На главную   Содержание   Следующая
 
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИНТЕЗ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. РЕРИХА

АНГЕЛ ПОСЛЕДНИЙ
***************************************************

 
 
  
 

************************************************************

В 1912 г. появляется 'Ангел последний'.
Этим чутким титаническим видением открывается ряд творческих образов, озарённых отблеском грядущей катастрофы. Грозный ангел, ангел последнего гнева из потемневшего, чёрного сворачивающегося, как свиток, неба, ангел, подобный сверкающей молнии в обрамлении клубящихся облаков, нисходит на землю, объятый пламенем. Холодом совершившегося высшего приговора, проникнуты его неподвижный лик и статуирный покой фигуры. Огненная стихия неба соединяющегося с огненным обновлением земли. Всё видение пропитано красным трепетанием от густо-пурпурового тона до желтовато-оранжевого. Пустынна Земля и пустынно небо. Нет человека в построенных им пустынных городах, символически изображаемых в виде искристых палат. Полное господство сверхчеловеческого.

Величие и простота византийского монументального искусства здесь достигаются художником с подлинно-древней силой через крайнее обобщение всех художественных средств. Это мистически пламенеющее небо, эта земная обречённость в применении с неизбежным, предстоящим кругом небывалых мук и испытаний, нужных для какого-то очищения и нового рождения в жизни новой, - ярко окрашиваемой собою последующее творчество художника.

А.В. Бакушинский.
ОР ГТГ, ф.15 д.1066.
__________________


 
  
 

Ангел Последний. 1912. Картон, темпера. 52 х 73,6 см.
Слева внизу монограмма: 19 Р/Н/Х 12.
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк.

Из письма И.Э. Грабаря к Рериху Н.К.:

'Кстати, - а может быть и вовсе не кстати, - за сколько ты уступил бы Третьяковке 'Ангела Последняго'. Само собою разумеется, что цена не может быть 'выставочной'. Я очень не хотел бы, чтобы с места в карьер пошли толки 'о приятельских покупках' и т.д.'
(4 апреля 1913 г.)
_______________

Из письма Н.К. Рериха к Грабарю И.Э.:

'На Ангела Последнего было много желающих: Нотгафин, Касьянов, Слеп-
цов, Тенишева давали до 1300 р. Но жена моя не отдала. Я ей передам Твоё предложение; она говорит, что за 1000 р: она для Музея отдала бы'.
(8 апреля 1913)
________________


Е.И.Рерих. У порога Нового Мира, с.45:

"Ноябрь 1919 г. Красный Вестник на столбах света. Стою на балконе занимаемого нами Лондонского дома, откуда далеко видны площадь и боковые улицы. Небо свинцовое, сумрачное, во всей атмосфере нечто необычайно тяжелое, зловещее. Люди тёмные и серые снуют вдоль улиц и спешат укрыться от надвигающейся грозы. Небо быстро темнеет, и на западе стало чернее чёрного. На фоне этой жуткой тьмы внезапно вырисовывалась, занимая собой полнеба, гигантская, розовая и блистающая огненно-красная фигура Архангела на столбах Света, со сворачивающимся свитком в руке и большим золотым ключом у пояса. Встало сознание совершающегося возмездия.

Повернув голову к Востоку, увидела в сумерках, близко от земли поднимающийся серп Новолуния и на нём покоящегося прекрасного Младенца, причем, одна ножка его была спущена. Поняла это явление как восточный символ рождения Новой Эпохи и Новой Расы".

**************************************************

 
  
 

Последний Ангел. 1942. Холст, темпера. 91 х 152 см.
Слева внизу монограмма: Р/х.
Государственный музей искусства народов Востока. Инв. ? 9429-II.

Из письма Н.К. Рериха в Америку от 15.10.41 г.:

"Держитесь вместе, единение так нужно сейчас ввиду нагромождающихся событий. Сейчас пишется картина, напоминающая об 'Ангеле последнем' 1912 года, только тогда название было - 'И пролетит над Землею', а теперь будет - 'И пролетел над Землею Грозный, Прегрозный'.

Вехи, в разные времена данные, уже становятся на свои места. Многие не понимали якобы непоследовательность многих вех, забывая, что это происходит из-за ограниченности человеческого осознания, ибо высшая логика не совпадает с человеческим бытовым рассуждением. Вехи давались не по календарной последовательности, но по их внутреннему значению и высшей логике".
*****************************************