Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
АВТОМОНОГРАФИЯ Н.К. РЕРИХА

1907 г.
(январь - апрель)
******************************************
 
СОДЕРЖАНИЕ

ЯНВАРЬ.
Обязательство (документ Рисовальной школы ИОПХ, 1907 г.)
ПИСЬМО С. Маковского к Н.К. Рериху (7 января 1907 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (10 января 1907 г.)
ПИСЬМО М.К. Тенишевой к Рериху Н.К. (10 января1907 г.)
ПИСЬМО А.И. Косоротова к Рериху Н.К. (11 января 1907 г. СПб.)
ПИСЬМО И.Э. Грабаря к Рериху Н.К. (19 января 1907 г.)
Хроника. Ив. Лазаревский. Заметки (Слово. 1907. 21 января)
ПИСЬМО А.И. Косоротова к Рериху Н.К. (23 января [1907 г.] СПб.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (23 января 1907 г.)
Хроника. Ив. Лазаревский. Заметки (Слово. 1907. 23.01. № 55.)
Записные листки Н.К. Рериха. XXVI. РАЗРУШЕНИЯ (Январь 1907 г.)
ПИСЬМО барона Рауша фон Траубенберг к Рериху Н.К. (25 янв./7 февр. 1907 г. Париж)
ПИСЬМО Грабаря И.Э. к Рериху Н.К. (25 января 1907 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Грабарю Н.К. (27 января 1907 г.)
ПИСЬМО И.Э. Грабаря к Рериху Н.К. (31 января 1907 г.)
ПИСЬМО Н.К. Рериха к Спицыну А.А. (31 января 1907 г.)

ФЕВРАЛЬ
ПИСЬМО А.В. Средина к Рериху Н.К. (2 февраля 1907 г. Москва)
ПИСЬМО А. И. Успенского к Рериху Н.К. (2 февраля 1907 г. Москва)
Хроника (Слово. 1907. 8/21 февраля. № 69.)

ВЕСНА
Хроника.
Ещё гибель (1939 г.) (Воспоминание)

МАРТ
ПИСЬМО И.Э. Грабаря к Рериху Н.К. (1 марта 1907 г.)
Хроника (1 марта 1907 г. Москва)
ПИСЬМО О.Г. Базанкур к Рериху Н.К. (4 марта [1907 г.])
Открытое письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (6 марта 1907 г.)
ПИСЬМО М.В. Нестерова к Рериху Н.К. (7 марта 1907 г. Киев)
Открытое письмо И.Э. Грабаря к Рериху Н.К. (15 марта 1907 г. Дугино)
Открытое письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (19 марта 1907 г.)
Открытое письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э. (21 марта 1907 г.)
ПИСЬМО А. Билибина к Рериху Н.К. (31 марта 1907 г. Новг. губ.))

АПРЕЛЬ
ПИСЬМО Е.К. Четвертинской к Рериху Н.К. (3/16 апреля 1907 г. Париж)
Воззвание учащихся Школы И.О.П.Х. (апрель 1907 г.)
ВОЗЗВАНИЕ Политической Организации учащихся школы О.П.Х. (б.д.)
[5 апреля 1907 г.]
ЗАЯВЛЕНИЕ учащихся Школы ИОПХ (7 апреля 1907 г.)
Хроника. Школа ИОПХ.
***********************************************************************************************


ЯНВАРЬ

3 января 1907 г.
Письмо Четвертинской Е.К. к Н.К. Рериху.

3/16 Янв. 1907.
Многоуважаемый Николай Константинович

Княгиня только что получила ваше письмо и телеграфировала Шретеру. Вы просите вам прислать (7 принцесс) пастель; она её нашла, но 2 святых в лодке нет.

Затем для союза «3 варяга приближаются» акварель. Уже Вас. Алекс. её искал, когда мы были в <Салисе>, но не нашёл; говорил, что есть только 2 варяга (масло), и теперь опять, конечно, этой картины нет. Не продана ли она в Праге или <…>?

Я приказала Шретеру подождать окончания выставки Нестерова, чтобы взять картину для укладки, но всё же передать вам 500 <…>. Ещё раз, очень, очень благодарю, и шлю привет вам и Елене Ивановне
(подпись)

Хотелось бы получить статью Яремича в Перевале. Не знаете ли, в какой газете была статья Бенуа, котор. прислал нам Маковский, и откуда статья о Талашкине, которую вы прислали?

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1465, 2 л.
______________________________________

 
  
 

Н.К. Рерих. Семь сетриц-Трясовиц. 1906.
______________________________________________



Январь 1907 г.
(документ Рисовальной школы ИОПХ)

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

[Герб России]
ШКОЛА
ИМПЕРАТОРСКАГО
Общества Поощрения Художеств.
______

1907.
Январь – Май.

Поступая в школу Общества, принимаю
на себя обязательство исполнять все правила
школы и все постановления Педагогического
Совета.

Адрес:

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/51, л. 23а об.
[Текст обязательства отпечатан в типографии]

**********************************************************************************


7 января 1907 г.
Письмо С. Маковского к Н.К. Рериху

С.-Петербург.
СТАРЫЕ
ГОДЫ
ежемесячник

СПб. Гусев пер. 6

для любителей
искусства и старины
-------

7 января 1907.
Дорогой Николай Константинович,
Удивительно иногда складывается жизнь в Петербурге. Вот уже несколько дней собираюсь ответить на твоё письмо с предложениями от И. Грабаря и не нахожу свободной минуты. Меня, положительно, терзают общественные повинности. Журнал, статьи для газет лекции в разных кружках, посетители по художественным делам… Минутами хочется всё бросить и заняться своим собственным серьёзным делом. Я думаю, что скоро так и будет, и я «распрягусь» самым неожиданным для всех образом. В этих словах уже <кроется> косвенный ответ на твоё письмо и на то, что ты говорил мне о <проекте> монографий по русскому искусству. Я с удовольствием засяду за одну или две из предложенных книжек. Тема: Виктор Васнецов как нельзя больше отвечает моему давнишнему желанию сказать о Васнецове современную правду в искупление моей юношеской восторженной статьи. И в особенности потому, что тогда не я один ошибся.

Впрочем, до сих пор я не считаю значение Васнецова абсолютно несуществующим. Он открыл <тогда> возможности. Он создал школу qui <ma… deus> l’historie. <>, он имел и ещё будет иметь громадное влияние на вкусы масс, может быть, и на <парадные> вкусы. Это много. Этого нельзя выкинуть из эволюции. Но надо отделить эволюцию от непосредственного любования, обращённого в будущее. Тема – «Финляндские художники нравится мне, как ты очень себе представляешь, совсем по другим соображениям. Во время моей поездки по Финляндии я научился любить искусство этого маленького свободолюбивого народа (пришитого к «Своду законов») с глубокой нежностью. Кое-какие наброски о живописи Эдельфельдта и Галлена у меня уже есть. Немного пугает лишь размер книги – один печатный лист. Трудно сказать всё нужное (но, может быть, я не разобрал почерка?).

Лишь только освобожусь немного приеду навестить тебя и расскажу кое-что интересное о «некоторых» «планах», представь себе, есть ещё люди, которые хотят служить искусству и не только «идейно»…

Тороплюсь. Прости за каракули. Когда будешь писать к Грабарю, передай ему мой поклон и поблагодари за память. Сестра часто о нём пишет.

Жму руку
Твой искренно преданный
Сергей Маковский

ОР ГТГ, ф. 106/10094, 3 л.
____________________________



[10 января 1907 г.]
Письмо Рериха Н.К. к Грабарю И.Э.

Конверт с адресом. Дата на штемпеле: Москва. 10.01.07.

