Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
БАЛТИЙСКАЯ ТОРГОВО - ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА

МАЛЬМЁ 1914 г.

 
 
  
 


27 Июня 1914 г. Мальмё
 
  
 

Балтийская выставка в Мальмё.
(Фото 1914 г.)

ИСКУССТВО НА БАЛТИЙСКОЙ ВЫТАВКЕ В МАЛЬМЁ

Балтийская выставка сразу подкупает посетителей грацией и простотой своего архитектурного обрамления. Если интересная выставка в маленьком Мальмё имеет целью промышленное сопоставление и культурное сближение между четырьмя экспонирующими странами: Германией, Швецией, Данией и Россией, - во внешнем её облике безусловно преобладают типические черты шведского вкуса, обретающего красоту предметов в их очевидной целесообразности, тяготеющего к чётким и лёгким очертаниям, без притязания на монументальность и пафос взвинченных пропорций, - к светлой, акварельной, без контрастов светотени, красочной гамме и той, хоть и несколько материальной и внешней, но изящной жизнерадостности, которой вообще отличены привлекательные формы шведской общественности.

Замечательный зодчий Фердинанд Боберг, построивший выставку, внёс к тому же в своё задание черты чрезвычайно любопытного провинциализма, чутко использовав пережитки местных строительных традиций эпохи феодального средневековья и господства Ганзы, некогда всемогущей на южных скандинавских побережьях; столь модное в Швеции, но слегка слащавое в своей приятности сочетание белой краски с позолотой (сочетания, применённого им 5 лет назад при постройке выставки прикладного искусства в 'Зверинце' Стокгольма и вообще характерного для новейшей парадной архитектуры этой нарядной столицы), Боберг на этот раз видоизменил, оживив выбеленную поверхность павильонов 'рустичной' красной черепицей круглых куполов и высоких крыш, нисходящих крутыми ступенями. Он украсил, далее, приземистые здания-ангары высокими и стройными фасадами, своеобразно расчленёнными рядами узких, прямоугольных пролётов, придающих громоздким машинным и промышленным корпусам характер чрезвычайной лёгкости и воздушности, тактично использовал для некоторых отделов (напр., рыболовного) ресурсы народного деревянного строительства, подсказанные бытом, вознёс над ансамблем выставки крупный и стройный силуэт центральной башни, связал отдельные части галереями романских аркад: созвучное единство его плана, объединившего в симметричной игре плоскостей и масс цикл разнородных строений, зыбкие поверхности бассейна, фонтана и пруда, клумбы парка, 'перголы' с ползучими растениями, - таково. что даже павильоны прочих балтийских держав, возведённые независимо от общего замысла, не нарушают бодрой и изысканной прелести целого. Быть может, суждение зодчего профессионала способно было бы ограничить это превосходное впечатление доводами, от меня ускользающими: но на мой взгляд 'Балтийская' - наиболее рационально задуманная и красиво выполненная из многих международных вы-ставок, которое случились мне обозревать за последние годы.

В некотором намеренном отдалении от основного круга, заключающего средоточие выставки, с его суетой и деловитым оживлением временного промышленного центра, ''procul negotiis' [вдали от дел (лат.) ред.], по ту сторону искусственного бассейна расположился построенный в том же модернизированном 'скопийско' стиле Дворец Искусств; здесь обильно представлены новейшие художественные достижения четырёх участвующих стран - или, вернее, пяти, ибо хоть Финляндия и выставляет под общим с Россией заголовком и в смежных помещениях, экспонаты сгруппированы, разумеется, самостоятельно. Это внушительное собрание произведений искусства - результат настойчивых и просвещённейших усилий вице-президента Балтийской выставки, шведского художника проф. Бьёрка, осуществлённый им самостоятельно, без помощи или, вернее, без помехи комитета или жюри, при содействии одних лишь заинтересованных художников.

При первом посещении дворца духа не хватает приступить к общему обзору, обещающему много любопытной новизны, пока поспешно не удостоверишься, что в русских залах всё благополучно.
Во-первых. Из горького опыта известно, что тут всегда можно ожидать худшего, позорной официальной лжи о нашем искусстве, - а к тому же русский промышленный павильон, хоть и построенный вовсе уж на так дурно, как находят, поразил крайней незначительностью и даже количественной скудностью своего содержимого (если этим исчерпываются русские интересы и возможности в Скандинавии, нужно ли было участвовать вообще?)

К счастью, русские залы производят, к чести устроителя, хорошее впечатление, несмотря на некоторые неожиданности и промахи, а главное, на чрезвычайное скопидомство, недоверчивость и непатриотичность русских собирателей - предмет недоумённых жалоб проф. Бьёрка. <:>
Средоточием выставки являются залы Серова и Рериха; превосходное впечат-ление от цикла портретов первого омрачается лишь присутствием поразительно вялогои аморфного портрета графа Витте - одной из немногих мёртвых точек покойного мастера; Рерих, наряду с новыми эскизами декораций для постановки Метерлинка, прислал некоторые из лучших своих работ ('Бой при Керженце'), обнаружилось, что искусство прочих северных стран богато аналогиями с археологическими, декоративными и религиозными тяготениями его искусства. :

Речь. 1914. 27 июня/ 10 июля. ? 172. С. 2.
____________________________________
 
  
 

Н.К. Рерих. Сеча при Керженце. 1911.

