Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ФИЛОСОФ. 1940.
 
'На каменистой поверхности не различить человеческих следов. Невозможно прочесть мысли людей, а тот, кто может, - молчит! Возможно, во время ваших странствий вы встречали многочисленных путников - неведомых странников, скромно одетых и молчаливо идущих по пустыне, в жару и холод, к своим неизвестным целям. Не думайте, что если одеяние скромное, то и сам незнакомец незначителен! Если глаза его полузакрыты, не надо думать, что и взгляд его не проницателен'. (Н.Рерих, 'Шамбала сияющая')
 
  
 

Философ. Тишина. 1940. Холст, темпера. 47 х 80 см. Авт. ? 45.
Слева внизу монограмма: Р/Х (кр.)
Государственный музей искусства народов Востока, 43934 КП, 9364-II.


* * *
Однажды великий Акбар провёл черту и попросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил её, не урезывая и не касаясь концов её. Бирбал параллельно провёл более длинную линию, и тем самым линия Акбара была умалена. Мудрость заключается в проведении более длинной линии.
Когда видите апофеоз суеты наших дней, иногда чувствуете бессилие сократить этот пустой водоворот, эту бесполезную трату сил и возможностей.
Только представляя более длинную черту истинного действия и деятельности, мы можем уменьшить ужас нашего времени - триумф суеты.

Мы должны помнить: молчание двигает. Слово же даёт импульс к движению. Молчание - заставляет, слово - увещевает.
Величайшие мировые действия творятся в глубоком молчании, лишь прикрытые докучливым шумом и лживой поверхностью звука. Великие упражнения происходят при задержанном дыхании; чем учащённее дыхание, тем сильнее трата энергии. Кто в действии может задержать дыхание, тот уже властелин мировой энергии - той энергии, которая действует и творит в мироздании.

Есть два вида тишины: беспомощная тишина инертности, которая знаменует распад, и тишина могущества, которая управляет гармонией жизни. Тишина могущества присуща спокойствию владыки. Чем она совершеннее, тем глубже мощь и тем больше сила действия.

В этой тишине нисходит истинная мудрость. Мысли людей представляют смесь правды и лжи. Истинное проникновение замарано лживым пониманием. Истинное воображение извращено лживым представлением. Истинная память загромождена лживыми мыслями. Поверхностная деятельность ума должна остановиться, и молчание заменит беспокойство. И затем в тишине - в этой беззвучной глубине - приходит озарение. И истинное знание становится безошибочным источником истинного действия.
Истинное действие, невидимое для глаз суетливых толп, сказывается лишь на последствиях. Лишь по последствиям вы видите земными глазами, насколько значительнее и длиннее черта истинного действия сравнительно с суетой. (Н.К. Рерих, 'Действие' 1922 г., Нью-Йорк)