Предыдущая   На главную   Содержание
 
ВЫСТАВКИ Н.К. РЕРИХА

1920 г.
*************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

Выставка картин Н.К. Рериха в Лондоне, в галерее Гупил. (28 апреля 1920 г.)
*********************************************************************


28 апреля 1920 г.

А. Руманов
ВЫСТАВКА Н. К. РЕРИХА
От нашего корреспондента в Лондоне

28-го апреля в галерее Гупил открыта обширная (198 номеров) выставка произведений Рериха, составившая крупное художественное событие Лондона.

Лик Рериха сложен. К сокровищу его многообразного творчества подходы были трудны. Но зато, овладев путями мастера, открыли в них чудесные ценности. Во Франции Рериха сравнивают с Гогеном. На юге находят что-то общее с Монтигельмом. В Финляндии Рериха считают сродственным Галлену. В Норвегии ищут сходство с Мунком. В Дании мастера называют 'Метерлинком в живописи'. В Стокгольме находят восточное сродство - японское и индокитайское. В Праге Рериха называют византийцем. Испания Рериха сравнивает с песнями Рабиндраната Тагора. В России Рериха сравнивают с Врубелем,

Нестеровым, Суриковым. Так велика индивидуальность Рериха. Если взять многочисленные монографии о мастере, то вас поражает разнообразие подходов к творчеству Рериха. Мистик, теософ, путник, самоуглублённый искатель, многознающий и хранящий. В России всё чаще приходится слышать: рериховская туча, рериховский дым, гора, как у Рериха, вороны Рериха. Возникает как бы особый мир Рериха. Очарованная особая страна Рериха. При разнообразии красок, при неожиданности способов исполнения, при различности материалов для выражения, у Рериха мы уже теряем устремление к технике и забываем о сюжете.

Перед нами вырастает особый духовный мир, властный своей убедительностью, притягательный своей простотой, прекрасный своей искренностью. В вечных исканиях Рерих кристаллизует своё искусство, находит новое обобщение линий, новое преломление красок. Свою выставку мастер назвал: 'Очарования России'. Этот художник, всегда любящий Россию, и здесь остался верным себе. И сейчас особенно дорого его творчество, творчество своеобычное, так непохожее на окружающее нас многое современное; в нём мы прикасаемся к особому миру. Там свои законы, там своя связь, но правда там та же - убедительность, красота и прозревающая значительность.

Около картин Рериха хочется тишины - будут ли это пейзажи со скалами и далёкими озёрами - будут ли это картины древней жизни, или образы, полные пророческих указаний. Хочется доверчиво подойти к тому общему языку, который лишь один может помочь разрозненному человечеству. Неотъемлемо входя в группу лучших русских художников - Серова, Врубеля, Сомова - Рерих заслуженно пользуется всемирною известностью. И на выставке в галерее Гупил, среди разновременных произведений мастера, обозначается ясно, что он идёт вперёд с новыми силами и краски его и ранее сильные и певучие становятся ещё сильнее и кристальней, а неисчерпаемость образов по-прежнему бесконечна. Драгоценно, что Россия может показать Европе искусство.

Последние новости (Париж). 1920. (На русском языке).
Публикуется по изданию: Н.К. Рерих (1919-1920) Материалы к биографии.СПб. Коста. 2011.
________________________________________________________