Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ

1907 г.
***********************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

О. Базанкур "Русская выставка в Париже". (23 дек. 1907 г.)
*********************************************************************

23 декабря 1907 г. Париж
Хроника

О.Базанкур.
РУССКАЯ ВЫСТАВКА В ПАИЖЕ

В Париже в настоящее время на улице Комартэн помещается небольшая, но крайне удачно составленная 'Выставка современного русского искусства', которая как бы является естественным продолжением выставки древнерусского искусства, устроенной весною и летом текущего года княгинею Тенишевой в Луврском музее декоративного искусства.

'Выставка современного искусства' родилась тоже при ближайшем участии и стараниях княгини Тенишевой, и на ней, помимо произведений самой княгини и работ смоленских крестьянок, принимают участие русские художники - одни из характернейших выразителей 'национального русского возрождения' - как Рерих, Билибин и др.

Повторяется обычная известная история о 'пророках в своём отечестве'. Все французские и английские журналы полны восторженными статьями, снабжёнными множеством иллюстраций и восхваляющими как способность русского народа, так и организаторов выставки, популяризирующих русское искусство в Париже. У нас - замалчивание или, в лучшем случае, несколько величавых, снисходительных фраз. Недаром устами известного большого художника в одной из пьес нынешнего сезона преподносилось публике столько горьких, но верных истин о том невыносимо печальном положении, в котором приходится жить у нас в России всему сколько-нибудь выдающемуся, незаурядному: какой лютой, систематической травле оно подвергается!

Однако бросим лирические отступления и вернёмся к выставке.
Вот как отзываются о ней в Париже:
'Те из французов, которые питают искренние симпатии к России как свежему источнику творческих сил и мысли, хотя искусственно задерживаемых, но каждую минуту готовых хлынуть из берегов, - не сомневались, что жизнеспособный этот народ сумеет примирить два главнейших течения своей жизни: социальное и художественное. Оба стремятся к национальному возрождению, оба должны черпать силы в родной почве, вспаханной горем народным, политой его слезами и тем более ему дорогой поэтому.

Высокое значение выставки, организованной княгиней Тенишевой, - в её строе, так сказать, в безмолвном красноречии экспонатов, свидетельствующих нам, что представление наше о молодом истинно-русском искусстве было верно и что новая Россия соприкоснулась с древними традициями, о которых она, казалось, временно совсем позабыла, и теперь, для того, чтобы создать нечто новое, пышно-великолепное, - благоговейно воспринимает чистые уроки родного прошлого.

В орнаментах, вышивках и других народных произведениях причудливо сплетаются влияния тысячелетних соседей, друзей и недругов: финнов, кавказцев, черноморских греков, преображённых славянским творчеством, расцвеченных с незапамятных времён византийским пурпуром, восточной яркостью и цветистостью. В русском прикладном искусстве - весь славянский народ, разнообразный, в кажущемся однообразии, бесчисленный, как хлопья снега, покрывающие страну в зимнее время...
Тонкому и внимательному разбору подвергает критика каждого экспонента отдельно: Билибина, Рериха.

Из 'русских парижан' участвует в выставке барон Рауш фон Траубенберг, давший только две вещи: Илья Муромец и бюст русской девочки, полный глубокой и нежной меланхолии.
Княгиня Тенишева выставила художественные работы: эмалью на меди ящики, подсвечники, различные мелкие вещи и пр. Выставка продолжится лишь до начала января (по новому стилю).
О. Базанкур

Санкт-Петербургские ведомости. 1907. 23 декабря / 1908. 5 января. ? 285.
_________________________________________________________________