Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

1908 г.
**************************************************
 
25 марта 1908 г. Одесса.

ВЫСТАВКА КАРТИН ЖУРНАЛА 'В МИРЕ ИСКУССТВ'. I.

Беру самых даровитых из экспонирующих на выставке. Вот они: Ник. Рерих, Конст. Сомов, Врубель. Анисфельд и Ал. Бенуа. Проследим по порядку.
Н. Рерих, по меткому определению Ник. Беляшевского ('В мире искусств' ? 3) - поэт нашего детства. Не в узком смысле, не нашего 'вчера', а детства всей нашей многовековой культуры, вернее, некультурности. Но не с осуждением, не с заносчивой целью поучать создаёт Н. Рерих мотивы нашего далёкого прошлого. Во всей нашей отечественной культуре, выраженной в художественных образцах, мы наблюдаем постоянное борение почвенного, славянского элемента с греко-византийским. В искусстве, как и в религии, взял верх византизм. Это прекрасно выяснил Вл. Соловьёв, и свидетельствуют об этом такие крупные отечественные художники-византийцы, как Виктор Васнецов и Нестеров. Но византизм - не детство, это возраст мужающей зрелости. И Рерих, игнорируя влияние царьградских традиций, ищет вдохновений не в канонических преданиях церкви, а в живой душе народной, в былинах, в сказках, в её непосредственной, наивной, детской душе. Здесь нет места фальсифицированному модничанью.
 
  
 

Н.К. Рерих. Ковёр-самолёт. 1907-1908.

Как и всякий непосредственно чувствующий и непосредственно верующий человек, Рерих - глубочайший пантеист. Вам рассказывали в детстве сказку про волшебника, летающего через леса и горы, над городами деревнями на ковре-самолёте? Рерих воспроизвёл эту сказку. Причудливо изогнулся ковёр-самолёт и изобразил собою летающее чудовище-рыбу.
Беря сюжет из мира фантастического, художник подмечает черты глубоко реальные и тем увереннее вводит вас в свой чудный мир фантазий и грёз.
Секрет этот, над которым бились художники двух-трёх поколений, вполне разгадан лишь теперь. Началось это с того самого момента, когда натурализм, в стиле покойного Н.Н. Ге, дойдя до последних пределов, до своего конечного завершения, забрёл в тупик, из которого не мог выбраться. Спасла искусство великая и вечная фантазия.

Немецкий Гольбейн два столетия назад, изображая какого-то бюргера, дошёл до того, что нарисовал в его зрачках окна своей мастерской. Это было время застоя и - фантазия его не спасла. К нам на выручку пришёл западный импрессионизм. - Важен не зрачок, сказал он, а душа, которая в нём светится. И сдвинутая с места гора натурализма сейчас же рассыпалась в прах, из которого выросло новое, могучее и великое движение. Такие моменты в истории культуры близко напоминают революцию. Фарисеи и ложные жрецы искусства, ослеплённые дерзостью нового яркого света, вопиют о светопреставлении и гибели. Молодёжь победоносно шествует вперёд, в корне уничтожая старые традиции, издеваясь над ними и презирая отсталых. Этот период нами уже пройден, пыл победы утих, и настала пора мирной и спокойной работы. Сейчас только подведённые итоги дали следующие результаты: нет искусства натуралистического и нет 'искусства для искусства'. И то и другое - не действенно, не жизненно, не зовёт к будущему, следовательно - не реально. Реально лишь вечное. В нём нет 'правды' настоящего, но в нём правда будущего. Пусть во всём произведении отсутствует то, что свидетельствует о живых, осязаемых формах, но пусть живёт в нём дух будущего, действующего человека. Искусство от популяризации, от поучения, от фарисействования перешло к религии, к проповеди вечного, у утверждению души. Слабый человеческий язык, подыскивая названия новому движению, постепенно, от термина 'натурализм' перешёл к 'импрессионизму', к 'декаденству', 'символизму' и вернулся к новой истинной реальности. И мы смело и уверенно причисляем всех наших молодых художников: и архаического Рериха, и стилизованного Бенуа, и символического Ансфельда - к истинным поборникам нового, реалистического - потому что единственно понятного современной душе - искусства.
 
  
 

Н.К. Рерих. Поединок. 1907.

Вот на картине Н. Рериха 'Поединок' двое рыцарей сталкиваются в ратном бою. На синеющей отлогости холма стоит замок. Ничего не видно в тумане сизого воздуха, но в сердцах рыцарей бьётся надежда и уверенность в победе. Её, быть может, подкрепляет мечта, что в одном из маленьких окон замка стоит та, во имя которой столкнулись две человеческих жизни в смертном бою. Здесь нет ни намёка правды - натуралистической, но здесь есть глубокая правда искусства.

