ, ст. сов. Е. А. Сабанеев, а также вице-президент Императорской Академии художеств граф И. И. Толстой. <...>
После обзора выставки их величества и высочества, простившись с со-провождавшими лицами, отбыли с выставки.

Петербургский листок. 1902. 24 февраля. ? 54. С. 3.
***********************************************************************

МАРТ

2 марта 1902 г. СПб.
Хроника

В субботу, 2-го марта, в половине третьего часа дня их величества Государь Император, Государыни Императрицы Мария Феодоровна и Александра Феодоровна, их императорские высочества Государь Наследник и великая княгиня Ксения Александровна посетили Императорскую Академию художеств. Ранее их величеств прибыли и встретили их величеств их императорские высочества августейший президент Императорской Академии художеств великий князь Владимир Александрович, великая княгиня Мария Павловна, великая княжна Елена Владимировна, великий князь Алексей Александрович, августейший управляющий музеем Императора Александра III великий князь Георгий Михайлович, великая княгиня Мария Георгиевна, министр внутренних дел егермейстер Сипягин, иркутский генерал-губернатор г.-л. Пантелеев, вице-президент Академии гофмейстер граф Толстой, секретарь д. с. с. Лобойков и ректор проф. Беклемишев. Их величества и их императорские высочества осматривали открывающуюся Весеннюю академическую выставку. Перед входом на площадке их величеств встретили председатель комитета выставки г. Куинджи, товарищ его г. Рерих и члены комитета. Осмотрев в залах произведения живописи, их величества в конференц-зале смотрели предметы ваяния и скульптуры, а в дальнейших залах выставку разнообразных изделий Императорского фарфорового и стеклянного заводов. <...> При обзоре выставки приобретены картины: Государем Императором - 'Заморские гости' худ. Рериха...

Новое время. 1902. 3/16 марта. ? 9337. С. 5.
#zamgist902#
Н.К. Рерих. Заморские гости. 1902. (ГРМ)
_______________________________________


3 марта 1902 г. СПб.

Меценат
ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА КАРТИН

Художественный сезон в полном разгаре... Сегодня предстоит открытие ещё двух художественных выставок: так называемой Весенней, в залах Академии художеств, и 'Мира искусства' - в залах 'Пассажа'.
На первой из этих выставок нам удалось побывать, и впечатление мы вы-несли о ней самое приятное. Скажем даже так: это положительно лучшая из открытых пока выставок. Главное достоинство её то, что в работах художников вы не видите желания кому-либо угождать, вы не чувствуете стремления авторов подделаться под вкус рынка. Пусть иногда картина отчасти нелепа как по своему сюжету, так и по выполнению, но приятно в них уже то, что они представляют собой не перепевы тысячи раз известного, а нечто самостоятельное, нечто свежее. <...>

Несомненным украшением выставки являются многочисленные произведения Н. К. Рериха. Этот своеобразный художник сделал большие успехи за последнее время. Целый ряд выставленных г. Рерихом картин переносит зрителя в эпоху древней Руси, которую он, как истый поэт и тонкий знаток стиля, толкует замечательно красиво и верно. Из картин г. Рериха особенно характерна 'Зловещие', изображающая чёрных воронов на скале, как известно, являвшихся всегда вестниками зла. В фигурах воронов, в пейзаже, на фоне которого они сидят, очень много настроения, именно зловещего настроения, и, глядя на эту картину, невольно вспоминаются страницы далёкого прошлого; но где г. Рерих совсем хорош - это в своих декоративных мотивах. Его панно, изображающие 'Охоту', замечательны по пониманию художником этой сферы искусства, так упорно не дающейся нашим художникам. Кто-то назвал вчера г. Рериха русским Пюви де Шаванном, и это мнение нисколько не является преувеличенным. В лице г. Рериха мы положительно приобрели замечательного мастера панно. Много ещё хорошего на Весенней выставке. <...>
В общем, выставка очень интересная и совсем не декадентская, как можно бы думать, судя по прежним Весенним выставкам.

Петербургская газета. 1902. 3 марта. ? 60. С. 3.
_________________________________________


Дубль-вэ
ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА КАРТИН

В Академии художеств сегодня, 3-го марта, открывается сильно запоздавшая в этот сезон Весенняя выставка картин. <...>
Выставка почти исключительно пейзажная. Куда ни взгляни, всюду либо 'закат', либо 'последний луч', либо что-нибудь такое зелёное, что даже глаза воротит. <...>

Среди моря пейзажей, как острова, разбросаны жанровые картины и портреты. Есть также и несколько 'исторических холстов', с которых мы и начнём осмотр.
<...>
Совсем другое мы видим в картинах художника Н. К. Рериха, помещённых в небольшом круглом 'Пименовском' зале. Талантливый автор, воспроизводя картины, выразил свои идеи, свои познания и взгляды на изображаемые исторические события и сцены. Кроме художественного интереса в картинах г. Рериха есть интерес исторический. Для примера возьмём картину 'Языческое'. Она представляет вершину священного холма с языческими идолами, обнесёнными частоколом, с черепами убитых во время жертвоприношений лошадей. Ветхий старец, обходя святое место, по-видимому, сильно поражён появлением на синей дали моря целого каравана неведомых судов с красными парусами.

