Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
СОДЕРЖАНИЕ КАРТИН Н.К. РЕРИХА

ЦАРЬ (Челобитчики перед царём). 1905.


 
 
  
 

Царь. 1905. Рисунок для журнала 'Весы'.
Бумага, акварель, тушь. 11,2 х 23,3 см.
Гос. музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

 
  
 

(Челобитчики перед царём. 1905. Линогравюра. 9,3 х 22,5 см.
Частное собрание, Москва)


ЧЕЛОБИТЧИКИ ПЕРЕД ЦАРЁМ

Иноземные художники, поступая на Государеву службу получали учеников, которых должны были выучить всему, что сами знают. Иной раз иноземцы не совсемъ выполняли эту задачу; так ученики Станислава Лапуцкого Ивашка и Доронка говорят, 'что мастер их живописному письму не учил; только их выучил по дереву и по полотнам золотить'.

Тогда от Лапуцкого отнимают учеников и отдают Даниле Вухтеру, который говорит, что он 'Станислава Лапуцкаго всякие живописныя дела делаетъ лучше, не токмо, что его Станислава, но прежняго живописца Ивана Детерева всякия живописныя дела делаетъ лутче'.

Из учеников, как у иноземных, так и у русских мастеров выходят споры, восходящие до государя. При отдаче сына в ученье на урочные годы, заключалось обязательство, запись в силу которой ученику 'дожив своих реченых лет не збежать и не покрасть; в случае же нарушения этих условий ставилась неустойка, например: 'а будет сын его, Ларионов, не дожив урочных лет, от меня пократчи збежит: взятии мне в том Ларионе по записи заряду десять рублев'.
Для взыскания этой неустойки обращаются к Государю челобитной, прося дать Царьский Суд и управу. (Заб. 5).

Какова же общая картина положения художников, кроме мастеров Оружейной Палаты, вне стольного города.
Если бы не принимать в рассчёт утрированных выражений челобитен, то по материалу Заб[елина] получается картина весьма мрачная. Мы уже раньше видели положение устюжских мастеров: можно еще привести отписку Вологодских иконников 1660 года: : в прошлом в 160 году по Государеве грамоте высланы были с Вологды к Москве для их иконнаго письма Терентий Фокин, Архип Акинфеев (и т.д. всего 8 человек), а ныне те иконописцы: по твоей Государевой грамоте у иконнаго письма на Вологде в Знаменском монастыре: Матвей Гурьев живет на Тотме, Агей Автомаков да Дмитрий Клопов устарели Сергей Акимов отеснел, а которые иконники сверх того есть и те у Государева иконнаго и у стеннаго ни у какого письма нигде не бывали, потому, что стары и увечны и писать никаково письма не видят и до нынешних Великаго государя грамоты с Вологды разорялись в мир для ради не дороды хлебныя, кормитися Христовым именем, потому что люди старые и увечныя и скудныя и должныя; то наша и сказка.
Грустная сказка. (Заб. 34).

(Из очерка Н.К. Рериха. 1896 г. "Художники времени Стоглава и Государева Иконного Терема".
)

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/58, 67 л.
________________________________