Заказное
[Российский герб]
ИМПЕРАТОРСКОЕ
ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ.
С.-Петербургъ, Морская 38.

Москва Полянка, Овчинников переулок
Контора Мещерина
для передачи
на ст. Дугино, для Иг. Эм. Грабаря.
________________________________________

Дорогой Игорь. Прежде всего о делах. С удовольствием я напишу текст к монографии о древнейшем периоде России (церкви и пр.), если хочешь, могу принять участие и в истории искусства по этому же периоду. Напиши, к каким срокам всё это нужно и где находится уже готовый материал иллюстраций.

Билибина ещё не видал, а с Маковским уже переговорил и прилагаю его письмо ко мне; ответ можешь переслать мне же.

Я давно полагаю, что нам следует работать вместе и не ослаблять нашей немногочисленной кучки ещё внутренними разногласиями. Положим, Бенуа всегда готов сделать мне неприятное, да и Дягилев часто ведёт себя странно (почему он не выставил лучших моих этюдов и вещей, а вытащил ужасных людей с кинжалами, и для меня уже старых, кто его просил – когда я предлагал ему лучшие вещи, почему он пренебрёг ими? – право обидно!). Но из этого всё-таки не следует, что и нам нужно ссориться. Принося взаимную пользу - легче двигать дело, которому мы все служим. Рад, что Ты много работаешь.

У меня тоже много всяких проб, кое-что и удаётся. Раньше будущего года вряд ли выставлюсь в России. Сейчас пишу большую temper’у - каменный век (часть фрески). Предполагается также работа с Щусевым в Почаевской Лавре. Не будешь ли Ты в Москве к приезду Союза, я надеюсь приехать дня на три.

Жена шлёт привет.
Искренно Твой
Н.Рерих

Васнецова не берусь писать, слишком с ним не согласен.
Ел.К. Маковская переезжает в Гамбург, там её муж приглашён преподавателем. Жду ответ себе и Маковскому.

ОР ГТГ, ф. 106/10094, 3 л.
___________________________________________________



10 января 1907 г. Париж.
ПИСЬМО М.К. Тенишевой к Н.К. Рериху

10 Января 1907.
2, RUE OCTAVE FEULLET, PARIS

Добрейший Николай Константинович,
Я так потрясена событиями в вашей школе, что не нахожу слов для выражения моих настоящих чувств. Как жаль, как обидно за всё!

Нет сомнения, что вам оставаться далее в школе не следует, в настоящее время вы ничего путного там не сделаете. Вы вошли в неё с целью служения искусству, а в неё поступают люди с целью мутить и заниматься всем, только не искусством. Ваши честные порывы и стремления теперь не современны, поэтому вы бессильны. Вам следует взять если не отставку, то длинный отпуск для поправления, якобы, здоровья Елены Ивановны, её бедную следует пощадить, каково ей за вас день и ночь дрожать. Не забывайте, что первым долгом вы выдающийся художник, посмотрите в каких словах выражается о вас Gazette des Beaux Arts, от вас зависит, вполне теперь занять то место в Европе, которое вам по вашему таланту надлежит. Вам нужно сделать самостоятельную выставку в Париже, такую же, как устроил здесь Борисов. Помощники вам найдутся. Я первая к вашим услугам. Относительно памятки, спасибо вам, вы меня и так много баловали. Эти же вещи нужно предоставить публике. Простите меня, что я абсолютно выражаю своё мнение, но я боюсь, что эти неприятности повлияют на вас и работа станет вам постыла.

Я думаю выставить весной, но сказать утвердительно не решаюсь, всё будет зависеть от того, как выйдут вещи, котор. будут достойны для выставки, буду к себе очень строга.

Что пожелать вам на Новый Год? Первым делом, конечно, здоровья и успеха в ваших трудных обстоятельствах, а уж и трудные же они у вас!!…

Шлю мой сердечный привет Елене Ивановне с наилучшими пожеланиями на Новый Год. Пожелания это тоже самое, что мечта, а в жизни часто мечты не осуществляются.

Да хранит вас Бог. Жму дружески вашу руку.
Мария Тенишева

P.S. Статья Бенуа ужасна своей несправедливостью! Ему следует ответить и, наконец, обличить. Он говорит «довольно кривляния» и не видит, что он первый кривляка, и подобных ему не найти. Да, нужно и можно ответить, эта статья пышный материал, оставить её без ответа нельзя.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1374, 2 л.
________________________________________________



11 января [1907 г.]. СПб.
Письмо А.И. Косоротова к Рериху Н.К.

11 января.
Дорогой Николай Константинович.
Я уже должен тебе 50 руб., и даже слишком давно, и потому мне совестно просить вновь. И, тем не менее, вновь прошу, умоляю! Мне до зарезу надобно сто рублей, сегодня же к вечеру. Настолько надобно, что готов себе разбить голову об стену, если не добуду. Нервы мои напряжены до крайности…

Пришли с подателем сего, ради Бога, если ты хоть немного ещё любишь меня. Когда возвращу … - не знаю. Ничего не знаю. Есть надежда, и даже нема-лая, что к весне у меня дела, наконец, устроятся. Но, ведь, надеждами можно удовлетворить лишь себя самого, а не кредитора…

Голубчик, избавь меня от необходимости всё тебе объяснять, поверь только тому, что обращаюсь к тебе, клянусь, исключительно потому, что надо до слёз, до эксцесса…

Твой
А Косоротов
Если сейчас не можешь всего, то пришли, сколько можешь, а остальное завтра. Если не застанет тебя дома мой посыльный, то пошли потом со своим.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/859. 1 л.
__________________________________



19 января 1907 г.
ПИСЬМО Грабаря И.Э. к Рериху Н.К.

Дугино 19 янв.1907.
Дорогой Коля,
Я как раз теперь занимаюсь сортировкой и подбором материала. Затянул несколько свой ответ, ибо рассчитывал дать Тебе довольно точный список того клише уже имеющихся и предполагаемых. Однако это не так скоро сделать. Вот уже около двух месяцев, как я ежедневно корплю над этим делом, не говоря уже о том, что, в сущности, вожусь с ним с перерывами уже года полтора, а всё ещё конца не видать.

На днях Кнебель едет в Петербург столковаться с Праховым насчёт кое-каких старых Собкинских клише, а главное, насчёт клише «Худож[ественных] Сокровищ». Я ему дал подробный список того, что мне нужно. Кроме того, думаю заполучить у И.И. Толстого кое-что из «Древностей», а затем, рассортировавши всё, увижу пробелы и возьму у Борщевского что нужно, а чего нет снимем.

Может случиться, что для «Истории искусства» придётся взять Твою монографию целиком, т.е. другими словами, некоторые из монографий и будут прямо частями этой истории; в таком случае понадобятся листа два-три (печатных) текста. Об этом сообщу Тебе, когда всё выясню. У Тебя ведь есть «Мир Искусства» и «Сокровища!» Там материала много. Моя идея, - но, ради Бога, это между нами, т.е. конечно участниками, Маковскому сообщить необходимо – сводится к тому, чтобы <разбавливая> количеством иллюстративного материала (при страшной дешевизне) давать повсюду параллельно: 1) иностранное искусство влиявшее на русское 2) иногда и в иностранном, для ясности, брать два-три главных момента, приведших к его окончательному развитию (напр. разные фазы мозаики, фазы развития романского стиля, первые проблески его применения в России, позднейшие и пр. 3) Параллельные явления на Западе. Напр., деревянное зодчество в Швеции. Это в тех случаях, когда прямо установить влияния нельзя, т.е. когда причины были тождественны и привели к близким результатам.
Вначале я пишу <…> «Введение», в котором вкратце прослеживаю всю историю нашего искусства. Здесь тоже много клише. Но всё это общие начала. Основная мысль – неминуемость вечного заимствования, железный закон взаимодействий, на котором только и может расти истинная самобытность. Русское искусство – самобытно не смотря на все Византии, романщины, норманщины, готики и ренессансы, рококо и пр. Тексты отдельно, клише отдельно. Вроде <Me… – Gra…>, если ты знаешь его три тома. Из текстов будут заставки и (цинкогрфские) рисунки, Клише бумага шершавая; клише на меловой. Всего около 2000.

