Предыдущая   На главную   Содержание
 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

1918 г.
********************************************************
 
5 ноября 1918 г. Стокгольм.
Из зарубежной прессы

ВЫСТАВКА ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОГО РУССКОГО ХУДОЖНИКА В СТОКГОЛЬМЕ.
(Профессор Николай Рерих о современном русском искусстве).

Те, кто подробнее познакомился с русской художественной выставкой в Мальмё в 1914 г., очевидно, был заинтересован и немного поражён её содержанием и, конечно, запомнил имя - Николай Рерих. Однако, для знатоков современной русской живописи это имя не было новым. Носитель этого имени был уже долгое время известен, несмотря на свою относительную молодость - 45 лет, он являлся владельцем большого собрания предметов искусства, имеющего международное значение. Но широкой шведской общественности он вряд ли был знаком. Началась война, выставка была закрыта, но картины остались в Швеции, так как доставка их обратно в Петроград была сопряжена с большим риском. Сейчас художник сам здесь, первый раз в Швеции, и готовит выставку как из тех картин, которые оставались в Мальмё, так и из части новых. Выставка будет располагаться в зале Гуммесона и открывается для публики в следующее воскресенье.

Профессор Рерих прибыл в Стокгольм последним пароходом из Финляндии, где он проживает в течение года или можно считать с начала большевистской революции, в Кёксгольском уезде в ладожских шхерах, в одном поселении, которое понравилось ему как своей красивой природой, так и своим своеобразным смешением культур. Здесь встречаются восток и запад, здесь видишь типичные православные церкви, их своеобразное расположение, и здесь же находятся самые крайние очаги скандинавской культуры. Профессор Рерих охотно хотел бы разместить в этих местах родину варягов и, учитывая его большой интерес к археологии, найти следы колыбели поблизости от одного озера, расположенного к северу от Ладоги, которое называется Рюрикское озеро.

Сам художник гордится тем, что, возможно, его род имеет скандинавские корни, он не говорит об этом прямо, но, однако, шутит, что слова Рерих и Рюрик имеют что-то схожее между собой. Интересом к варяжским традициям объясняется его любовь к тем местам, которые связаны с деятельностью варягов. Например, Новгород и Псков, мотивы о жизни викингов, возможно, с русским восприятием, но снова и снова появляются в его работах с каким-то мистически-аллегорическим оттенком.

Мистика также накладывает свой отпечаток на спокойного светловолосого художника, на его деликатные высказывания и на его слегка затуманенный взгляд. Среди его картин можно отметить 'Град обречённый': белый и спящий город среди гор, обвитый огромным огненно-красным змеем. Она написана в 1913 г., но в картине ощущается предвидение большевизма. О картине 'Ангел последний' можно сказать, что это аллегорически-пророческое произведение, написанное в том же самом году. Это может быть аллегорией мировой войны, и здесь трудно отказаться от мысли, что картина создана под влиянием мистического вдохновения. Почти всё его искусство несёт этот отпечаток, везде встречаешь своеобразную русскую душу, которая ведёт художника по сказочному миру и легендарной святой земле. И это не случайно, что он даже создал изысканные декорации для пьес Метерлинка: 'Слепые' и 'Сестра Беатриса'. Его многогранности, впрочем, также хватает для пейзажей, портретов и эскизов костюмов.

Его выставка будет состоять более чем из сотни работ, часть уже известных из Мальмё, часть только что доставленных из Финляндии. Профессор мог бы показать нам намного больше, если бы не положение в России, заставившее его отправиться в изгнание, покинуть свой дом в Петрограде со всеми ценными предметами искусства, о судьбе которых ему ничего не известно. Многие из его произведений, которые находились в общественных или частных коллекциях, уже уничтожены революционными варварами. Но он говорит, однако, что в определённой степени это может быть хорошим временем для искусства или художников сейчас в России! Именно сейчас в России покупают намного больше картин, чем когда-либо, не государство и музеи, а частные персоны, новые пролетарские капиталисты, и платят они хорошо.

Но в целом для развития искусства Россия не является сейчас благоприятной страной. Многие художники и писатели находятся в изгнании; они относятся к интеллигенции, которая должна быть уничтожена. Каждый, кто остался, должен вступить на большевистский путь: писатель Максим Горький и великий певец Шаляпин. Многие же были убиты или бежали. В Финляндии сейчас находится писатель Леонид Андреев, там же живёт Репин, которые были бы убиты или умерли от голода, если б остались в России. И количество беженцев непрерывно растёт. Однако в этом году в России было издано не менее двух прекрасных работ о Рерихе и его искусстве.

