Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Мехески - Лунный народ. 1915.
Бумага на картоне, масло, темпера. 98,0 х 79,5 см.
Слева внизу монограмма: Н.Р. 15.
Гос. музей изобразительных искусств республики Татарстан. Инв. ? Ж-105.
Первоначально в собрании Е.И. Рерих. С 1919-1930 в Государственном Русском музее.
В 1930 картина передана в Казанский музей.
 
 
  
 


СВЕТ ТАЛАНТА

В Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан хранятся три произведения Николая Константиновича Рериха.
Неизменно в постоянной экспозиции музея находится картина 'Мехески - лунный народ'. В основе сюжета - легенда о людях, прародиной которых является Луна. Когда-то, попав на землю, они оказались в горах Тибета. Ночь для них - время молитв: поднявшись на крыши временных строений, мехески обращают свои чаяния к далёкому небесному телу, ставшему для них недосягаемым божеством.

Эта работа была написана в 1915 году, в период, который в творчестве Н.К. Рериха принято определять как 'русский'. Однако и в русский период художник неоднократно обращался к Востоку к источнику тем и сюжетов. Как и во многих других произведениях художника, суть картины не в восточной тематике, а в стремлении объединить Человека и Вселенную. Это естественно для Н.К. Рериха, которому была близка философия пантеизма. В его размышлениях о прошлом, настоящем и будущем Человек всегда представал Гражданином Мира.

Основанное на легенде произведение лишено мистики. Изображённое художником воспринимается как реальность. Цветовая гамма убедительно воссоздаёт суровый горный ландшафт с архаичными строениями и беспредельность ночного неба. Лишённый блеска красочный слой, в котором художник соединил масло и темперу, насыщен всеми вариациями синего цвета, от бирюзового до иссиня-чёрного. Именно они, матово-приглушённые вариации рождают впечатление таинственной глубины и притягательности небесного пространства, из которого пришли на землю древние люди-мехески.

До 1919 года картина 'Мехески - лунный народ' украшала кабинет директора петербургского отделения газет 'Русское слово', юриста и журналиста коллекционера и мецената Аркадия Вениаминовича Руманова, в течение многих лет дру-жившего с Н.К. Рерихом. О встречах с Румановым (в том числе и после эмиграции последнего в 1919 г.) художник хранил самые душевные воспоминания. С частью национализированной коллекции А.В. Руманова 'Мехески:' попали сначала в Русский музей. а затем, в 1930 году. были переданы в Казанский музей, пополнив собрание уже имевшихся в музее работ Н.К. Рериха.

Галина Рамазанова - главный хранитель Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
___________________________________________


СВЕТ ТАЛАНТА

В Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан хранятся три произведения Николая Константиновича Рериха.


Неизменно в постоянной экспозиции музея находится картина 'Мехески - лунный народ'. В основе сюжета - легенда о людях, прародиной которых является Луна. Когда-то, попав на землю, они оказались в горах Тибета. Ночь для них - вре-мя молитв: поднявшись на крыши временных строений, мехески обращают свои чаяния к далёкому небесному телу, ставшему для них недосягаемым божеством.
Эта работа была написана в 1915 году, в период, который в творчестве Н.К. Рериха принято определять как 'русский'. Однако и в русский период художник неоднократно обращался к Востоку к источнику тем и сюжетов. Как и во многих других произведениях художника, суть картины не в восточной тематике, а в стремлении объединить Человека и Вселенную. Это естественно для Н.К. Рериха, которому была близка философия пантеизма. В его размышлениях о прошлом, настоящем и будущем Человек всегда представал Гражданином Мира.
Основанное на легенде произведение лишено мистики. Изображённое худож-ником воспринимается как реальность. Цветовая гамма убедительно воссоздаёт су-ровый горный ландшафт с архаичными строениями и беспредельность ночного неба. Лишённый блеска красочный слой, в котором художник соединил масло и темперу, насыщен всеми вариациями синего цвета, от бирюзового до иссиня-чёрного. Именно они, матово-приглушённые вариации рождают впечатление таинственной глубины и притягательности небесного пространства, из которого пришли на землю древние люди-мехески.
До 1919 года картина 'Мехески - лунный народ' украшала кабинет директо-ра петербургского отделения газет 'Русское слово', юриста и журналиста коллек-ционера и мецената Аркадия Вениаминовича Руманова, в течение многих лет дру-жившего с Н.К. Рерихом. О встречах с Румановым (в том числе и после эмиграции последнего в 1919 г.) художник хранил самые душевные воспоминания. С частью национализированной коллекции А.В. Руманова 'Мехески:' попали сначала в Русский музей. а затем, в 1930 году. были переданы в Казанский музей, пополнив собрание уже имевшихся в музее работ Н.К. Рериха.

Галина Рамазанова - главный хранитель Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.