Теперь я думаю, Ты понимаешь, в чём дело. Текст, конечно, не может быть «взглядом и нечто», а должен быть деловым, хотя и не сух. Все последние научные данные, само собой разумеется, должны быть приняты во внимание. Необходимы чисто архитектурные термины при параллелях и вообще во всей истории развития строительства. Сообщи мне, не хочешь ли выделить что-нибудь, напр. Скифию, или Византию? Предоставляю это Тебе, но в случае если бы Тебя обременило очень, то я имею в виду ещё Кондакова. Впрочем, повторяю, это совершенно, как Ты хочешь. Московское строительство думаю отдать Ноаковскому. Если ты знаешь кого-нибудь лучше, скажи. Из стариков мне бы никого не хотелось: нагородят страшный вздор. И потом, должно же быть единство, след., можно давать работать такому, со взглядами которого если и не совсем, то хоть близко сходишься, либо таким, у которых их совсем нет, (как А. Успенский), но которым можно всегда давать канву. Ты, конечно, понимаешь, что мне не хочется пускать своей идеи в издательские кружки. Я очень стою за переимчивость, но для этого случая делаю исключение. Мне хотелось бы сделать так, чтобы каждый такой отдел был одновременно и самостоятельной монографией. Это очень трудно и пока ещё не всё склеилось. Совершено точно смогу это выяснить, приблизительно через месяц – полтора.

Ты собираешься в Москву на открытие «Союза»; отлично, я тоже приеду дня на три. К тому времени, может быть, и ты пересмотришь материал (ужасно забавно перелистывать «Мир иск.», «Худ. Сокр.» и прочее) и тоже что-нибудь выяснишь. Пишу одновременно и Маковскому, но хорошо бы переслать ему и это письмо, чтобы не повторяться.

Хотелось бы выпускать «историю» с осени 1907-го года (по монографии в месяц, - каждая по 100-250 клише). Монографиии другие (Коровин, Левитан, Серов, Врубель и пр. надеюсь выпустить уже весной.

Очень благодарю Елену Ивановну за память и шлю ей искренний привет.
Всего хорошего
Твой Игорь Грабарь

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/727, 3 л.
________________________________



21 января 1907 г.
 
  
 

Н.К. Рерих. Спас нерукотворный со святыми избранными.1906. (Ч/б изобр.)

Заметки

Несколько времени тому назад в Москве выходил художественный журнал «Искусство». В одном из номеров его было помещено исполненное в красках воспроизведение проекта церковной росписи талантливого молодого художника Н. К. Рериха. Н. К. Рерих создал себе имя работами, в коих сильно и талантливо воспевал своеобразную красоту варяжской старины... Но как религиозного живописца — Рериха знают очень немногие. А между тем, и в этой области он даёт немало интересного, оригинального. Так, недавно им закончены картоны для мозаичного набора - «Спас» и «Покров Пресвятыя Богородицы», предназначенные для внешнего украшения храма, строящегося в имении В. В. Голубева «Пархомовка» в Киевской губернии. Мозаики исполняются мозаичной художественной мастерской В. А. Фролова.
В этих двух работах ярко выразились оригинальность и своеобразность понимания Н. К. Рерихом духа русской церковной старины.
Ив. Лазаревский

Слово. 1907. 21 января / 3 февраля. №54.
 
  
 

Н.К. Рерих. Покров Пресвятой Богородицы. 1906.
___________________________________



Критико-библиографический отдел
Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск 1. 1906 г.

Цель этого интересного издания — ознакомить публику с произведениями современных архитекторов и художников, имеющих касательство к архитектуре. Сюда вошли чертежи, рисунки и снимки с разных художественных произведений, ещё не опубликованные и очень хорошо воспроизведённые и отпечатанные на жёлтой бумаге. Издания вполне художественные, за что ручаются среди других известных имён членов редакционной комиссии такие имена, как архитекторы Фомин и Щусев, художники Рерих и Лансере. <...>

В настоящем выпуске, помимо известных московских и петербургских архитекторов, участвуют художники бр[атья] В. и А. Васнецовы, Малютин, Рёрих, Лансере, Добужинский, скульпторы Обер, Шервуд,
г-жа Лукш-Маковская (интересный фриз Венского театра и кованая медь), работы которых очень оживляют издание. Среди работ архитекторов мне кажутся особенно интересными образцы новейшей церковной архитектуры с её стремлением вместо царившего недавно «русского стиля», неудачно подражавшего позднейшему московскому зодчеству, к упрощённым формам древнейших русских новгородо-псковских церквей, каковы, напр., проекты и эскизы Щусева, В. Покровского. В проектируемой последним церкви в селе Пархомовке должны появиться интереснейшие мозаичные образа Рериха, один из которых воспроизведён в издании.

А. Ростиславов

Золотое руно. 1907. Январь. № 1. С. 92.
__________________________________



23 января б/д. [1907 г.]
Письмо А.И. Косоротова к Рериху Н.К.

Всё-таки, дорогой Николай Константинович, я прошу тебя дослать мне (с подателем, если ты дома) вторую половину той сотни, которую я просил. Тебе это неприятно, но поверь, мне неприятней в тысячу раз. В пору наложить на себя руки, - говорю без преувеличения. Тяжёлым мечом навис над головою болезненнейший платёж.

Не говори: «он начал меня доить». Даю слово: никогда больше не попрошу. Не отговаривайся «праздничным временем». Мне так нужно, что готов убить и ограбить первого встречного. Вспомни: было время, когда я от
всей души отдавал тебе нечто более существенное, нежели деньги.
Мой намёк груб, некрасив, и, в конце концов, может даже показаться невыгодным для меня же самого… - но у меня сейчас всё болит… не до дипломатических тонкостей мне!

Твой
А Косоротов
23 января.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/861, 1 л.
________________________________



23 января 1907 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю

Конверт
Даты на штемпеле: С.Петербург. 23.1.1907.
Москва. 24.1.07.

[Российский герб]
ИМПЕРАТОРСКОЕ
ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ.
С.-Петербург, Морская 38.

Москва Пятницкая. Овчинников переулок
Контора Мещериных
для передачи
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
______________________________

(на бланке)
[Российский герб]
ИМПЕРАТОРСКОЕ
общество
Поощрения художеств.
С.-Петербург,
Морская 38.

Дорогой Игорь,
Спасибо за письмо.
Вот что я придумал. Византию дать Щусеву – именно он знает её, а Скифов – Ростовцеву, сам же я напишу доисторическую часть в связи с скандинавским севером.
Если согласен напиши мне и я скажу Ростовцеву.
Очень жаль, что мне не удастся послать на союз большую temper’у, говорят она очень удалась!

Искренно Твой
Н. Рерих

ОРГ ГТГ, ф. 106/10095, 2 л.
_______________________

Очень жаль, что мне не удастся послать на союз большую temper’у, говорят она очень удалась!
 
  
 

Н.К. Рерих. Поморяне. Утро. 1906.
*******************************************************************************



23 января 1907 г.
ХРОНИКА

Ив. Лазаревский
ЗАМЕТКИ

«Старые года»... Под таким заглавием стал выходить при Кружке любителей русских изящных изданий ежемесячник для любителей искусства и старины. Это издание в высшей степени интересно для каждого интересующегося искусством и его историей. С чисто технической стороны новый ежемесячник безукоризнен. К сожалению, не часто можно указать на такие издания у нас, как это.