20 октября 1914 г. Петроград.

ВЫСТАВКА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПЛЕНУ У НЕМЦЕВ
(Беседа с Н.К. Рерихом)

К немцам по-видимому, попала в плен целая выставка картин русских художников.
Среди петербургских художников по этому поводу много толков.
Речь идёт о выставке Общества 'Мир искусства', находившейся в Риме и отправленной оттуда сухим путём обратно в Россию.
По пути картины русских художников где-то застряли, и о них нет ни слуху, ни духу.
На этой выставке находились картины: Н.К. Рериха, К.А. Сомова, Ал. Бенуа, В.А. Серова, М.А. Врубеля, Билибина, Петрова-Водкина, Добужинского, Бобовского и др.

Вчера мы беседовали об этом с академиком Н.К. Рерихом.
- Выставка наша находилась в Риме, в помещении местного 'Сециссиона', и была отправлена оттуда в Россию ещё за три недели до объявления войны, - сказал Н.К. - Есть основание думать, что картины застряли где-нибудь в Германии или Австрии.
До сих пор мы не имеем абсолютно никаких сведений об участи этих картин.
Другая выставка русских художников застряла в Венеции, а третья - в Мальмё.
Что касается Венеции, то там картины будут сложены и оставлены до окончания войны.
В Мальмё тоже картины целы, но неизвестно, где они будут там находиться.
По всей вероятности, ввиду опасности морского пути, их отправят в Рос-сию через Торнео.

- Нормально ли идут занятия в школе Общества поощрения художеств? - спросили мы г. Рериха в качестве директора этой школы.
- Занятия идут нормально, но, к сожалению, состав учащихся очень изменился.
Многие ученики старших классов призваны или ушли добровольно на войну, а многие ученицы пошли в сёстры милосердия.
Прямо не видишь знакомых лиц!

- Будет ли чем-нибудь ознаменовать наступающий 31-го октября 75-летний юбилей существования вашей школы?
- Конечно, никаких торжеств не будет, а состоится соединённое заседание комитета и педагогического совета, на котором один из преподавателей, г. Макаренко, прочтёт составленный им ко дню юбилея исторический очерк школы.
Р.

Петроградская газета. 1914. 20 октября. ? 288. С. 4.
_____________________________________________


20 октября 1914 г. Петроград.

В ПОЛЬЗУ ЛАЗАРЕТА ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА ДЛЯ РАНЕНЫХ.
Аукцион 'Мир искусства'

В Обществе поощрения художеств состоялся вчера второй аукцион художественных произведений в пользу лазарета деятелей искусства для раненых.

Большинство картин было пожертвовано членами и экспонентами выставок 'Мир искусства', но были и картины художников других обществ, не имеющих ничего общего с кружком, основанном г. Дягелевым.
Было странно как-то видеть под одним флагом и на одной выставке таких разных художников, как Серов и Ризниченко или Петров-Водкин и Бертгольц:
Война незаметно объединила враждующие художественные кружки, и все они, забыв старые счёты, стремятся теперь к одной цели: помочь раненым.
Вчерашний аукцион собрал народа.

В маленькой зале, где шла продажа картин с молотка, трудно было дышать.
За зелёным столом восседал Н.К. Рерих и другие 'старейшины' 'Мира искусств'. Роль аукциониста исполнял г. Прокофьев, отлично справлявшийся с своим делом.

Для характеристики вкусов публики достаточно привести такой пример. Маленький рисуночек Серова, сделанный в каких-нибудь 10-15 минут, пошёл за 127 рублей, следовавшая за ним акварель профессора Лагорио - всего за 20 рублей.
Вообще все так называемые 'новаторы' котировались гораздо дороже, чем профессора и академики.

С особенным интересом публика ждала К.А. Сомова, и его прекрасная акварель 'Маскарад в парке' пошла за 600 руб.
Сравнительно по высокой цене пошли картины Н.К. Рериха, Серова, Лансере, Остроумовой, Кустодиева, Добужинского и других.

Кстати, каким образом на аукцион попали акварели Л.С. Бакста, относящиеся к 1894 и 1891 году?
Насколько нам известно, художник 'отрёкся' от своих произведений этой кисти и едва ли будет доволен появлением их на выставке.
Аукцион окончился в седьмом часу вечера и дал выручку 8460 рублей.
Вместе с предыдущим аукционом через руки г. Рериха прошло в пользу раненых больше 14 тысяч рублей.
Любопытно отметить, что некоторые рисунки, в особенности театральные костюмы, пошли дороже, чем на выставках.
Р.