Сам профессор Рерих хотел бы поселиться в Швеции, и он уже обратился к шведскому правительству о выдаче вида на жительство, осталось лишь найти жильё, но этот вопрос может быть быстро решён. Во всяком случае, он для начала будет оставаться здесь в течение месяца. Из шведских художников знает он и любит профессора Бьёрка и Цорна, и ему очень нравится искусство Карла Ларссона, которое сильно отличается от его собственного искусства. Позже выставка профессора Рериха переедет в Копенгаген и впоследствии, возможно, в другие крупные скандинавские города.

Dagens Nyheter (Швеция). 1918. 5 ноября. Помещены илл. картин Н. К. Рериха: 'Звон колоколов', 'Старый король', 'Град обречённый' и фото: 'Профессор Н. Рерих'. Перевод со шведского В. А. Цейтлина.
___________________________________________________________


8 ноября 1918 г. Стокгольм

Из зарубежной прессы

НИКОЛАЙ РЕРИХ
Интересная выставка русского художника

В России в данное время эпоха варягов, и это легко понять, что невыносимые нынешние условия должны иметь сдерживающее влияние на всю культурную деятельность, не исключая и искусство. Мы, в особенности в последнее время, здесь, в Стокгольме, часто соприкасаемся с французским, немецким и финским искусством, если не говорить о ещё двух соседних странах, но русское искусство видим мы редко. И это печально, ибо русское искусство так своеобразно и ново, что может в высокой степени разбудить наш интерес. Русское искусство в большей степени, чем искусство других стран, имеет национальные корни, поэтому оно также имеет свой мощный чистопородный стиль. Будем также надеется, что ужасное брожение в России не будет продолжаться долго и русское искусство сохранит свои силы для новых творческих импульсов.

Николай Рерих, которого вероятно многие помнят ещё по Балтийской выставке, представляет собой одну из современных, наиболее творческих действующих сил России. Несмотря на скандинавское происхождение по отцовской линии, он проявляет себя в своём искусстве истинно русским художником. Древнерусским легендам и сказкам, которые он особенно любит, придаёт он, используя своё личное восприятие с богатой фантазией, мистически-религиозное звучание. Для того, кто любит живопись не только за форму и цвет, следует посетить выставку в зале Гуммесона и ближе познакомиться с творчеством выдающегося русского художника.

Кроме древнерусских сказочных мотивов из времён варягов и викингов на русской земле, в его творчестве присутствуют исторические и аллегорические темы, а также портреты, фрески и театральные декорации, среди которых можно назвать декорации к спектаклю 'Пер Гюнт' для лучшего драматического театра Москвы.

В творчестве Рериха присутствует часто поэтическое или религиозное содержание, определяющее как цвет, так и форму, и ча┐сто даже технику письма. Характерным в его творчестве является то, что не надо искать слишком многого на поверхности, гораздо больше можно найти в его сильных личных чувствах и своеобразном восприятии, которое всегда ощущается в его картинах. Для Рериха искусство, по-видимому, не цель, а средство. При быстром взгляде может он казаться довольно колеблющимся и трудно найти эту красную нить, пока не рассмотришь его произведения ближе.
 
  
 

Варяжское море. 1910.

В больших декоративных картинах создаёт он мощные формы, как, например, в 'Варяжском море', где величественные дракары образуют широкую дугу и придают композиции силу, или в 'Вечере', где деревья стоят, как часовые, рядом с группой мужчин, которые сидят на корточках, окружённые пустынным пейзажем. Ошеломляющая монументальная работа 'Тайный ход' с тёмными, мрачными, напоминающими крепости зданиями на фоне ясного ночного неба. Картине 'Покаяние', написав серую запруду и создав мотив безысходности, придаёт он великолепное толкование. И в картинах 'Праотцы' и 'Заклинание' даёт он полный ход своей фантазии. Чем ближе он приближается к сказке, тем больше выигрывает изображение в силе и выражении. И отдельно стоящее произведение 'Сказ о святом Меркурии Смоленском' выражено сухо и напряжённо. В серии 'Героика' создаёт он произведения полные чувств, картина 'Вечное ожидание', с атмосферой глубокого молчания, принадлежит к его одной из самых сильных и выразительных работ.
 
  
 

Вечное ожидание.

Цвет часто суховат и землист, и чаще всего полное отсутствие мягких переходов и оттенков делают колорит жёстким и безжизненным. Но эти недостатки, в общем, покрываются мощным написанием линий и поверхностей и живостью изображения.

O-dh

Svenska Morgonbladet (Швеция). 1918. 8 ноября. Помещена илл. картины Н. К. Рериха 'Изба смерти'. Перевод со шведского В. А. Цейтлина.