Во вступительной статье редактор ежемесячника, известный собиратель и знаток русских редких книг В. А. Верещагин пишет: «Чуждые в вопросах искусства всяких партийных стремлений, мы собираемся одинаково приветствовать в нашем издании всё редкое и прекрасное, всё достойное внимания в области старого искусства, к какой бы его отрасли оно ни относилось». — «Спокойное исследование драгоценных остатков былого, беспристрастное и обстоятельное обсуждение их всестороннего значения, восстановление забытого и искание неизвестного, живое участие к этой памяти прошлого и вдумчивое к нему отношение, — вот в немногих словах, в чём заключаются наши главные задачи».

Искренно сочувствуем целям нового журнала. У нас ещё не было такого периодического издания, которое было бы всецело посвящено исследованию предметов разной художественной старины; такой журнал должен зорко охранять памятники нашего искусства, указывать на то, что к охранению их от разрушения не принимают достаточных мер, энергично противиться тому, чтобы для реставрации их приглашались невежественные лица, как то, к сожалению, у нас встречается нередко.

Какая почтенная, полная важности и желательности задача!
Первый номер ежемесячника составлен очень интересно. В статье владельца очень хорошей коллекции произведений голландских художников — П. П. Семёнова-Тян-Шанского даются биографические сведения об интересных художниках — Гендрихе и Виллеме Фан-дер-Флит. <...>

Любопытна статья А. И. Успенского о некоторых сокровищах ризницы Чудова монастыря в Москве — воздухе, серебряном блюде, окладе Евангелия XVII века и кунгане.

В отделе хроники помещена заметка Н. К. Рериха, в коей художник сетует на варварское отношение к памятникам старины тех лиц и ведомств, которым надлежит пещись о них.

Наконец, помещены мелкие заметки: по библиографии, об аукционах, на коих продавались интересные художественные произведения, о деятельности некоторых художников и т. д.

Ежемесячник роскошно иллюстрирован, годовая - шесть рублей — цена нового симпатичного по своим задачам издания настолько невысока, что можно надеяться на то, что ему не суждено будет прекратить своё существование из-за равнодушия публики, как то случалось с большинством русских периодических художественных изданий.

Слово. 1907. 23 января / 5 февраля. № 55. Вторник. С. 5.
___________________________________________________


Записные листки Н.К. Рериха
XXVI. РАЗРУШЕНИЯ

Повторяю.
Незаметно разрушится красота нашей старины. Разрушится среди «попечений» и «забот» о ней. Разрушится под кровом новых охранительных постановлений, под «защитой» науки. Окончательно запишутся заново, поновятся остатки фресок. Будут разобраны многие стены; будет надстроено, перекрашено, изменено всё, что ненавистно мёртвому духу исказителей. Будут придуманы ласковые отговорки. Иногда исказители даже признаются, что сделанное ими нехорошо, но ужасное создание всё-таки останется в испорченном виде; в таком признании высшая мера презрения.
Страшно!

И мы будем свидетелями. И последующие смело могут говорить о бессилии нашем охранить красоту. Могут смеяться о не тронувших сердца траурных строках наших. Только твердить, твердить для себя мы можем.
Страшно!

Наложили мёртвую маску на Нередицкого Спаса.
Испортили живопись Ивана Предтечи в Ярославле. Нынче летом испортили. Три года назад я писал: «Недавно узнал, что это дело в руках Археологической комиссии, и живопись храма останется неприкосновенна. Слава Богу!».

Но всё это неверно. Нельзя было верить, непростительно. «Мы скудно сознаём, что перед нами не странная работа богомазов, а превосходнейшая стенопись». Прошлым летом заправили живопись Предтечи. Обаяние бархата общего тона пропало, говорят. К чему нужно было кроме трещины заправлять всю живопись?
И где горячий протест Археологической комиссии, если бы такое дело начали без неё, стороною?

Ещё грустная история дворца в Батурине. Построен при Елизавете Петровне гетманом Разумовским. До прошлого года состоял из трёх частей: великолепный корпус в середине и два крыла; место красивое — берег реки.
Здание находится в Инженерном ведомстве.

Причт местной церкви в 1905 году просил разрешения безвозмездно разобрать дворец на постройку церкви, и Киевский военно-окружной совет признал это ходатайство заслуживающим удовлетворения. Но Главное инженерное управление вспомнило про Археологическую комиссию и запросило её.

Комиссия не согласилась с Киевским советом, и Инженерное управление предложило комиссии принять дворец в своё ведение. На поддержание дворца нужно 4100 рублей, да содержание сторожа. Теперь Археологическая комиссия зловеще просила Академию художеств командировать учеников для зарисовки и снятия чертежей дворца. Последняя исповедь перед казнью, может быть? Последнее свиданье?

Недавно у архитекторов-художников Карпович читал доклад о разрушении старого Петербурга за последние годы. Какой унизительно печальный перечень поломок, пристроек, подкрасок... Рост разрушений поражающий. Точно объявлен между ведомствами конкурс на искажения.
Запишите имена разрушителей.

Старые годы. 1907. Январь. № 1. С. 18-19.
__________________________________________


[25 января /7 февраля 1907 г. Париж]
ПИСЬМО барона Рауша фон Траубенберг, Константина Константиновича к Рериху Н.К.

9. rue Falguiere
7 февр. н/с

Дорогой Николай Константинович,
Получив ваше письмо, я как всегда обрадовался иметь от Вас весточку. В Париже, как я Вам уже писал, мы устроились очень удобно – мастерская большая и светлая, и провожу я в ней большую часть дня. Пока разминал пальцы на небольших фигурках, на днях же предпринимаю более крупную работу.

Первое время у меня ушло на осмотр всего нового, что было сделано за моё отсутствие из цивилизованного мира, причём, конечно, нужно было бросить хотя бы беглый взгляд и на «вечные образцы». Теперь же правильный рабочий день окончательно установлен, и почти все интересы сосредоточились опять вокруг собственных работ. В Париже, по-моему как нигде, можно убедиться и сосредоточиться, и потому жалобы некоторых моих друзей на сутолоку, мешающую работе, мне не совсем понятны. В принципе, не имея ничего против знакомства с интересными людьми, я покуда нигде не бываю.

О княгине же Тенишевой я слышал так много хорошего, что очень бы желал с ней познакомиться, но не думаю, что будет ловко явиться к ней, даже под тем уважительным предлогом, который рекомендуете Вы, при том, вряд ли Княгиня сама демонстрирует свою, действительно, как я слышал, великолепную коллекцию незнакомым посетителям?

Проект служить в Петербурге я не оставляю, но мне сообщили, что в Эрмитаже так много прикомандированных, что пришлось бы ждать без конца чего-либо существенного. Попробую в Театрах, не посоветуете ли и вы со своей стороны что-либо. Пишите непременно, не собираетесь ли Вы в Париж.

Жена шлёт свой привет.
Ваш К. Рауш

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1176, 2 л.
________________________________


25 января 1907 г.
Письмо Грабаря И.Э. к Рериху Н.К.

Дугино 25 янв. 1907.
Ну что же, - отлично: вы втроём можете спеться. Важно, чтобы была совершено определённая последовательность, чтобы, несмотря на отдельные главы отдельных авторов, одно вытекало из другого. Под Византией я разумею не только первые Киевские церкви, но и Новгородский, Суздальский и начало Московского периода, т.е. не исторического и художественного, а исторического: Успенск. Собора и пр.