Петроградская газета. 1914. 20 октября. ? 288. С. 5.
_______________________________________________


27 октября 1914 г. Петроград
Выставки

В ПОЛЬЗУ ЛАЗАРЕТА ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА
В художественном бюро г-жи Добычиной на Марсовом поле, 7 открылась вчера 'Выставка картин в пользу лазарета деятелей искусства'.
Вернисаж привлёк около тысячи человек гостей, и уже многие художественные предметы проданы, но, разумеется, осталось ещё немало прекрасных и просто хорошеньких картин и фарфоровых скульптур. <: >

Во главе русского модернизма в настоящее время следует поставить Н.К. Рериха, картина которого 'Дела человеческие' имеется на выставке. Она - в богатых и глубоких пурпурных тонах, на фоне которых выделяется группа философов из голубо-молочного цвета, который знаменует собою вечность потусторонней мудрости, констатирующей с высоты своей объективности хрупкость человеческих деяний, олицетворённых на картине грудою беспорядочно разбросанного строительного материала на манер кубиков:

Биржевые ведомости. 1914. 27 октября / 9 ноября. Вечерний выпуск. ? 14459
__________________________________________________________________

****************************************************************************

НОЯБРЬ

7 ноября 1914 г. Петроград.

К ОТКРЫТИЮ ВЫСТАКИ 'ИСКУССТВО СОЮЗНЫХ НАРОДОВ'

В субботу 8 ноября в зале Общества поощрения художеств состоится вернисаж, а в воскресенье открытие первой выставки 'Искусство союзных народов', устраиваемой комиссией художников при Общине св. Евгении в пользу раненых воинов и пострадавших от войны жителей союзных стран.
Выставка представляет выдающийся интерес, так как картины старинных мастеров фламандских, английских, французских и польских (от XVI в. До второй половины XIX в.) собраны из малодоступных частных коллекций гг. Адабаша, кн. Аргутинского-Долгорукова, Александра Н и Л.Н. Бенуа, библиотеки Академии художеств, французского и английского посольств, П.П. Вайнера, Дружинина, А.В. Кривошеина, Поплавского, Н.К. Рериха, Родоканаки, С.И. Шидловского, гр. Е.В. Шуваловой, Щавинского и др. Всего будет выставлено до 300 произведений. Наряду с крупнейшими именами (Рубенс, Йорданс, Ван Дейк, Брейгель, Грёз и др.) - весьма редкие произведения старинных мастеров, не попадающиеся в галереях. Выставка очень хорошо устроена. В глубине зала под старинным гобеленом эстрада, где по понедельникам гг Зилоти и Коутсом будут устраиваться музыкальные вечера.

Речь. 1914. 7/20 ноября. ? 301. С. 6.
_______________________________


Из архива Н.К. Рериха:
Программа музыкальных вечеров Выставки Искусство Союзных Народов

ВЫСТАВКА "ИСКУССТВО СОЮЗНЫХ НАРОДОВ"
(Морская, з8)

25 Ноября, вторник - объяснение С.П. Яремича в 3 ч. дня.

27 Ноября, четверг - квартет под руководством Ф.М. Блюменфельда
от 4 до 6 ч. Плата за вход 1 руб.

30 Ноября, воскресенье - придворный оркестр под управлением г. Варлиха
от 3 до 5 ч. Плата за вход - 1 руб.

1 Декабря, понедельник - музыкальный вечер при участии известных артистов под руководством Ал. Коутса.
Начало в 8 час. Плата за вход - 3 руб.

6 Декабря, суббота - придворный оркестр под управлением г. Варлиха от 3 до 5 ч. Плата за вход - 1 руб.

Отдел рукописей ГТГ ф.44/823 1л.
____________________________


9 ноября 1914 г.
ВЫСТАВКА СОЮЗНЫХ ГОСУДАРСТВ

Сегодня, 9-го ноября, открывается выставка 'Искусства союзных государств', т.е. Англии, Бельгии, Франции и Польши. Весь чистый доход с выставки поступит в пользу раненых воинов и пострадавшего населения Бельгии (Фландрии), Польши и Франции. Во главе выставки стоит выставочный комитет с председателем его в лице Н.К. Рериха.

В беседе с нашим сотрудником Н.К. Рерих так характеризует идею выставки:
- В настоящее время устроить выставку из частных коллекций было чрезвычайно трудно, и, тем не менее, мы общими дружными усилиями собрали до 350 произведений, среди которых многие публике ещё не известны. Задача предстоящей выставки заключается в стремлении ознакомить публику с характером основных элементов творчества союзных и дружественных нам народов. Выставка обнимает искусство Англии, Фландрии (Бельгии), Франции и Польши. Искусству Японии и дружественных нам балканских народов будет посвящена вторая выставка.
Я надеюсь, что публика сочувственно встретит выставки, так как помимо добрых целей своих выставка чрезвычайно интересна и с художественной стороны. Отмечу, между прочим, что польский отдел составлен из материалов, любезно выданных нам Императорской Академии художеств, и представляет собой малоизвестные виды городов, к которым невольно теперь приковано наше внимание, и чрезвычайно интересные сцены польской жизни XVIII века.
Цель нашей выставки совершенно ясна: пусть в те минуты, когда всё государство служит общей идее освобождения от варварства и милитаризма, и искусство принесёт посильную дань великому народу!

Биржевые ведомости. 1914. 9/22 ноября. Утренний выпуск. ? 14484. С. 5.
______________________________________________________________