Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
В ЗАЩИТУ ПАМЯТНИКОВ ТВОРЧЕСТВА

Из воспоминаний Н.К. Рериха:

'В 1914-м при стенописи в Талашкине получилась первая весть о Великой Войне.
Война со всеми её ужасами ещё и ещё напоминает охранение всего, чем жив дух человеческий.
Война! Все сочувствуют предложению всенародной охраны куль-турных сокровищ. Вот-вот уже как будто и состоится! 'Враг рода че-ловеческого' издан Сытиным в сотнях тысяч.
Бесчисленные развалины напоминают о зловещих разрушениях.
Исследуем. Запоминаем'. ('Чутким сердцам'. 1935 г.)


'Писалась картина 'Враг Рода Человеческого', осуждавшая разрушения исторических городов:'
 
  
 
 
Н.К. Рерих. Враг рода человеческого. 1914. Плакат. Хромолитография.
Размер изображения 53,7 х 39,4 см. Размер листа 61 х 43 см.
Государственный Русский музей. Инв. ? Гр. луб. 925.

'Как жаль, что мы не имеем здесь изображения того плаката - Знамени, которое во время Великой войны было роздано по воинским частям и прикрепляемо к выдающимся монументальным строениям.
В середине этого изображения была фигура вандала - разрушителя, а кругом в медальонах были виды разрушенных городов. Таким образом, пикторальное изображение уже было введено в жизнь, а теперь, с годами, принимает те размеры, которые и предполагались:'. (Н.К. Рерих. Письма в Америку. 6 декабря 1935 г.)

И только в 1929-м оформился Пакт по сохранению культурных сокровищ. Спасибо Парижу и Америке, которые поняли, поддержали. Но ведь это ещё только воззвание. Нужно, чтобы его услышали. А кругом столько гибели! (Н.К. Рерих. Русскому сердцу. 1944 г.)