Здесь нужно взять несколько глав: I. 1) общая характеристика эпохи (переход от «славянства» к «Руси», - если <…> Ты не возьмёшь это в свою часть и не закончишь им свой древнейший период, - жизнь Киева, - князя, и народа, быта; 2) Церкви 3) Декоративное и прикладное искусство (мозаика, эмали, орнамент и пр.)
II. Новгород и Псков с теми же отделами.
III. Суздальская Русь (Владимир, Суздаль, Переяславль, Муром и пр.) идеи
IV. Москва (ещё суздальская).

Я намечаю только схему. Словом я хочу сказать, что надо дать нечто совершенно другое нежели давали <Павли…> и К°. Надо ближе подходить к Забелинскому «Домашнему быту цар.» Нужна картина вр. эпохи, отражённая в искусстве. Разумеется, где речь прямо об архитектуре, там место точной терминологии и аршину, но тоже не одному аршину.

Я начинаю склоняться всё больше к тому, чтобы иконопись не выделять. И в таком случае Ты вероятно согласился бы написать о мозаиках и фресках и иконах для этого же первого тома, т.е. до Московского периода. Кажется, Ты всем этим очень занимался.

Вообще было бы хорошо, если бы Ты переговорил с Щусевым и Ростовцевым и наметил с ними план и распределение ролей. Напр. есть масса сторон, которые необходимо затронуть (Миниатюры, рукописи, литейное дело и пр.).

Как я уже Тебе писал, начал список тех клише, которые у меня есть, я смогу сообщить Тебе только через неделю-две-три, ибо необходимо вести разные переговоры с всевозможными издателями. Если и Ты вспомнишь кого-нибудь, кто бы уступил интересным клише, то черкни. Конечно, надо с ним делать и новые, но при такой массе мыслимо <…> издание дёшево <…> при условии подавляющего количества дёшево доставшегося иллюстрационного материала. Во всяком случае наметьте с Щусевым и Ростовцевым, что бы Вам нужно было. Тебе придётся ведь доставать древних скандинавских вещей. Не знаю как это сделать. В крайнем случае, можно будет сделать и ряд автотипий с хорошим иностранным автотипическим клише; если они большие, то в уменьшении выходят недурно.

Огромный перевес в этой истории, разумеется, выпадает на долю после Петровского времени, - но с этим надо мириться. Что же делать, когда после Петра было создано количественно неизмеримо больше.

Досадно, что не видел Твою новую темперу. Но отчего Ты не хочешь послать её «На Союз». Мы бы оттуда двинули её в Берлин воспроизводить. Присылай. Я, <> быть, тоже послал кое-что.
Ну, всего хорошего
Твой И. Грабарь

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/728, 2 л.
_____________________________________________


27 января 1907 г.
Письмо Н.К. Рериха к И.Э. Грабарю

Конверт с адресом (марка вырвана):
Дата на штемпеле: С.Петербург. 27.1.1907.

[Российский герб]
ИМПЕРАТОРСКОЕ
ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ.
С.-Петербургъ, Морская 38.

Москва Пятницкая
Овчинников переулок, Контора Мещериных
для передачи
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
___________________________________

Дорогой Игорь,
Прежде чем я переговорю с Ростовцевым, сообщи мне какого размера должна быть его статья (Юг и Скифы) - в 1 лист? или больше? Так наз. Византия тоже в 1 лист?

Был у меня Кнебель; я дал ему несколько указаний. Между прочим мы разговорились о том, что в Содружнике имеется материал для монографий о моих вещах, текст Маковского и уже собрано большинство клише, а всего их можно добыть до 60.

Очень сожалею, что tempera называю «Поморяне» немного не поспела, из москвичей её видел Средин, если хочешь спроси его.

Твой
Н. Рерих
27 Янв. 907.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 106/10096, 2 л.
____________________________________



31 января 1907 г.
ПИСЬМО Грабаря И.Э. к Рериху Н.К.

Дугино 31 янв.1907.
Дорогой Коля, нарочно прилагаю Тебе нечто вроде схемы первого выпуска, или тома, как хочешь. Само собой разумеется, что этой схемой я нисколько не хочу стеснять ни одного из авторов. Вы можете выработать свою, но я попросил-бы только, прежде чем приступить к работе, прислать её мне.
Когда Ты приедешь в Москву, то мы разберём её по косточкам, надеюсь (что торговаться не придётся) и тогда с Богом! Посылаю её потому, что из неё всё же видно, чего-бы мне хотелось и кстати легче распределить и роли. Мне представляется, что здесь возможно одному и тому же автору вступить несколько раз в последовательный рассказ. Напр. так:

Введение – Грабарь
Древн. эпоха. Доисторич. период – Рерих
Восточн. и Греко-Римск. влиян. – Ростовцев
Славянск. период – Рерих
Введенiе христианства – Образование Руси – Рерих
Принятие Христианства – Рерих и Щусев
Церковн. строительст. - Щусев
Декоративное иск. – Щусев
Быт - Рерих

Количество листов:
Введение ---------------------------- 1 1/2 листа
Доисторич. период ----------------- 1/2 л.
(скифы)
Юг Восточн. и Греч. вл.-------------- 1 л.
Славянск. пер.-------------------------- 1 1/2 л.
Образов. Руси и принят Христ------– 1/2 л.
Церковн. строительство--------------- 2 1/2 л.
Декорат. --------------------------------- 1 л.
Быт---------------------------------------------1/2 л.
_______________________________________
Итого Вам вместе нужно дать около 7 листов.
Клише (кроме Введения) нужно бы около 200.

Относительно этих клише мы переговорили. К тому времени я соберу всё что можно, а затем надо будет достать фотографии (Борщевского, есть <много> у Фишера и т.д.) Чего не хватит надо будет вновь снимать. Пройдёмся по Историческому Музею и наметим.

Что касается Твоей монографии, то мы об этом поговорим при свидании. Теперь могу только сказать, что с ней пришлось бы повременить. В первую голову необходимо было давать то, что играло большую роль в движении последнего времени. Коровин, Серов и Левитан – эти явления, определившие всю эпоху 80-х и 90-х годов. От Врубеля пошло всё движение новое в Москве (как отчасти и от Мусатова, и его будет необходимо дать поскорее). Бенуа и Сомов родоначальники всего круга графиков Петербурга. Васнецов, Поленова и Якунчикова – дали всё декоративное возрождение. Также необходимы Репин и Суриков. Репина я <на…ваю>. У Сурикова слишком мало вещей, но всё же надеюсь его сделать. Во всяком случае всё это явления завершившиеся и едва ли имеющие сказать ещё новое. Ты, по моему, весь впереди и в этом Твоё счастье. Но, повторяю, об этом поговорим.

Выставка раньше 11-го не откроется. Неужели не привезёшь темперы? Ведь можешь привести 11-го утром.

Что касается сроков статьям, то, как теперь выясняется, они нужны будут не раньше конца лета; Маковскому я писал о Мае, - теперь можно отсрочить до конца Июля.

Жму твою руку
Твой Иг. Грабарь

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/729, 1 л.
________________________________


31 Января 1907 г.
ПИСЬМО Н.К. Рериха к [Спицыну] Алексею Александровичу

Глубокоуважаемый Алексей Александрович.
Позвольте обратиться к Вам, как к Председателю Императорской Археологической Комиссии. С разных сторон слышу я, что мой записной листок в № 1 журнала «Старые годы» вызывает нарекания среди гг. Членов Комиссии.

Относясь всегда со внимательностью к деятельности столь важного учреждения и высоко ценя Вашу просвещённую работу в деле отечественной археологии, я с исключительною признательностью приму факты, которые помогли бы печатно опровергнуть высказанное мною в листке «Разрушения».