Картина заставляет зрителя долго любоваться на синюю морскую даль и мысленно переноситься к минувшим сценам былой старины.
Также полны интереса длинные панно 'На охоту' и 'С охоты' и оригинальная картина 'Зловещие' - группа воронов, выжидающих добычу на камнях прибрежного кургана. ...

Петербургский листок. 1902. 3/16 марта. ? 60. С. 2-3.
_____________________________________________


5 марта 1902 г. СПб.

Ив. Л[азаревский].
Весенняя художественная выставка

В залах Императорской Академии художеств открылась Весенняя художественная выставка. С каким эстетическим удовольствием осматриваешь многочисленные произведения на этой выставке! Превосходное впечатление, которое выносишь от посещения её, ещё усиливается сопоставлением экспонатов большинства передвижников и членов С.-Петербургского товарищества художников с экспонатами в Академии художеств; видно, что эти последние экспонаты исполнены талантливыми, оригинальными художниками, стремящимися вперёд в своём художественном развитии, а не застывшими на одном месте, как то мы видим по произведениям большинства участников тех двух выставок. <...>

Кто с вниманием осматривал Весенние выставки со времени их основания, не мог не заметить, что года четыре тому назад на этих выставках появились очень оригинальные по трактовке и по выбору сюжетов картины художника-археолога Н. К. Рериха: 'Гонец, восстал род на род', 'Сходятся старцы' и 'Поход' - вот названия этих картин. Они обратили внимание на молодого художника. Многие упрекали Н. К. Рериха в том, что рисунок у него слишком, так сказать, эскизен. Я далеко не поклонник эскизности в рисунке (на эскизности, по большей части, выезжают люди, не умеющие рисовать), но в произведениях Н. К. Рериха должен согласиться с его манерой рисунка. Дело в том, что возьми Рерих в своих картинах резкий, по линиям контуров, рисунок, то ему бы никогда не достичь такого настроения, такой передачи впечатления той стародавней старины, что изображает художник. Сотни, тысячи лет отделяют нас от того времени, какое воспроизводит Н. К. Рерих; за дымкой веков сглаживается определённость контуров, рельефность, чем-то сказочным, смутным немного веет от той эпохи, какую так талантливо воспроизводит молодой художник. Между прочим, теперь он выставил два декоративных мотива 'Охота'; на одном изображено преследование зверя, на другом - возвращение с охоты. По этим 'мотивам' можно судить о несомненной талантливости художника в области фресочной живописи. Было бы крайне желательно, чтобы Н. К. Рерих пошёл бы дальше во фресочной живописи, на чём у нас почти никто серьёзно не останавливался, а по этим двум мотивам 'Охоты' можно смело ожидать от художника немаловажных результатов. Из других выставленных теперь работ Н. К. Рериха сильное впечатление производит его картина 'Зловещие'. На берегу широкой реки (вода написана очень хорошо и своеобразно), на больших камнях расселись зловещие вороны. Эти вороны и общий колорит превосходно передают то настроение, которое хотел передать художник, - зловещее, таинственное настроение. С настроением его 'Волки', интересно 'Языческое' - престарелый древнеславянский жрец, всматривающийся на незнакомые, быть может, вражеские судна, плывущие вдали по реке. Хорошо передана вода и движение в небольшой работе Н. К. Рериха - 'Заморские гости' и освещение в его 'Пейзаже', изображающем старинный русский городок. ...

Биржевые ведомости. 1902. 5/18 марта. ? 62. С. 3.
_____________________________________________

Из воспоминаний....

Б.
Генерал Клейгельс в роли:
художественного критика

Оказывается, Н.В. Клейгельс был не только петербургским градоначальником, но делал экскурсии ещё и в область художественной критики. Печатных трудов не осталось, остались лишь устные предания. Литературный же багаж Клейгельса ограничивался, как известно, пожарными сочинениями вроде книги: 'Подарок молодым пожарным', настольной во всех участках и брандмейстерских кабинетах.

Года три назад художник Н.К. Рерих устраивал на Морской выставку своих картин и рисунков. Всё это должно было пройти цензуру Клейгельса. Рерих представил ему рисунки.
 
  
 

- А это что такое? - строго спросил градоначальник.
- Это, ваше превосходительство, этюды натурщиков, рисованные мною в Париже, в мастерской профессора Кормона.
- Как? Голые?
- Натура почти всегда позирует обнажённая. Её ставят для того, чтоб художники изучали в рисунке анатомию человеческого тела.
- Нельзя! Не позволю! Не разрешу! Это может оскорбить общественную нравственность.
- Но во всём мире, ваше превосходительство, выставляют этюды и рисунки мужской и женской наготы, и ничьей нравственности это не оскорбляет.
- Пускай во всём мире, а у себя в Петербурге я не позволю.
- Эти рисунки были напечатаны в художественных журналах. Следовательно, их публика видела.
- Ничего знать не хочу. кроме того, по правде говоря. они исполнены весьма неважно. Вот видите, здесь коленка не на месте, потом эта рука. вам надо учиться рисовать.
Рерих улыбнулся.
- Но, позвольте, генерал, эти рисунки работались под указаниями Кормона, и он выпустил их из мастерской, а ведь Кормон - знаменитый профессор.
- Мало ли что Кормон? А вот я их нахожу слабыми.
Строгий художественный критик Н.В. Клейс не одинок:

Биржевые ведомости. 1905. 15/28 ноября. Вечерний выпуск. ? 9109.
__________________________________________________________