Не менее глубок и другой художник-пантеист - Б. Анисфельд. В нём совершенно отсутствует та наивная вера в чудо возрождения и расцвета, та радостная мечта о вечной красоте, которая сквозит в каждом штрихе, в каждой мелочи певца нашего детства - Рериха. Анисфельд всегда чем-то омрачён и озабочен. Природу он любит до самозабвения. Стыдливо отдаляясь от людей, он уводит к далёким полям, к широким разливам рек, к просторному небу. Он бродит среди них с какой-то постоянной и всюду его сопровождающей тревогой.
:::::::::::::::
Культурная прослойка, сквозь которую глядит на вас почвенная, наивная вера в природу Н. Рериха и полумистическое настроение Анисфельда - даёт совершенно иную окраску остальным из перечисленных нами художников: Врубелю, Ал. Бенуа и Сомову. последние два любопытны и как популяризаторы в живописи культуры XVII века, и как искренние поклонники того неореализма, о котором и говорил выше. Далеко в стороне стоит М. Врубель с его суровым, аскетическим исканием, с ореолом мученичества в мятущейся, израненной душе. к сожалению, выставленные этими художниками вещи не могут дать материала для более исчерпывающей характеристики, какую мы надеемся дать когда-либо в другой раз. Отметим лишь интересную 'Pieta' (эскизы) Врубеля, изображающую всечеловеческую скорбь Богоматери. Работы Ал. Бенуа несколько сухи и рассудочны. В них, во всяком случае, чувствуется гораздо больше любви и знаний, нежели настоящего творческого вдохновения. :.

Л. Камышников.

Одесские новости. 1908. 25 марта / 6 апреля. ? 7476.
Так же: В мире искусств. 1908. Апрель. ? 4.
__________________________________________


ЛОНДОН 1908.

6 июня 1908 г.
Русские художники в Лондоне

В скором времени в Лондоне русскому искусству предстоит одержать ещё одну достопримечательную победу.
В летнем сезоне на берегах Темзы открывается первая международная выставка 'Союза объединённых художников' ('Association de l"Alliance artistique'). Среди учредителей союза, основанного в декабре прошлого года, выделяются Франк Бренгуин, Вальтер Крэн, А. Гаррисон, Джон Лавери, А. Паттерсон, Л. Пизарро, Ж. Рафаэлли, Н. К. Рерих, Теодор Руссель, Т. Стенлейн, Я. Сван, княгиня М. К. Тенишева, Биллет, Филипп Лашло и мн. др. европейские художники.

Периодические выставки нового лондонского 'союза' будут знакомить английскую публику со всеми течениями современного искусства.
Ввиду чрезвычайного успеха выставки некоторых русских художников, организованной в минувшем декабре в Париже, комитет 'союза' счёл возможным предоставить этой же группе полностью два зала в выставочном королевском здании 'Альберт-Холл'.

Самым крупным явлением на выставке русской группы, как и в Париже, окажутся сто двадцать вещей Н. К. Рериха, своеобразное дарование которого достигло полного расцвета. Наш молодой ещё мастер с равным искусством владеет всеми способами: масляными красками, tempera, акварелью и пастелью. Оригинальные по замыслу, отмеченные яркою индивидуальностью, картины Н. К. Рериха поражают и своими размерами: таким обилием творческой силы вряд ли обладает кто-либо из современных европейских художников.

Всему вообще русскому отделу на выставке в Лондоне придаёт национальный характер убранство народными тканями, кружевами и вышивками, сработанными в Смоленской губернии крестьянами, под руководством княгини М. К. Тенишевой. Сама она как художница выступает со своими изящными эмалями, которые обратили на себя большое внимание знатоков в Париже. Эти эмали - пока единственная попытка возродить древнейшее русско-византийское производство. Русская архитектура блеснёт работами художников А. Щусева и В. Покровского, которым доставили столь громкую и заслуженную известность стильные сооружения - соборы в Почаеве и Овруче, церковь на Куликовском поле, храм на Пороховых заводах, в С.-Петербурге и пр.

Талантливый рисовальщик и иллюстратор И. Я. Билибин даст ряд русских сказочных и былинных мотивов и образцов декоративной графики. В скульптурном отделе будут фигурировать 'Илья Муромец' и некоторые другие работы недавно выступившего на выставках ваятеля К. К. Payша фон Траубенберга.

Весь отдел подобран с целью отразить широко понятое современное национальное русское искусство, производящее столь глубокое впечатление за границей.

Биржевые ведомости. 1908. 6/19 июня. Вечерний выпуск. ? 10539. С. 5.
_________________________________________________________________


8 июня 1908 г. СПб.
Русская выставка в Лондоне

В конце июня в Лондоне открывается выставка русских художников по инициативе художника Н. К. Рериха, причём в ней будут участвовать лишь представители нового направления в русском искусстве. Между прочим, на этой выставке будут экспонированы коллекции русских кустарных изделий школы и классов при имении княгини Тенишевой.

Петербургская газета. 1908. 8 июня. ? 155. С. 4.
_________________________________________


12 июня 1908 г.
Художественные новости

С наступлением летнего сезона разъехались из города почти все представители художественного мира.
Художник Н. К. Рерих уехал на днях в Лондон, где вскоре откроется выставка его произведений, художественно иллюстрирующих эпоху древней Руси времён первых князей. ...

Петербургский листок. 1908. 12/25 июня. ? 159. Четверг. С. 2.
_______________________________________________________