Прошу Вас верить, что всё высказываемое мною в отношении Императорской Археологической Комиссии, говорится с особою скорбию, а потому возможность опровергнуть сказанное будет встречена с особою радостью.

Пользуюсь случаем выразить Вам чувства моего глубокого уважения и преданности
Н. Рёрих

31 января 1907 г.
Мойка, 83.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/97, 2 л.
************************************************************************************


ФЕВРАЛЬ

2 февраля 1907 г.
ПИСЬМО А.В. Средина к Рериху Н.К.

Москва: Большой Левшинский, д. Эперса
Ал.Вал. Средину
______________________________________________

2 Февраля 1907

Глубокоуважаемый Николай Константинович,
Тотчас по приезде в Москву я видел Николая Дмитриевича Милиоти и его
старшего брата Юрия у себя и просил их передать брату то, о чём Вы просили.

А в среду в художественном кружке говорил с В.В. Переплётчиковым; он сказал мне, что непременно постарается добыть Ваши картины со склада. Многие художники ждут с нетерпением приезда Сергея Павловича, чтобы выручить свои вещи для союза. Вследствие этого самое открытие выставки отсрочено до 11-го Февраля. – Не слыхали ли Вы что-нибудь о том, когда будет здесь Сергей Павлович? Мне тоже очень хотелось бы выручить свои эскизы.

Во вторник назначено открытие выставки Мусатова, которая обещает быть очень интересной; в складе ещё находятся его двенадцать картин, которые раннее нельзя получить до приезда С.П. Дягилева.

Москвичи, кажется, тоже в начале Февраля открывают свою выставку. Пожалуйста, если Вам нужно что-нибудь в Москве, пишите прямо. С удовольствием исполню Вашу просьбу.

Искренно уважающий Вас,
Александр Средин.

Отдел рукописей ГТГ, ф.44/1313, 2 л.
_________________________________


2 февраля 1907 г.
ПИСЬМО А. Успенского к Рериху Н.К.

Вверху листа запись рукой Н.К. Рериха:

Собачья площадка Дом
Самарина кв. 8.
Кн. Шаховская
_________________________________

07 – II – 2.
Глубокоуважаемый Николай Константинович!
Обращаюсь к Вам с покорнейшей и усердной просьбой, не откажите, пожалуйста (как и в прошлом году) замолвить за меня пред А.В. Праховым словечко, чтобы он, по примеру прошлых лет (начиная с 1901 г.), соблаговолил мне высылать «Художественные Сокровища России» и в нынешнем году. Из списка сотрудников журнала, как видно из объявления, я ещё не вычеркнут, а в портфеле Редакции лежит до сих пор порядочно моих статей о дворцах. О своих статьях я уже писал осенью 1906 г. г-ну Зарубину; я просил его сообщить мне о судьбе их, но ответа до сих пор не получил. Статьи эти из числа тех, которые доставлены были в 1903 г. по просьбам и заказам А.В. Прахова. Простите пожалуйста, что я беспокою и теперь Вас своими просьбами по моему литературному делу; но Вы всегда были так любезны, и я в деле с А.В. Праховым видел в Вас единственного доброго и справедливого защитника моих интересов.

Истинно почитающий Вас и сердечно Вам преданный
Александр Успенский.

Адрес мой: Москва.
Зубовский бульвар, д. Дворцового
Ведомства. Ал. Иван. Успенскому.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1433, 1 л.
_______________________________


8 февраля 1907 г. СПб.

Хроника
ЗАМЕТКИ

С нормировкой рабочего дня у многого множества рабочих людей, преимущественно служащих в торгово-промышленных заведениях, остаётся излишек свободного времени, которое большинство из них хотело бы употреблять с пользой для саморазвития. Но, к сожалению, далеко не все имеют возможность удовлетворить свои стремления.

У нас страшно мало воскресных школ и почти совершенно нет образовательных воскресных классов. Тем же, кто чувствует стремление к искусству — к живописи, рисованию, черчению — приходится совсем плохо, ибо у нас рисовальные школы игнорируют занятия по воскресным и праздничным дням. Как это жаль!

Часто сталкиваешься с молодыми людьми, которые страстно стремятся к развитию своих художественных способностей и не могут ничего предпринять, имея свободными лишь праздничные дни.
Необходимость в рисовальных школах, открытых по праздничным дням, а кроме того, и по будням от 8-ми часов вечера, в настоящее время ощущается самая живая.

Думается, что в данном случае на помощь делу может явиться Рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств. Это Общество по своему уставу должно служить содействию процветания художеств в России и поощрять всё достойное художественное, и ему в первую голову надлежит пойти навстречу новым требованиям художественной жизни и открыть для начала хотя бы лишь одни классы в праздничные дни, а потом развить занятия ежедневно и во время после восьми часов вечера.
Для организации таких классов у Императорского Общества поощрения художеств есть все необходимые средства — и люди, и деньги.
Во главе Рисовальной школы Общества теперь поставлен молодой и чуткий ко всему художественному живописец Н. К. Рерих. Будем думать, что он приложит усилия с своей стороны, чтобы мысль об организации воскресных и вечерних классов получила скорейшее осуществление.
Ив. Лазаревский

Слово. 1907. 8/21 февраля. № 69. Четверг. С. 6.
__________________________________________

********************************************************************



ВЕСНА 1907 г.
Из воспоминаний Н.К. Рериха:

ЕЩЁ ГИБЕЛЬ

Ранней весной 1907 года мы с Еленой Ивановной поехали в Финляндию искать дачу на лето. Выехали ещё в холодный день, в шубах, но в Выборге потеплело, хотя ещё ездили на санях. Наняли угрюмого финна на рыженькой лошадке и весело поехали куда-то за город по данному адресу.

После Выборгского Замка спустились на какую-то снежную с проталинами равнину и быстро покатили. К нашему удивлению, проталины быстро увеличились, кое-где проступала вода, и, отъехав значительное расстояние, мы наконец поняли, что едем по непрочному льду большого озера. Берега виднелись далёкой узенькой каёмкою, а со всех сторон угрожали полыньи, и лишь держалась прежде накатанная дорога. Наш возница, видимо, струхнул и свирепо погонял лошадёнку. Впрочем, и лошадь чуяла опасность и неслась изо всех сил. Местами она проваливалась выше колена, и возница как-то на вожжах успевал поднять её, чтобы продолжить скачку. Мы кричали ему, чтобы он вернулся, но он лишь погрозил кнутом и указал, что свернуть с ленточки дороги уже невозможно. Вода текла в сани, и всё принимало безысходный вид. Елена Ивановна твердила: "Как глупо так погибать".

Действительно, положение было беспомощное. Лопни ленточка изгрызанного льда, и мы останемся в глубине большого озера, и никому и в голову не придёт нас там искать. Лошадь скакала бешено и уже не нуждалась в кнуте.
Стал приближаться берег, и мы заметили, как по нему сбегался народ и о чём-то отчаянно жестикулировал. Скоро мы догадались, что это была речь о нас. Но лошадка всё-таки вынесла, и когда мы подъехали к пологой гранитной скале, то оказалось, что лёд уже оторвался сажени на полторы. Лошадка сделала неимоверный скачок, сани нырнули в воду, но уже копыта карабкались по скале, и сбежавшиеся люди подхватили. Собравшаяся толпа напала на нашего возницу, крича, что он знал о том, что путь через озеро уже был окончательно закрыт три дня тому назад. Какая-то побережная власть записывала имя возницы, а все прочие изумлялись, как удачно мы выбрались из угрожавшей гибели. Люди удивлялись нашему спокойствию, но ведь мы ничего другого и не могли придумать, как только положиться на быстроту финской лошадки. Среди разных пережитых опасностей крепко запомнилось это финское озеро.

