Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ

(Стенопись Храма Св. Духа в Талашкине.)
 
 
  
 

Царица Небесная на берегу жизни. Эскиз росписи. 1910.

Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми, гибнут путники неумелые: незнающие различить, где добро, где зло.

Милосердная Владычица небесная о путниках тёмных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идёт. Ясным покровом хочет покрыть людское все горе, греховное.

Из светлого града. Из красной всех ангельских сил обители Преблагая воздымается. К берегу реки жизни Всесвятая приближается. Собирает святых кормчих Владычица, за людской род возносить моления.

Трудами Царицы ангелы изумляются. И твердыни потрясённые сонмы подымаются. Красныя, прекрасныя силы в подвиге великом утверждаются. Трубным гласом Владычице славу поют.

Из-за твёрдых стен поднялись Архангелы. Херувимы, серафимы окружают Богородицу. Власти, Престолы, Господствия толпами устремляются.
Приблизились начала, тайну образующие.

Духу Святому, Господу Великому передаст Владычица моления. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай господи, Великий Дух.

Подымается к Тебе мольбы великая. Богородицы моление пречистое. Вознесем Заступнице благодарение. Возвеличим и Мы Матерь Господа: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь".

"Царица Небесная"
Мир Искусства. 1911.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/24, л. 4.
________________________________
 
  
 

Царица Небесная. Эскизы Н.К. Рериха к росписи в церкви Св. Духа в Талашкине.

После иконостаса в женском монастыре в Перми (1907 г.) Рерих отдаётся - с 1911 до 1914 гг. целиком захватившей его работе по росписи церкви св. Духа в знаменитом 'Талашкине' - смоленском имении кн. Тенишевой, где находились составившие целую эпоху в развитии прусского прикладного искусства - художественные школы-мастерские, созданные по личному почину и на собственные средства этой замечательной русской женщины.

В центре росписи - Богоматерь - на берегу 'реки жизни'. Вокруг Неё - 'великие небесные города', охраняемые полками ангелов. Молитвенно обращены к Богоматери сонмы святых. Выше - в верхнем плане - 'шествие пророков, поклоняющихся Кресту'. Такова композиция.

Дадим некоторое понятие и о 'колористической иерархии' росписи.
В центре - белое (вспомним из ведений Блока: 'Белая, ты в глубинах несмутима'), затем - золотое, зелёное, жёлтое - переходом в красное и бирюзовое. Выше жёлтое, красное, карминовое. Та же схема и далее - ближе к пилонам. В архитектуре преобладают бархатно-чёрные тона, на фоне которых выделяются фигуры святых, писанные в белом, зелёном и коричневом.

Уже эта схема говорит о небывалой в нашей церковной живописи смелости, с которой выразил Рерих художественно-религиозную радость своей веры.

В.А. Шибаев. Н.К. Рерих. Рига, 1935.
*******************************************