Предыдущая   На главную   Содержание
 
ВЫСТАВКИ Н.К. РЕРИХА

1920 г.
*************************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

Выставка картин Н.К. Рериха в Лондоне, в галерее Гупил. (28 апреля 1920 г.)
*********************************************************************


28 апреля 1920 г.

А. Руманов
ВЫСТАВКА Н. К. РЕРИХА
От нашего корреспондента в Лондоне

28-го апреля в галерее Гупил открыта обширная (198 номеров) выставка произведений Рериха, составившая крупное художественное событие Лондона.

Лик Рериха сложен. К сокровищу его многообразного творчества подходы были трудны. Но зато, овладев путями мастера, открыли в них чудесные ценности. Во Франции Рериха сравнивают с Гогеном. На юге находят что-то общее с Монтигельмом. В Финляндии Рериха считают сродственным Галлену. В Норвегии ищут сходство с Мунком. В Дании мастера называют 'Метерлинком в живописи'. В Стокгольме находят восточное сродство - японское и индокитайское. В Праге Рериха называют византийцем. Испания Рериха сравнивает с песнями Рабиндраната Тагора. В России Рериха сравнивают с Врубелем,

Нестеровым, Суриковым. Так велика индивидуальность Рериха. Если взять многочисленные монографии о мастере, то вас поражает разнообразие подходов к творчеству Рериха. Мистик, теософ, путник, самоуглублённый искатель, многознающий и хранящий. В России всё чаще приходится слышать: рериховская туча, рериховский дым, гора, как у Рериха, вороны Рериха. Возникает как бы особый мир Рериха. Очарованная особая страна Рериха. При разнообразии красок, при неожиданности способов исполнения, при различности материалов для выражения, у Рериха мы уже теряем устремление к технике и забываем о сюжете.

Перед нами вырастает особый духовный мир, властный своей убедительностью, притягательный своей простотой, прекрасный своей искренностью. В вечных исканиях Рерих кристаллизует своё искусство, находит новое обобщение линий, новое преломление красок. Свою выставку мастер назвал: 'Очарования России'. Этот художник, всегда любящий Россию, и здесь остался верным себе. И сейчас особенно дорого его творчество, творчество своеобычное, так непохожее на окружающее нас многое современное; в нём мы прикасаемся к особому миру. Там свои законы, там своя связь, но правда там та же - убедительность, красота и прозревающая значительность.

Около картин Рериха хочется тишины - будут ли это пейзажи со скалами и далёкими озёрами - будут ли это картины древней жизни, или образы, полные пророческих указаний. Хочется доверчиво подойти к тому общему языку, который лишь один может помочь разрозненному человечеству. Неотъемлемо входя в группу лучших русских художников - Серова, Врубеля, Сомова - Рерих заслуженно пользуется всемирною известностью. И на выставке в галерее Гупил, среди разновременных произведений мастера, обозначается ясно, что он идёт вперёд с новыми силами и краски его и ранее сильные и певучие становятся ещё сильнее и кристальней, а неисчерпаемость образов по-прежнему бесконечна. Драгоценно, что Россия может показать Европе искусство.

Последние новости (Париж). 1920. (На русском языке).
Публикуется по изданию: Н.К. Рерих (1919-1920) Материалы к биографии.СПб. Коста. 2011.
________________________________________________________

1 мая 1920 г. Лондон

'ОЧАРОВАНИЯ РОССИИ' НА ХОЛСТЕ - МИФОЛОГИЯ И МИСТИЦИЗМ

Картины революции
Открытие Королевской академии на этой неделе заставляет подвести итог рассмотрению других выставок.
Николай Константинович Рерих, большая коллекция работ которого под общим названием 'Очарования России' сейчас представлена в галерее Гупил, замечателен в основном как создатель образов в области Северной мифологии и мистицизма. Там он чувствует себя как дома; и чуткость, с которой он оформлял сцены для 'Князя Игоря', 'Пер Гюнта' и для нескольких пьес Метерлинка, даёт общее представление о его хорошем вкусе и способностях. Как художник, Рерих обладает способностью обобщать основные черты любой сцены в манере изображения, которая является в одно и то же время строгой, ясной и декоративной.