[1939 г.]
Н. К. Рерих. Из литературного наследия. М, 1974.
__________________________________________


МАРТ

1 марта 1907 г.
Открытое письмо И.Э Грабаря к Рериху Н.К.

На штемпеле дата: МОСКВА. 10. 3. 07.

Его Высокородию
Николаю Константиновичу Рерих
С – Петрбург. Мойка, 83.

Дугино 1 марта 1907 г.
Дорогой Коля,
Нет, напротив всё идёт как нельзя лучше, да и <> маленькой неприятности, которую я только что пережил – болезни (какая-то пустая инфляция, но державшая меня на 40,2° - и ужасно ослабившая). Вот и вся заминка.

В Москве же после нашего свидания я прожил целый месяц почти (т.е. <вернее> три недели) и всё время налаживал дело со всех сторон. Что касается Кондакова, то я думал, что Щусев уже всё с ним переговорил. Дело ведь окончательно выяснилось, за исключением вопроса о точном числе снимков, но приблизительно и это уже известно 150-200 (на <……>: Кнебель хотел бы их разбить на разные выпуски так, чтобы всего вышло выпусков 28; это какая-то каббалическая цифр, на которую ещё клюют подписчики при условии рублёвых выпусков; ну и Бог с ним, я прибавлю по лишнему выпуску на историю пейзажа, главн. течения в р[усской] живописи и куда ещё окажется <нужнее>.

Итак, говори с Кондаковым на счёт икон. Я всё еще колеблюсь, ибо, всё что я знаю в литературе (а я перечёл, кажется, весь печатный материал) не похоже на то, что по-моему нужно.

Твой И. Грабарь.

Прошу Щусева и Маковского известить меня за ранее, когда они будут в Москве: я уже <рассредоточил> материал и мы могли бы пересмотреть клише.

ОР ГТГ, ф. 44/730, 1 л.
_______________________



1 марта 1907 г. Москва
Хроника

На текущей выставке «Союза русских художников» в Москве отсутствуют произведения постоянных участников «Союза» — Малютина, Лансере, Головина, Браза, кн. Трубецкого. Выставлен уже известный великолепный портрет В. Я. Брюсова раб. М. А. Врубеля. К. Сомов участвует небольшим портретом. Участвуют В. А. Серов, К. Коровин, Малявин. Блестяще представлен А. Н. Бенуа своими тонкими, полными вкуса работами, — пейзажи Бретани и Версаля. Добужинский дал ряд прекрасных иллюстраций на тему «Город» для альманахов книгоиздательства «Шиповник».
Выставку дополняют Л. Бакст, А. Васнецов, Н. Рёрих, С. Виноградов, Жуковский и др....

В мире искусств. 1907. 1 марта. № 3. С. 16-17.
______________________________________



4 марта [1907 г.]
ПИСЬМО Ольги Георгиевны Базанкур к Рериху Н.К.

4 Марта
Многоуважаемый Николай Константинович,
Очень прошу извинить меня, что не удалось воспользоваться в понедельник разрешённым Вами мне interview по делам Школы. Я была вызвана экстренно в суд по одному литературному делу, и так была занята и взволнована этим, что не смогла даже вовремя дать знать Вам о моём неприбытии. Я позволю всё же как-нибудь заехать в Школу, чтобы получить интересующие меня сведения, а также передать <…> г-жи <Мисачевой> о Школе в 70-х годах, о которой я Вам говорила.

Извиняюсь ещё раз, остаюсь готовая к услугам
О. Базанкур.

Фонтанка, 140.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/634, 1 л.
________________________________



6 марта 1907 г.
Открытое письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э.
Открытка Общ. Св. Евгении. Н.К. Рерих "Старая Рига".
 
  
 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
На штемпеле дата: С.Петербург. 6.III. 1907.

Москва.
Полянка. Овчинников [пер.]
Контора Мещериных.
Игорю Эммануиловичу Грабарю
___________________

Дорогой Игорь.
Формаковский согласился. С Кондаковым всё ещё боюсь начать.
Как с Кнебелем? На чём улажено с рисунками?
В Марте и Щусев и Маковский будут в Москве.
Твой Н.Р.

Как в Союзе? Академия не даёт больше зал под выставку. Просто беда!

Отдел рукописей ГТГ, ф. 106/10099, 1 л.
________________________________________


7 марта 1907 г. Киев.
Письмо М.В. Нестерова к Рериху Н.К.

Глубокоуважаемый и дорогой
Николай Константинович!

Простите меня за долгое молчание. Первое время завертелся с выставкой, потом уехал в Киев, где тотчас же захворал (вместо отдыха-то!) По сведениям из Москвы дела моей выставки там - идут удовлетворительно, и хотя выставка и посещается в Москве менее ретиво, чем в Петербурге, но печать, за весьма редкими случаями, и в Москве к прегрешениям моим относится терпимо (да что и взять со старика!)

Продажа на выставке идёт не худо – осталось вещей 6-7, а потому мысль об участии моём в Париже приходится оставить.

Из оставшихся картин я не решился бы показать там более 2-х – 3-х вещей, из коих, конечно, составить самостоятельный отдел нельзя.
Что касается Венеции, то при встрече с Сергеем Павловичем на моей выставке в Москве от переговоров на эту тему я счёл нужным уклониться вовсе. Остался Лондон.

Лондон – моя слабость; туда меня тянет, но и о Лондоне надо поговорить основательно, как с Вами, так и с Сергей Константиновичем Маковским. 15-го числа уезжаю из Киева для закрытия выставки 18 Марта в Москве.
В 20-х числах буду в Петербурге и надеюсь видется с Вами. Пока же прошу передать моё почтение Вашей Супруге. Вам шлю искренний привет и остаюсь преданный
Мих. Нестеров

Киев
7 Марта 1907.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1057, 2 л.
____________________________________



15 Марта 1907 г. Дугино.
Открытое письмо И.Э Грабаря к Рериху Н.К.

Николаю Константиновичу Рерих
С – Петербург, Мойка, 83.

Дугино 15 марта 1907 г.

Дорогой Коля, вот какая чепуха вышла. Я всё ещё не оправился и отсюда письмами всё устроил на счёт отправки Твоей картины.

Сейчас получил письмо от Кнебеля, который пишет, что был на Союзе (как я его просил), но ему сказали, что ни Твою, ни Бакстовскую картину на счёт Союза не отправляли и, кроме того, наговорили ему о их непрочности (мол, малейшая сырость, или там что-нибудь, и придётся нам тысячи и тысячи платить), что он прислал мне слёзное письмо – избавить его от такого риска и подождать, пока у обоих Вас будет что-нибудь менее рискованное для предпринимателя. Он ужасный трус, но что же с ним делать. Но я предлагаю Тебе вот что. Ты всё равно ведь отправлять в Париж будешь, следовательно, на Берлин отправь пока прямо Мейзенбаху, вот и всё, если не боишься порчи. А Бакст у меня, значит, так и пропал! Ужасно глупо.

Твой И. Грабарь

ОР ГТГ, ф. 44/731, 1 л.
______________________


21 марта 1907 г.
Открытое письмо Н.К. Рериха к Грабарю И.Э.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
На штемпеле: С.Петербург. 21. III. 1907

Москва. Полянка. Овчинников переулок.
Контора Мещериных
для передачи
Игорю Эммануиловичу Грабарю.
----------------------

Дорогой Игорь,
Кондаков очень симпатично отнёсся к моему запросу. Срок – Рождество. Весною, значит, Ты сам с ним переговоришь. Я думаю надо настоять, чтобы Кнебель взял именно Поморян, ведь главный путь до Берлина, а это не его дело и ответственность. Как Твоё здоровье? Желаю скорейшей поправки. Твой НР.

Отдел рукописей ГТГ, 106/10100, 1 л.
__________________________________


31 марта [1907 г.]
ПИСЬМО А. Билибина к Рериху Н.К.

Суббота, 31 марта.

Дорогой Николай Константинович.
Во- первых, Христос воскресе, а вторых, я……… при смерти. То есть не совсем, но всё же, несомненно, умру. Когда – это не известно, но таковой прискорбный день настанет.
Вдобавок, глухарь, смертельно раненый, жестоко клюнул меня (в отместку) за нос, так что я временно обезображен и, наконец, у меня, кажется, тифо-скарлатино-менингит.

Степан Степанович, видевший, как я удирал из Петербурга (мы с ним столкнулись на вокзале), может подтвердить, что он уже и тогда усмотрел первые признаки этой ужасной болезни. Мы даже говорили с ним на эту тему.
Из всего вышенагороженного следует, что я прийду в Школу в самом начале Фоминой недели, т.е. в субботу.

В общем же, я здесь и рисую, и пытаюсь охотиться. Но ток ещё не начался, хоть и должен начаться со дня на день. Я стоял сегодня вечером, в сумерки, в оттаивающем моховом болоте, чтобы подготовить себе утреннюю охоту, но глухарей ещё не было слышно; только гоготали кругом белые куропатки.
Сижу же я где-то в дебрях Новгородской губернии, за несколько десятков вёрст от Боровичей; одним словом, сел в бест.

Твой
И. Билибин.

P.S. – Какое счастье иметь ноги, и иметь возможность ходить по лесу, увязая по колено в воду!

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/618, 2 л.
_______________________________
***************************************************************************


АПРЕЛЬ

3 (ст.ст.)/16 апреля 1907 г. Париж
ПИСЬМО Е.К. Четвертинской к Рериху Н.К.

1907. 16/3 April

Пришла статья Edouard Jardin , говорят лучший молодой критик. Мы его не знаем, как и вообще никого не знаем из прессы (ежедневной). Louis Vauxcelles тоже считается знатоком и неподкупным. Arse Alexandre ничего не
написал (это душа продажная и приятель Бенуа) – это не лучше, потому что Figaro продажный, а так никого из них не зная интереснее.
Е.Ч.

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1467, 1 л.
________________________________


Апрель 1907.

В ШКОЛЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ОБЩЕСТВА ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ…

Воззвание учащихся Школы общества поощрения Художеств
(написано печатными буквами фиолетовыми чернилами)

Товарищи! Разве вам недостаточно было примеров в прошлом полугодии, когда на все ваши просьбы педагог[ический] Сов[ет] выражал «принципиальное согласие», но не находил возможным удовлетворять. Так было со столовой, кассой взаимопомощи и художественными вечерами, лавкой и др. А насчёт пособий?.. «Принципиально сочувствуя нуждам уч-ся», - Сов[ет] препод[авателей] неизвестно куда девал 300 руб…

Товарищи!! На все наши справки и требования Сов. Преп. ответил – репрессией. Входя в нынешнее полугодие в нужды уч-ся, Пед. сов. идёт дальше – он уничтожает бесплатные билеты.

Товарищи, неужели вам недостаточно всего этого, вы всё ещё продолжаете прибегать к старым способам – подаёте прошения с едва заметными подписями, чтобы приняли исключен[ных] учеников и учениц,.. В результате? – как и прежде полное молчание, нуль внимания и ещё одна пощечина. Нет! Товарищи, не так надо! – надо открыто и громко предъявлять, и требовать исполнения наших нужд.

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь» девиз С.Д. – «В борьбе обретёшь ты право своё» - С.-Р... Вот пути, которые ясно указывают, как мы можем улучшить наше положение, а не тот, которым пользовались до сих пор, и получали за это одни только пощечины, камешки и издевательства.
Требуйте открыто и смело то, что вы породите нужное и полезное, ждите то, что принадлежит по праву. Устраивайте в каждом классе стачки, освещайте личность директора со всеми его холопами и приспешниками, этого человека <…> света.

Товарищи! Мы твердили целое полугодие, но неужели должны этим довольствоваться? – нет, товарищи! Без борьбы ничего нам не сделать, а раз борьба – будут и жертвы, то и мы должны поступать так, чтобы чувствовали г.г. преподаватели с директором во главе и считались с нашими требования-ми. Администрация, исключив 12 ч., думает, что всё заглохло, все стали довольны! – а нет!! Напрасно думает так, какие бы администрация репрессии не вводила, ей не очистить школу от недовольных и сознательного элемента.
Да здравствует борьба!
Долой произвол!

(Товарищи, когда прочтёте, передайте другим.)

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1132, 1 л.
__________________________________


[5 апреля 1907 г.]
ВОЗЗВАНИЕ Политической Организации учащихся школы О.П.Х. (б.д.)

Политическая организация Учащихся Рисовальной Школы Общества Поощрения Художеств, входящая в состав объединённых учебных заведений, категорически настаивает на вывешивании Педагогическим Советом протоколов заседаний для ознакомления учащихся о деятельности Педагогического Совета.

Срок исполнения вывешивания 3 дня.

От руки нарисованная печать:
Организация
Учащихся
Рис. Шк.

Отдел рукописей Ф. 44/1134, 1л.
____________________________


7 апреля 1907 г.
ЗАЯВЛЕНИЕ Организации учащихся школы О.П.Х.

Организация учащихся рисовальной школы Общества поощрения художеств заявляет: Педагогическому Совету, что организация послала требование о вывешивании протоколов заседаний Пед. Совета 8 Апреля истекает срок
вывешивания протоколов бывших заседаний.

P.S.
Если 8-го Апреля педагогический совет не вывесит протоколы заседаний то
организация учащ. О.П.Х. будет считать за призыв к открытой борьбе.

7 Апреля 1907 года.
[Круглая печать Организации учащ. Рис. Школы Общ. Поощрен. Худож.]

Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1133, 1л.
_________________________________

ХРОНИКА

А. Ростиславов
НАБРОСКИ О ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕЛАХ

Прошёл только год со времени вступления Н. К. Рериха в должность директора школы Общества поощрения художеств, а открывшаяся на Пасхе ученическая выставка уже свидетельствует о повеявшей свежести, о совсем ином характере преподавания. Особенно, пожалуй, чувствуется разница с прежней «сабанеевской» школой в классе композиции (преподаватель Щусев), где вместо прежнего эклектического склеивания - и новые свежие формы, и новые задачи, и в классе майолики (преподаватель Роот).

Появился совсем новый класс вышивок, преподавательницей которого приглашена одарённая таким изящным талантом Линдеман. Прежней сабанеевской мертвечиной отдаёт только от декоративного класса (с мёртвой натуры), где в ненужном этюдном выписывании и вырисовывании менее всего чувствуется именно декоративность. Столь важные общерисовальные классы, по-видимому, также будут поставлены очень удачно. Не только в натурном (преподаватели Ционглинский и Бобровский) среди многочисленных работ немало интересных рисунков и этюдов, а в головном, где введено рисование не только с гипсов, а и с живой натуры, работы уже носят иной характер, большей свежести, большего понимания формы. Заметней как-то выделяются и дарования отдельных учеников, напр., ученицы Вальтер. Одним словом, чуть ли не через 25 лет школа из трафаретно-механической начинает, по-видимому, превращаться в художественную.

Золотое руно. 1907. Апрель. № 4. С. 79.
****************************************************************************
 
  
 

А. Головин. Портрет Н.К. Рериха. 1907.