Подстёгивая воображение
Не менее значительными его работами в галерее Гупил являются некоторые пейзажные эскизы, такие как 'Утёсы' и 'Синие горы. Кавказ'. Они показывают, что он имеет хорошую основу для многих своих воображаемых сюжетов. Возможно, наиболее удавшимися его работами являются те, которые вдохновлены 'Вечной сказкой' - цитируем одно из его собственных названий - и религией. Из последних, две: 'Покаяние' - одинокая фигура, бредущая под снегом к церкви, и 'Приют' - стро-ение в романском стиле на пустынном склоне холма с солнцем, просвечивающим через верхушки пихт, и той же одинокой фигурой перед входом - особенно хорошие примеры. Они будоражат воображение, подобно старинной музыке, и очень хорошо выполнены.



Покаяние. 1917. Приют (Белый монастырь). 1920.

Русская мифология, особенно связанная с доисторическими периодами, насчитывает несметное количество сюжетов и тем, в которых есть цикл, как будто бы иллюстрирующий скандинавскую версию истории 'Кольца' ['Кольцо нибелунгов' опера Р. Вагнера в 4-х частях.- ред.]. Там, где художник, так сказать, отступает от текста и полагается при передаче природы на своё воображение, - он менее успешен. Во-первых, он слишком склонен потворствовать тому, что может быть названо одной из концепций искусства воображения, которую мы называем 'очень похожую на кита', т.е., иными словами, слишком склонен пользоваться возможностями случайно возникающего сходства, подсказанного сочетаниями скал и облаков. Но выставка не может не порадовать и не заинтересовать всех, кому нравится такое прочтение природы, которое глубже первого поверхностного впечатления.

Evening Standart. 1920. 1 мая.


Н.К. Рерих. Избушка. 1920.


4 мая 1920 г. Лондон.
Хроника

В ГАЛЕРЕЕ ГУПИЛ
Недавно я зашёл в галерею Гупил на Риджент-стрит посмотреть работы Николая Рериха. Его выставка называется 'Очарования России'. Это, несомненно, наистраннейшая коллекция картин, но, тем не менее, полная очарования. Как бы ни было трудно для зрителя, который никогда не был в России, вместить русские пейзажи, он, тем не менее, может оценить достоинства его картин и насладиться первозданной дикостью и хаотической простотой его цветовой гаммы. Это в высшей степени фантастично, но удивительно красиво и обладает странной привлекательностью.
Всё это особенно наглядно в серии 'Принцесса Мален', написанной для Свободного театра в Москве, где очень красив 'Сад перед замком', и живопись к опере 'Князь Игорь'. Мне понравились также 'Мельница в горах', одна из декораций для 'Пер Гюнта', и 'Красные горы', принадлежащая к тому же циклу.

'МЕТЕРЛИНК В ЖИВОПИСИ'
Художник Рерих. Хотя и не очень хорошо известен в Англии, выставлялся за границей. С его творчеством уже ознакомились многие крупные центры, также как Прага, Париж, Вена, Брюссель, Берлин, Милан, Рим, Венеция, Стокгольм и Чикаго.
Среди почестей, которыми он был удостоен в последние годы, - президенство в обществе 'Мир искусства', членами которого состояли от 40 до 50 рус-ских художников, почётное президенство в составе Женских архитектурных курсов в Петрограде и совете художественного музея, основанного Обществом поощрения художеств. Он является также членом Осеннего салона в Париже и членом Реймсской академии.
В статьях, посвящённых его работам, Рерих назван 'Метерлинком в живо-писи' и 'поэтом Севера', во Франции его сравнивают с Гогеном и Густавом Моро, в Швеции - с Мунком и Галленом; в Италии - с византийскими живо-писцами. Он является одной из сильнейших личностей в современном искусстве.

ТАЙНА ИСКУССТВА РЕРИХА
Рерих учился около года в Париже, до этого какое-то время работал в студии великого русского пейзажиста Куинджи. Его детство прошло в деревне среди лесов и гор, среди деревьев и широких просторов северных озёр. Именно там он научился понимать чудесную тайну жизни, наполняющую эти сюжеты, - той жизни, которую он с такой любовью изображает. Можно сказать, что картины Рериха полны всплывающих из прошлого первобытных воспоминаний, и в этом - половина их очарова-ния, ибо они, по существу, наивны и просты.

Globe. 1920. 4 мая.

__________________________________________________________-